Мотивационно- целевой этап | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Владлена Алексеевна и урок по музыке у вас проведу я. Музыкальное приветствие -Проверьте готовность к уроку, на партах у вас должны лежать учебник, пенал, дневник, тетрадь. -А чтоб узнать тему нашего сегодняшнего урока послушайте стихотворение. Вербы веточку сорви, В церкви в праздник освяти, Чтоб болезни и печали На пути не повстречались. Благодать пусть дом наполнит, Злопыхатели умолкнут. Пусть добро и красота Не покинут никогда! – Реята, как вы думаете, о каком празднике идёт речь? –Правильно! - Давайте сформулируем тему урока. -Сформулируем цель нашего урока (просмотр мультфильма) | Фронтальная | Приветствуют Психологически настраиваются на работу Проверяют готовность к уроку. Учащиеся слушают стихотворение. -Речь идет о Вербном воскресенье. -Тема урока Вербное воскресенье. -Цель нашего урока узнать историю о Вербном воскресенье | Л1 |
Этап актуализации знаний | -Почему это воскресение и почему оно называется вербным? История праздника «Вербное Воскресенье» неразрывно связана со словами Иерусалим, Спаситель, верба. Иерусалим – это древний город, столица Иудейского царства. Спаситель – это Иисус Христос. Верба – это первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. - Вербное Воскресенье – последнее воскресение перед Святой Пасхой, и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Согласно Библии, в этот день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – вернулся из странствий в Иерусалим, в город, где произойдёт его крестна смерть и грядущее за ним Воскресение. Люди, которые много слышали об Иисусе, о том, как он исцелял больных, спешили к нему на встречу. - Откройте учебник на стр. 48 и прочитайте описание этого события. (читают про себя) -Что кричали люди, приветствуя Христа? -Верно. Все вокруг радостно кричали: «Осанна!», что обозначает спасение. Особенно громко выкрикивали это приветствие маленькие дети. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Иисусом свои одежды и пели. | Фронтальная | -Ответы детей. -Учащиеся слушают информацию про Вербное воскресенье. -Дети выполняют работу с учебником. -Люди кричали: «Осанна! Слава в вышних Богу!» | М1 М2 |
Этап изучения нового знания | Я предлагаю вам послушать «Осанна!» из рок-оперы современного американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера - «Иисус Христос суперзвезда», в котором он передал радостное настроение народа. -Что выражает эта музыка? -События, происходившие в Х веке нашей эры, отображены поэтами в стихах. -След этих событий мы находим в картинах и, конечно же, в иконах. - Рассмотрите картину Джотто и икону «Вход Господень в Иерусалим» на с. 48-49 учебника. -О каком торжественном событии рассказывают художественные и изобразительные образы? -Как вы это поняли? -Какое настроение передают нам эти произведения искусства? - Похоже ли настроение картины и иконы с настроением прослушанной музыки? Физкультминутка (видеоролик) -Откройте учебник на с. 50-51. Рассмотрите рисунки на развороте. -Прочитайте стихотворение Александра Александровича Блока. -Что вы можете сказать об этом стихотворение? -На этой странице вы можете увидеть нотные отрывки из детских песенок Александра Тихоновича Гречанинова и Рейнгольда Морицевича Глиера. Прочитайте слова, написанные под нотными записями. - Что вы заметили? -Давайте сравним эти нотные записи. -Что можно сказать о движении мелодии в этих песенках? -На какие слова приходится самое яркое звучание? | Фронтальная Групповая | -Музыка передаёт радостное настроение людей. Они восторженно встречают Иисуса Христа. - И картина, и икона говорят нам о входе Иисуса в Иерусалим. -В центре иконы и картины мы видим едущего на осле Иисуса Христа, а за ним идут его ученики. Жители Иерусалима машут пальмовыми ветвями и расстилают по дороге перед Христом свои одежды. -Люди радуются, приветствуют Христа. -Да. Всё передаёт людскую радость. -Учащиеся выполняют физкультминутку. -Ответы детей. Читают слова под нотными записями. -Песенки написаны на стихотворение Александра Блока «Вербочки». Изучают нотную запись. -В песне Глиера мелодия с небольшими скачками идёт вверх, а в песне Гречанинова мелодия пошагово поднимается вверх и в конце немного опускается вниз. - Пахнет весной. | П1 |
Этап самоконтроля | -Давайте познакомимся с музыкальным звучанием этих песенок. Звучит песня «Вербочки» А.Гречанинова. - А теперь послушайте вторую песенку. Звучит песня «Вербочки» Р.Глиера. -Музыка, какой песенки изображает праздничное действие-шествие, а какой выражает состояние человека, ожидающего праздника? - Чем похожи эти произведения? - А ещё, ребята, в этих песенках нет куплетов и припева – обе похожи на рассказы. - Могут ли эти произведения звучать в храме? Речевая разминка Скороговорка на «с», «р»: Сорок сорок ели сырок, Рог носорог принес на порог. Зачем он явился, кричат тараторки, Его не хватает для скороговорки. (медленно, немного быстрее, быстро) Вокально-хоровая работа над песней «Вербочки» А.Гречанинова. -Я предлагая вам разучить песенку Гречанинова. У. Исполним песню хором. | Групповая | -Учащиеся слушают песню. -Учащиеся слушают песню. -В музыке первой песенки присутствует трепетность, что говорит об ожидании праздника. Музыка второй песенки лиричнее, спокойнее показывает состояние души человека во время службы или после неё. -В них мы видим светлое настроение, тихую радость. -Нет, в храме звучит совсем другая музыка. -Учащиеся выполняют речевую разминку -Учащиеся разучивают с учителем песню. | П1 П2 П3 |
Этап рефлексии учебной деятельности | -Сегодня ребята, вы все очень хорошо работали: пели, слушали музыку. -Скажите, какое событие празднуется за неделю до Пасхи? -Как люди встречали Господа? -Как по-другому называется этот праздник? -Почему? -Мы сегодня с вами много говорили о вербочках и Вербном воскресении. -В учебнике на с.51 вы найдёте иллюстрацию, отображающую тему сегодняшнего занятия. Открываем дневники и записываем домашнее задание: составьте рассказ по этой картине. Если вы очень хорошо поработали, и вам все было понятно поднимите зеленый кружок. Если вы испытывали затруднения, поднимите красный кружок. Урок окончен, до свидания! | Фронтальная | -Праздник Входа Господня в Иерусалим. -Они махали пальмовыми ветвями, устилали дорогу одеждой, кричали: «Осанна!». -Вербное воскресенье. -У нас пальма не растёт, поэтому люди идут в церковь с веточками вербы, так как верба зацветает первой. Учащиеся проводят самоанализ | П3 |