Урок-путешествие в осенний лес
Правописание гласных и согласных
в корне слова
Повторение изученного в начальной школе
Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
1. На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова? Приведите примеры.
2. На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?
3. Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах:
Травка, березка, дуб?
4. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.
5. Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв?
Солнце, устный, сердце.
6. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.
Г Л А С Н Ы Е
УДАРНЫЕ (СИЛЬНАЯ
ПОЗИЦИЯ) ПИШЕМ
ТАК, КАК СЛЫШИМ
тр о пы, л о дка
БЕЗУДАРНЫЕ (СЛАБАЯ
ПОЗИЦИЯ)
ДА
(СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ)
ПИШЕМ ТАК СЛЫШИМ
ТР О ПА - ТР О ПЫ
НЕТ
(СЛОВАРНОЕ СЛОВО)
ЗАПОМНИТЬ
В О КЗАЛ
ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ
Глухие и звонкие согласные
на конце слов и перед
другими согласными
пру д , улы б ка
Непроизносимые
Согласные
Удвоенные
согласные
счас т ливый
влас т ный
а пп етит
1)Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винт
Б) весы
В) курс
2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) в…сна, м…тель
Б) к…тёнок, заб…жал
В) г…мнаст, к…рмить
3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква ?
А) матро…, зале…ть
Б) вокру…, во…зал
В) оши…ка, ро…кий.
4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
А) праз…ник
Б) опас…ный
В) мес…ный
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) уд…вление, по…вление, пл…сать
Б) к…рмить, н…чной, зап…х
В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное
б) Определите границы предложений.
Поставьте знаки препинания.
В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.
2 группа. Распределить по видам орфограмм в корне
Безударные гласные в корне
1)
прове-
ряемые
Согласные в корне
2)
непрове-
ряемые
3) прове-
ряемые
4) непрове-
ряемые
5) непро-износи-мые
6)
удво-енные
Шу б ка, гру пп а, зага д ка, спор т смен, ука з ка, радо стн ый, б а рабан, опа сн ость, ка сс а, д е лить, пру д , п о мидор, па сс ажир, ст о р о на, ма т ч, за в трак, д о ждливый, с е нтябрь.
3 группа. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно
Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.
А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья.
(По И.С.Тургеневу )
дождливая
УЛЕТАЮЩИЕ
П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е
Ж Е Л Т Е Т Ь
(дополнительно)
Источники
- Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс
- Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс
- М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч.
- Картинки из интернета