СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание сочетаний ча – ща».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание сочетаний ча – ща».»

Технологическая карта урока

Разработала: Сесина А.В., учитель начальных классов.

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание сочетаний ча – ща».

Класс: 1 класс

Продолжительность урока: 40 минут

Автор учебника: Климанова Л. Ф. , Макеева С. Г. Русский язык. 1 класс. УМК «Перспектива»

Классификация урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Обучающиеся класса знакомились с правописанием сочетаний ча – ща на уроках письма, при знакомстве с буквами ч; щ.

Это один из трёх уроков, который обобщает изученные знания в рамках темы «Правописание сочетаний ча – ща».

Цель урока/ занятия: - создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с сочетаниями чу – щу; ча – ща.

Задачи урока/ занятия:

• Образовательные: - содействовать формированию у учащихся знаний о правописании;

• Развивающие: - развивать познавательный интерес, создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

  • Воспитательные: - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемой темы; воспитанию культуры поведения при работе в паре, группе; привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия:

ученики закрепят приобретённые ранее на уроках навыки правописания сочетаний ча – ща.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Слова с сочетаниями ча – ща.

Технологическая карта урока


Название этапа

АМО (активные методы обучения)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

«Мы едем, едем, едем…» (2 мин.)

Этап мотивации

Цели:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Необходимые материалы: Не требуются

Предварительная подготовка: Подготовить музыку.

Технология проведения: Дети встают «паровозиком», кладут руки на плечи впереди стоящего и начинают движение под музыку, напевая слова известной песенки.

Примечание: Предусмотреть возможность передвижения по классу (свободное пространство класса).

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, а какое путешествие без хорошего настроения. Я предлагаю начать урок со знакомой вам песенки «Мы едем, едем, едем…»

Станьте «паровозиком», положите руки на плечи впереди стоящего ученика. Начинаем путешествие.

Звучит песенка в записи, дети подпевают в движении.


Личностные: - соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания; Регулятивные: -- включая действия саморегуляции: -способность тормозить свои импульсивные поведенческие реакции.

Коммуникативные: - соблюдение норм общения во время игры;

- владение способами группового взаимодействия.


Загадки (3 мин.)

Цель:

1.Помочь первоклассникам сформулировать цель минутки чистописания;

Необходимые материалы: Не требуются

Предварительная подготовка: Подготовить загадки.

Технология проведения: Ученики отгадывают букву, вспоминают правильное написание и записывают себе в тетрадь..

Примечание: метод помогает учащимся понять, чем будут заниматься на минутке чистописания.

Отгадайте загадки. И вы узнаете, какие буквы мы будем сегодня писать.

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

Одежда станет чище.

Что это? Правильно, щётка. Назовите первую букву в этом слове. Вот её мы и будем писать. Вспомните, как она пишется, напишите всю строчку маленькую букву щ.

Послушайте ещё одну загадку.

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Что это? Мяч. Назовите последнюю букву в этом слове. Правильно, ч. Напишите всю строчку маленькую букву ч.

Какой общий элемент у этих двух букв? Палочка с закруглением внизу вправо.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют Задания учителя в тетради.

Личностные: - развитие познавательного интереса.

Коммуникативные: - умение оформить свою мысль в устной речи.


Игра «Теремок» (5 мин.)

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Необходимые материалы: карточки с буквами Щ и Ч.

Предварительная подготовка: С предыдущего урока красочный теремок с заселёнными буквами: ж и ш..

Технология проведения: Ученики постепенно заполняют «белые пятна» на слайде, вспоминают изученный материал.

Примечание: метод помогает учащимся понять, о чём пойдёт речь на уроке и сформулировать цель.


На доске висит красочный теремок. Ребята, посмотрите на надпись и определите, какие буквы живут в теремке. Правильно, согласные. А буквы, которые мы писали, мы можем поселить в него? Тогда давайте поселим наши буквы в теремок. Кто желает ?

Игра «Теремок».

Учитель начинает игру.

- Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква ща.

Вошла буква  Щ в теремок и стала там жить.



На следующий день шла мимо еще

одна буква че.

















Вошла буква  Щ в теремок и стала там жить.


 Чтобы буквы в теремке жили дружно, вы должны постараться и вспомнить, какое правило с этими буквами есть в русском языке.

Ча-ща пиши с буквой а.

Подумайте и назовите слова, в которых встречаются это сочетания.

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок, если мы вспомнили это правило? Правильно, сегодня мы с вами

закрепим умение правильно писать слова с сочетаниями ча – ща. С какой буквой не дружат Ч и Щ? Правильно, с я, потому что никогда с ней не пишутся.











Желающие ученики выходит к доске.







(Ученик берет в руки карточку с буквой щ,  и продолжает:

Буква ща обозначает согласный звук, мягкий- [Щ], глухой, шипящий, непарный. Селит букву Щ.

. Второй ученик берет карточку с буквой ч и продолжает.

- Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Первый ученик (буква ща) отвечает:

- Это я, буква Ща, обозначаю согласный звук, мягкий[Щ'], глухой, непарный. А ты кто?

- Я буква Че, обозначаю согласный звук,   мягкий[ч'], глухой, шипящий. Пусти меня к себе жить!



-Ну что ж, заходи, будем жить с другими согласными. Стали буквы жить в теремке.









Личностные: -развитие познавательного интереса . Регулятивные: -постановка учебной задачи

Коммуникативные: –правильное оформление своей мысли в устной речи



- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Предлагают свои варианты ответа.


Тема – опрос (2 мин.)

Этап выявления места и причины затруднения

Цель:

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Необходимые материалы: не нужны.

Предварительная подготовка: на доске или слайде фигурка девочки Яны

Появляется на доске или слайде фигурка девочки Яны.

Жили – были Ча и Ща –

Очень честные друзья:

Ча и Ща всем признавались, что только с буквой А писались.

Девочка Яна к ним в гости пришла,

Буковку Я с собой принесла.

Вместо – А – Я она писала

(Правила нашего она не читала)

Стало грустно вдруг друзьям.

Почему, понятно вам?

А Яна двойки получает.

Почему сама не знает.


























Личностные:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.


Технология проведения: Ученики постепенно заполняют «белые пятна» на слайде, вспоминают изученный материал.


А вы, ребята, знаете?



Ребята, вспомните, ещё раз, какие звуки обозначают эти буквы.

Да, ребята, так как они всегда мягкие согласные звуки, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому пишутся с буквой А.

Яна неправильно писала слоги ЧА, ЩА.

Эти буквы обозначают мягкие согласные звуки.

Познавательные:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. - формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Ромашка Блума (5 мин.)

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Необходимые материалы: не требуются.

Предварительная подготовка: Оформить на доске или на слайде появляется ромашка.

Технология проведения: Ученики постепенно отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал.

 На доске или на слайде появляется ромашка. Ромашка состоит из шести разного цвета лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. Вопросы формулирует сам учитель и озвучивает учитель.

1) Как правильно записать слово, которое обозначает палочку из жирового вещества с фителём внутри, служащую для освещения?

2) То есть вы говорите, что сочетание ча в слове свеча пишется с буквой а?

3) Почему в слове туча пишется сочетание ча?

4) Что изменилось бы, если бы в слове куча, в сочетании ча, вы записали букву я?

5) Почему плохо в сочетаниях ча – ща писать букву я?

6) Как можно применить правило правописания ча – ща в жизни?



















Ребята отвечают на все вопросы по очереди.


Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Динамическая пауза (1 мин.)


Упражнения для профилактики сколиоза

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся и закрепления навыка правописания сочетаний ча – ща.

- А сейчас все дружно встали

И немного отдохнём.

- Если я назову слово с сочетаниями ча-ща, надо стоя поднять руки вверх. Если в слове нет этих сочетаний – присесть.

( Свеча, кукла, поезд, роща, ракета, задача, черепаха, чаща, котёнок, часы, робот, чайник, ученик, добыча, встреча)

Обучающиеся класса выполняют предложенные задания.

Регулятивные:

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную.

Кластер (4 мин.)

Этап реализации построенного проекта

Цель:

Формирование умений применять новый способ при решении задачи Необходимые материалы: не требуются.

Предварительная подготовка приготовить не заполненные кластеры для каждой пары обучающихся.

Технология проведения: Каждая пара обучающихся получает не заполненный кластер. Какая пара быстрее составит кластер правописания сочетаний ча – ща.


С оставление кластера:





















Раздаётся на каждую парту кластер, в котором записаны только сочетания ча – ща.

В паре составьте кластер по правилу правописания сочетаний ча – ща.

- Проверьте свою работу по образцу на слайде.

Сигналами светофора оцените работу своей пары. Расскажите о правиле правописания сочетаний ча – ща по составленному кластеру.



























Работают в парах, составляют и заполняют кластер.

Регулятивные: 
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные: 
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Игра «Кто больше» (3 мин.)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: Каждая группа обучающихся записывает слова по заданию. После выполнения проверяется кто больше составил и объяснил слов. С заданными сочетаниями.


Сейчас работа в группах Кто больше составит слов с сочетаниями, мальчики - ча, девочки - ща.

Прочитайте составленные слова и объясните их смысл.

Обучающиеся оформляют свою работу в тетрадях.

Личностные: - мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: - сохранение учебной задачи

- понимание и выполнение действий по заданию.

оммуникативные: -умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению -соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии.

«Письмо с дырками» (5 мин.)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:

Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Сейчас самостоятельно поработаем с учебником на с. 93 упр. 178. Что нужно сделать в упражнении?



Работаем в паре. Повторение правил работы в паре.





Нужно закончить слова с помощью слогов ча – ща.

Читают правила работы в паре со слайда.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».


Необходимые материалы: учебник «Русский язык. 1 класс»

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: Обучающиеся класса самостоятельно (в паре) выполняют задание и проверяют себя по эталону на слайде.

Запишите, получившиеся слова, запомните их написание.



Сравните свою работу с эталоном на следующем слайде.

Пища, встреча, чаща, свеча, задача, роща, туча.

Выполняют самостоятельную работу.





Сравнивают свою работу с эталоном и сигнализируют о правильности выполнения. (зелёный цвет – всё верно, жёлтый – допущено 1-2 ошибки, красный – три и более ошибок)

Коммуникативные:
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- контроль действий партнёра,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
Познавательные:
- структурирование знаний.

Динамическая пауза (1 мин.)

Упражнения для глаз, упражнения на развитие моторики кистей рук.

Тест по теме урока ( 5 мин.)

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель:

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: Каждая группа обучающихся записывает слова по заданию. После выполнения проверяется кто больше составил и объяснил слов. С заданными сочетаниями.

Предлагаю вам вспомнить, о чём сегодня мы говорили на уроке и выполнить тест по теме урока:

(детям выдаются тесты «Сочетания ча, ща»), даётся время на выполнение теста

1. Правописание каких сочетаний надо ..запомнить?

г) чи, щи

т) ча, ща

ф) жу, шу

2. Какая буква пропущена в пословице:

«Сам пропадай, а товарищ… выруч…й»?

а) а

б) я

в) и

3. Какое слово написано с ошибкой?

а) часы

к) чясто

в) стучать

Из букв, записанных рядом с правильными ответами составьте слово. У кого получилось слово так, встаньте. Молодцы, вы тест выполнили верно.









Обучающиеся, самостоятельно выполняют тест.















Встают, кто верно выполнил тест.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
умение структурировать знания;

умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;

построение логической цепи рассуждений.


Закончи предложение ( 3 мин)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Необходимые материалы: не требуются. Предварительная подготовка: оформить слайд в презентации с предложениями, которые нужно закончить. Подготовить лучики солнца.

Технология проведения:

Обучающиеся класса по желанию заканчивают предложения, подводят итог работы на уроке, с помощью солнечных лучиков разного цвета.

- Какая была перед нами цель в начале урока? Так как пишутся сочетания ча - ща?

Предлагаю дополнить предложения:

- Я узнал…

- Я научился…

Я смогу…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

Ваша работа сегодня на уроке мне очень понравилась. А понравилась ли вам ваша работа?

У каждого из вас на столе лежат  лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый.  Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы  ставили  перед  собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лучик,  если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что  вам ещё надо многому учиться – белый.

 Давайте  посмотрим,  каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,  наше Солнышко радуется вам.


Отвечают на вопрос





По желанию заканчивают предложения.

























Дети выходят и прикрепляют лучики, вокруг солнышка на доску.


Личностные:
- адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания «и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
-адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной форме.


http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/aktivnye-metody-obuchenija-na-urokakh-v-nachalnoj-shkole-ermolina-m.v.-uchitel-nachalnykh-klassov-mou-sosh-26-g.-arkhangelska-263434.html - Активные методы обучения на уроках в начальной школе


http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/04/29/konspekt-otkrytogo-uroka-po-russkomu-yazyku-pravopisanie - конспект открытого урока по русскому языку "Правописание ча-ща" https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-sochietanii-cha-shcha - урок русского языка в 1-м классе



1