СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Какая бывает промышленность?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Какая бывает промышленность?"»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема: «Какая бывает промышленность?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить детей с различными отраслями промышленности, преобладающие в мире.

Задачи:

-формировать навык определения товаров, которые производит та или иная отрасль промышленности;

-развивать у детей внимание, связную речь, умение работать в коллективе;

-учить различать отрасли промышленности.

Формируемые УУД:

  • Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, умение осознавать свои трудности;

  • Регулятивные: уметь формулировать тему урока, уметь высказывать свои предположения, уметь анализировать и исправлять ошибки, уметь выполнять учебные действия в устной и письменной речи, осуществлять контроль по результату;

  • Познавательные: уметь строить речевое высказывание, формулировать собственное мнение, контролировать действие партнеров, уметь добывать новые знания- находить ответы к вопросам, уметь делать выводы в результате анализа.

  • Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками, оформлять грамотно свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, уметь аргументировать свой ответ.

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, и сегодняшний урок проведу у вас я. Желаю вам успехов при выполнении заданий.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Можете присаживаться.

*Здороваются

Коммуникативные УУД

Актуализация знаний

(проверка Д/З)

Фронтальный опрос

- Какую большую тему мы изучаем?

- Как называются части экономики?

- С какими отраслями мы уже познакомились?

Тестирование

1. Что такое животноводство?

А) Это выращивание культурных растений

Б) Это выращивание домашних животных

В) Это добыча полезных ископаемых

2. Для чего люди занимаются животноводством?

А) Ради собственного удовольствия

Б) Для получения продуктов питания

В) Для получения строительных материалов

3. Каких домашних млекопитающих разводят люди?

А) Тигров, леопардов, львов

Б) Волков, зайцев, лисиц

В) Коров, коз, овец, кроликов

4. Каких домашних птиц разводят люди?

А) Чаек, ласточек, стрижей

Б) Кур, уток, гусей, индюков

В) Дроздов, дятлов, синиц

5. Каких рыб разводят люди?

А) Карпов, форель

Б) Акул

В) Морских окуней

6. Каких насекомых разводит человек?

А) Стрекоз и кузнечиков

Б) Пчёл

В) Колорадских жуков

7. Где содержат сельскохозяйственных животных?

А) В теплицах и парниках

Б) В домах и квартирах

В) На фермах, в прудах и на пасеках

-Что изучает экономика;

-Отрасли;

-Растениеводство, животноводство























(Взаимопроверка)

Коммуникативные УУД;


Познавательные УУД

Выявление места и причины затруднения

- Отгадайте загадки

1.Летом папа нам привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. 

2.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом за столом,

А ночью под кроватью.

3. Белая водица.

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Всё, что хочешь делай.

4.Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

По дороге той ползёт,

Весь обоз один везёт. 

5. Ускользает, как живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. 

- Кто же занимается производством этих товаров?

- А где же они работают?

-Как это можно назвать одним словом?

- На какой же вопрос нам предстоит сегодня ответить?

- Сегодня на уроке мы будем продолжать разговор об отраслях промышленности; учиться различать продукцию каждой отрасли промышленности; постараюсь убедить вас в необходимости каждой отрасли промышленности.

-Холодильник




-Ботинки




-Молоко




-Поезд




-Мыло


-Люди

-На фабриках, заводах

-Промышленность

-Какая бывает промышленность?


Построение проекта и выход из затруднения (+ реализация построенного проекта)

Зародилась промышленность в рамках домашнего крестьянского хозяйстве во времена первобытного строя, тогда формировались основные отрасли производственной деятельности у большинства народов (земледелие и скотоводство). Но первые ручные машины и станки появились не так давно, около 250 лет назад. Теперь наша промышленность автоматизирована, многие машины работают без помощи человека, но под чутким контролем его.

- О каких отраслях вы уже слышали?

Промышленность – это отрасль экономики, т.е. народного хозяйства. Это совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и обработкой продуктов.

Промышленность делится на отдельные отрасли.

Электроэнергетика

Машиностроение

Металлургия

Лёгкая

Пищевая

Добывающая

Химическая

Познакомимся с некоторыми из них.

1. Добывающая промышленность 

- Как вы думаете, чем занимаются люди, работающие в этой отрасли?

- Что же можно добывать?

- Как их добывают?

- С каким полезным ископаемым мы встречаемся дома?

- Какие правила безопасности при обращении с газом вы знаете?

2.Электроэнергетика.

Производит электрическую энергию. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе и на ферме, в поезде, в квартире, в магазине. Везде вы встретите электродвигатели, электроприборы или просто электрическую лампочку.

Откуда же берётся электрическая энергия? Её вырабатывает на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, - гидроэлектростанцией (ГЭС).

На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар.

ГЭС строят на больших полноводных реках, таких как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.

Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

Для атомной станции (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.

3.Металлургия и машиностроение

(работа в учебнике)

- Откройте учебники на с 61. Прочитайте о металлургии и машиностроении.

- Чем же занимается металлургия?

Металлургия подразделяется на чёрную и цветную. К чёрным металлам относят железо, все остальные – цветные.

- Как вы понимаете, что такое «Машина»?

-Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.

4.Химическая промышленность

Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, резину, удобрения, лаки, краски и многое другое.

- Посмотрите вокруг и скажите, что сделано химической промышленностью? (ручки, фломастеры, окна, цветочные горшки). Представьте, что вы пошли в магазин, что вы купите? Из чего сделаны упаковки? А теперь представьте, что у вас закончилась ручка, фломастер, сломался горшок, вы съели, что купили, что вы сделаете с этими предметами? (выбросим)

- Куда?

- К чему это может привести?

- Что нельзя делать?

5.Легкая промышленность

- Отгадайте загадки:

1.Кто-то свяжет, кто сошьет.

Ту, что на голове живет

И в мороз незаменима,

Уши вам согреет в зиму. 

2.Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что?

Футболку, 

3.Остроносые подружки

Не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом

Шелестящим топотком

- Это все выпускает легкая промышленность. Она производит ткани, одежду, обувь.

Бывают ткани растительного происхождения, животного происхождения и искусственного происхождения.

- Где же работают люди легкой промышленности? 6.Пищевая промышленность

- Что производят люди в пищевой промышленности?

- какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности? (молочный комбинат, сахарный завод, кондитерская фабрика, консервный завод)

Промышленность и экология 

- Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники?

- Что вы знаете об экологических катастрофах? (ответы детей)

Правила бережного отношения к природе 

Сберегая продукты, ты экономишь горючее и сберегаешь воздух от загрязнения.

Выключая свет, ты бережешь чистую воду.

Из сортированного мусора ты бережешь плодородие земли и труд людей.

Починив подтекающий кран, можно снова сделать полезные вещи.

Изучая природу, ты бережешь чистый воздух.

Оберегая растения, ты знаешь, как ее сберечь.










*Называют


















-Добывают;

-Полезные ископаемы;

- Одни полезные ископаемы – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. Чтобы извлечь из-под земли нефть и газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины;

-Газ;

- Нельзя пользоваться неисправными газовыми приборами, оставлять без присмотра, сушить белье над горелками, размещать возле плиты вещества, которые могут легко воспламениться;



















- Производством металлов из природного сырья, получением сплавов, обработкой металлов, сваркой, нанесением покрытий из металлов;

-Машины;





















-Шапка



-Юбку




-Туфли






-На фабриках







- С одной стороны – облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей, с другой – воздействие человека приводит к загрязнению природы

Коммуникативные УУД;


Познавательные УУД;


Регулятивные УУД.

Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в саду.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сели тоже покажем – крылья сложили назад.

*Выполняют физминутку

Коммуникативные УУД

Первичное закрепление

Давайте обобщим уже полученные знания:

-С какими отраслями мы познакомились?

-Что производит металлургическая промышленность? Пищевая? Химическая и т.д.

*Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД;


Познавательные УУД

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

*Работа по рабочей тетради

*Выполняют задание в рабочей тетради

Коммуникативные УУД;


Познавательные УУД

Включение в систему знаний и повторение

- На какой вопрос мы искали ответ на уроке?

- Перечислите отрасли экономики, с которыми вы уже познакомились?

- Как надо относиться к природе?

*Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД;

Рефлексия

Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Давайте подведем итоги.

Ребята, у вас на столах лежат маленькие листочки бумаги. Пожалуйста, нарисуйте на них смайлики, оценивающие вашу работу на классном часу:

-веселый- если у вас все получалось, не возникало трудностей и каких-либо вопросов;

-нейтральный- если большинство вопросов вам были понятны , но над некоторыми надо ещё подумать;

-грустный- если у вас возникло много трудностей во время урока.

* Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные УУД;

Регулятивные УУД.

Домашнее задание

стр.60-63 пересказать

*Записывают в дневники

Коммуникативные УУД