Обучающиеся класса знакомились с правописанием сочетаний ча – ща на уроках письма, при знакомстве с буквами ч; щ.
Это один из трёх уроков, который обобщает изученные знания в рамках темы «Правописание сочетаний ча – ща».
• Образовательные: - содействовать формированию у учащихся знаний о правописании;
• Развивающие: - развивать познавательный интерес, создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.
ученики закрепят приобретённые ранее на уроках навыки правописания сочетаний ча – ща.
Слова с сочетаниями ча – ща.
Название этапа | АМО (активные методы обучения) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
«Мы едем, едем, едем…» (2 мин.) |
Этап мотивации | Цели: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Необходимые материалы: Не требуются Предварительная подготовка: Подготовить музыку. Технология проведения: Дети встают «паровозиком», кладут руки на плечи впереди стоящего и начинают движение под музыку, напевая слова известной песенки. Примечание: Предусмотреть возможность передвижения по классу (свободное пространство класса). | - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, а какое путешествие без хорошего настроения. Я предлагаю начать урок со знакомой вам песенки «Мы едем, едем, едем…» Станьте «паровозиком», положите руки на плечи впереди стоящего ученика. Начинаем путешествие. | Звучит песенка в записи, дети подпевают в движении. | Личностные: - соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания; Регулятивные: -- включая действия саморегуляции: -способность тормозить свои импульсивные поведенческие реакции. Коммуникативные: - соблюдение норм общения во время игры; - владение способами группового взаимодействия. |
Загадки (3 мин.) |
| Цель: 1.Помочь первоклассникам сформулировать цель минутки чистописания; Необходимые материалы: Не требуются Предварительная подготовка: Подготовить загадки. Технология проведения: Ученики отгадывают букву, вспоминают правильное написание и записывают себе в тетрадь.. Примечание: метод помогает учащимся понять, чем будут заниматься на минутке чистописания. | Отгадайте загадки. И вы узнаете, какие буквы мы будем сегодня писать. Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит – Одежда станет чище. Что это? Правильно, щётка. Назовите первую букву в этом слове. Вот её мы и будем писать. Вспомните, как она пишется, напишите всю строчку маленькую букву щ. Послушайте ещё одну загадку. Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. Что это? Мяч. Назовите последнюю букву в этом слове. Правильно, ч. Напишите всю строчку маленькую букву ч. Какой общий элемент у этих двух букв? Палочка с закруглением внизу вправо. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют Задания учителя в тетради. | Личностные: - развитие познавательного интереса. Коммуникативные: - умение оформить свою мысль в устной речи. |
Игра «Теремок» (5 мин.) |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Цель: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Необходимые материалы: карточки с буквами Щ и Ч. Предварительная подготовка: С предыдущего урока красочный теремок с заселёнными буквами: ж и ш.. Технология проведения: Ученики постепенно заполняют «белые пятна» на слайде, вспоминают изученный материал. Примечание: метод помогает учащимся понять, о чём пойдёт речь на уроке и сформулировать цель. | На доске висит красочный теремок. Ребята, посмотрите на надпись и определите, какие буквы живут в теремке. Правильно, согласные. А буквы, которые мы писали, мы можем поселить в него? Тогда давайте поселим наши буквы в теремок. Кто желает ? Игра «Теремок». Учитель начинает игру. - Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква ща. Вошла буква Щ в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква че. Вошла буква Щ в теремок и стала там жить. Чтобы буквы в теремке жили дружно, вы должны постараться и вспомнить, какое правило с этими буквами есть в русском языке. Ча-ща пиши с буквой а. Подумайте и назовите слова, в которых встречаются это сочетания. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок, если мы вспомнили это правило? Правильно, сегодня мы с вами закрепим умение правильно писать слова с сочетаниями ча – ща. С какой буквой не дружат Ч и Щ? Правильно, с я, потому что никогда с ней не пишутся. | Желающие ученики выходит к доске. (Ученик берет в руки карточку с буквой щ, и продолжает: Буква ща обозначает согласный звук, мягкий- [Щ], глухой, шипящий, непарный. Селит букву Щ. . Второй ученик берет карточку с буквой ч и продолжает. - Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Первый ученик (буква ща) отвечает: - Это я, буква Ща, обозначаю согласный звук, мягкий[Щ'], глухой, непарный. А ты кто? - Я буква Че, обозначаю согласный звук, мягкий[ч'], глухой, шипящий. Пусти меня к себе жить! -Ну что ж, заходи, будем жить с другими согласными. Стали буквы жить в теремке. | Личностные: -развитие познавательного интереса . Регулятивные: -постановка учебной задачи Коммуникативные: –правильное оформление своей мысли в устной речи |
| | - Сформулируйте тему и цели нашего урока. | Предлагают свои варианты ответа. | |
Тема – опрос (2 мин.) |
Этап выявления места и причины затруднения | Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Необходимые материалы: не нужны. Предварительная подготовка: на доске или слайде фигурка девочки Яны | Появляется на доске или слайде фигурка девочки Яны. Жили – были Ча и Ща – Очень честные друзья: Ча и Ща всем признавались, что только с буквой А писались. Девочка Яна к ним в гости пришла, Буковку Я с собой принесла. Вместо – А – Я она писала (Правила нашего она не читала) Стало грустно вдруг друзьям. Почему, понятно вам? А Яна двойки получает. Почему сама не знает. | | Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. |
| Технология проведения: Ученики постепенно заполняют «белые пятна» на слайде, вспоминают изученный материал. | А вы, ребята, знаете? Ребята, вспомните, ещё раз, какие звуки обозначают эти буквы. Да, ребята, так как они всегда мягкие согласные звуки, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому пишутся с буквой А. | Яна неправильно писала слоги ЧА, ЩА. Эти буквы обозначают мягкие согласные звуки. | Познавательные: - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
Ромашка Блума (5 мин.) |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: Оформить на доске или на слайде появляется ромашка. Технология проведения: Ученики постепенно отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал. | На доске или на слайде появляется ромашка. Ромашка состоит из шести разного цвета лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. Вопросы формулирует сам учитель и озвучивает учитель. 1) Как правильно записать слово, которое обозначает палочку из жирового вещества с фителём внутри, служащую для освещения? 2) То есть вы говорите, что сочетание ча в слове свеча пишется с буквой а? 3) Почему в слове туча пишется сочетание ча? 4) Что изменилось бы, если бы в слове куча, в сочетании ча, вы записали букву я? 5) Почему плохо в сочетаниях ча – ща писать букву я? 6) Как можно применить правило правописания ча – ща в жизни? | Ребята отвечают на все вопросы по очереди. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Динамическая пауза (1 мин.) |
| Упражнения для профилактики сколиоза Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся и закрепления навыка правописания сочетаний ча – ща. | - А сейчас все дружно встали И немного отдохнём. - Если я назову слово с сочетаниями ча-ща, надо стоя поднять руки вверх. Если в слове нет этих сочетаний – присесть. ( Свеча, кукла, поезд, роща, ракета, задача, черепаха, чаща, котёнок, часы, робот, чайник, ученик, добыча, встреча) | Обучающиеся класса выполняют предложенные задания. | Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную. |
Кластер (4 мин.) |
Этап реализации построенного проекта | Цель: Формирование умений применять новый способ при решении задачи Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка приготовить не заполненные кластеры для каждой пары обучающихся. Технология проведения: Каждая пара обучающихся получает не заполненный кластер. Какая пара быстрее составит кластер правописания сочетаний ча – ща. | С оставление кластера: Раздаётся на каждую парту кластер, в котором записаны только сочетания ча – ща. В паре составьте кластер по правилу правописания сочетаний ча – ща. - Проверьте свою работу по образцу на слайде. Сигналами светофора оцените работу своей пары. Расскажите о правиле правописания сочетаний ча – ща по составленному кластеру. | Работают в парах, составляют и заполняют кластер. | Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. |
Игра «Кто больше» (3 мин.) |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Каждая группа обучающихся записывает слова по заданию. После выполнения проверяется кто больше составил и объяснил слов. С заданными сочетаниями. | Сейчас работа в группах Кто больше составит слов с сочетаниями, мальчики - ча, девочки - ща. Прочитайте составленные слова и объясните их смысл. | Обучающиеся оформляют свою работу в тетрадях. | Личностные: - мотивация учебной деятельности. Регулятивные: - сохранение учебной задачи - понимание и выполнение действий по заданию. оммуникативные: -умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению -соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии. |
«Письмо с дырками» (5 мин.) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Цель: Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. | Сейчас самостоятельно поработаем с учебником на с. 93 упр. 178. Что нужно сделать в упражнении? Работаем в паре. Повторение правил работы в паре. | Нужно закончить слова с помощью слогов ча – ща. Читают правила работы в паре со слайда. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». |
| Необходимые материалы: учебник «Русский язык. 1 класс» Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Обучающиеся класса самостоятельно (в паре) выполняют задание и проверяют себя по эталону на слайде. | Запишите, получившиеся слова, запомните их написание. Сравните свою работу с эталоном на следующем слайде. Пища, встреча, чаща, свеча, задача, роща, туча. | Выполняют самостоятельную работу. Сравнивают свою работу с эталоном и сигнализируют о правильности выполнения. (зелёный цвет – всё верно, жёлтый – допущено 1-2 ошибки, красный – три и более ошибок) | Коммуникативные: - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - контроль действий партнёра, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, Познавательные: - структурирование знаний. |
Динамическая пауза (1 мин.) |
Упражнения для глаз, упражнения на развитие моторики кистей рук. |
Тест по теме урока ( 5 мин.) |
Этап включения в систему знаний и повторения | Цель: Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Каждая группа обучающихся записывает слова по заданию. После выполнения проверяется кто больше составил и объяснил слов. С заданными сочетаниями. | Предлагаю вам вспомнить, о чём сегодня мы говорили на уроке и выполнить тест по теме урока: (детям выдаются тесты «Сочетания ча, ща»), даётся время на выполнение теста 1. Правописание каких сочетаний надо ..запомнить? г) чи, щи т) ча, ща ф) жу, шу 2. Какая буква пропущена в пословице: «Сам пропадай, а товарищ… выруч…й»? а) а б) я в) и 3. Какое слово написано с ошибкой? а) часы к) чясто в) стучать Из букв, записанных рядом с правильными ответами составьте слово. У кого получилось слово так, встаньте. Молодцы, вы тест выполнили верно. | Обучающиеся, самостоятельно выполняют тест. Встают, кто верно выполнил тест. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений. |
Закончи предложение ( 3 мин) |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: оформить слайд в презентации с предложениями, которые нужно закончить. Подготовить лучики солнца. Технология проведения: Обучающиеся класса по желанию заканчивают предложения, подводят итог работы на уроке, с помощью солнечных лучиков разного цвета. | - Какая была перед нами цель в начале урока? Так как пишутся сочетания ча - ща? Предлагаю дополнить предложения: - Я узнал… - Я научился… Я смогу… - Мне было интересно… - Мне понравилось… Ваша работа сегодня на уроке мне очень понравилась. А понравилась ли вам ваша работа? У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лучик, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться – белый. Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам. | Отвечают на вопрос По желанию заканчивают предложения. Дети выходят и прикрепляют лучики, вокруг солнышка на доску. | Личностные: - адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания «и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, -адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной форме. |