Этап урока, цель | время | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД | |
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель. Включение детей в коррекционную деятельность на личностно-значимом уровне. | 3 | Орг. момент На экране слова Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных…»О чем говорит это четверостишье? -Как обычно мы открываем новое на уроке? Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы? Работа над формулировкой темы: -Вставьте пропущенную орфограмму, устно подбирая проверочные слова. (приб..жит, нап..сал, зап..ешь, т..нцую, нал..ла, с..дят, х..дили, уп..дет, гл..дим, цв..сти, , н..сить, б..речь) - Что это за орфограмма? - Вспомните правило проверки безударной гласной. - Что еще общего в этих словах? - О какой части речи будем говорить на уроке? | Подводит учащихся к формулированию темы урока и познавательных задач | (Сегодня на уроке нас ждут открытия (мы повторяем, выполняем пробное действие, стараемся понять, что не знаем, и т.д.) Слушают, объясняют правописание безударной гласной , пытаются выяснить тему урока. (работают по карточкам, один учащихся выполняет работу на интерактивной доске) | Личностные УУД: внутренняя позиция школьника | |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия Цель. подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | 7 | Повторение изученного о глаголе. - Что нам уже известно о глаголе? - Как определить время глаголов? – Как определить в каком числе стоит глагол? - Что общего в этих словах ? (глаголы). - На какие 3 группы можно распределить глаголы (по временам) (прибежит, написал, запоешь, носить, танцую, налила, сидят, беречь, ходили, упадет, глядим, цвести) | Реализует выполнение заданий, контролирует последовательность алгоритма действий (словесный метод, фронтальная работа) | Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний | Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний Коммуникативные: учет разных мнений | |
III. Этап выявления места и причины затруднения Цель. Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | 3 | В процессе работы выясняется, что есть глаголы, которые нельзя отнести ни к одной группе. Дети пытаются определить род, число, время глаголов, делают вывод, что это невозможно. | Контролирует действия уч-ся, корректирует их, помогает в случае затруднений (проблемный метод, фронтальная работа) | Фиксируют место, этап затруднения | Личностные: учебно-познавательный интерес, Познавательные: постановка проблемы | |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель. Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | 3 | –В чём наше затруднение? -Значит, что нам надо сделать? - Как чаще всего мы выводим правило? | Обращает внимание учеников на недостаточность знаний о глаголе, вызывает необходимость при помощи сравнения и наблюдения сделать вывод, вывести правило | (Формулирую тему урока, познавательную цель. Узнать, что это за форма глагола и ее отличительные черты.) (вывести правило) | Регулятивные: планирование Познавательные: постановка познавательной цели | |
V. Этап реализации построенного проекта Цель. Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | 7 | -Вернемся к нашим глаголам. Смогли мы определить время глаголов? а число можно определить? Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время? В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. На доске открывается тема урока. Значит, тема урока «Неопределенная форма глагола» Неопределенная форма глагола по-другому называется инфинитив. Знакомятся с лексическим значением этого слова Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола? Проведем исследование. Сделай вывод (Вопросы появляются на интерактивной доске) (наглядный метод) | Организует исследовательскую деятельность учащихся (на какие вопросы отвечает н.ф., какие суффиксы имеет) (метод исследования, работа в парах) Физминутка | Обращаются к словарю, выясняют значение слова инфинитив. Работают в парах, делают вывод - глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?, оканчиваются на ть, ти, чь | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: познавательная инициатива. Познавательные: поиск необходимой информации Коммуникативные: учет разных мнений | |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель. Закрепление способов действий, вызвавших затруднение | 7 | Упражнение в нахождении неопределенной формы глагола в тексте (работа с учебником) | Контролирует правильность выполнения задания | Слушают объяснение товарищей, исправляют ошибки | Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: использование общих приемов решения задач, Коммуникативные:построение речевых высказываний. | |
VIIЭтап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель. Использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха | 5 | Отгадайте загадку (без рук, без ног, а калитку отворяет) (отгадка спрятана на интерактивной доске) Какие действия может совершать ветер? (учащиеся записывают глаголы настоящего времени на интерактивной доске). Что делает? (воет, гудит, шумит, срывает и т.д.) От данных глаголов образуйте форму инфинитива и запишите ( в тетради) Что делать? (выть, гудеть, шуметь..) | Контролирует правильность выполнения задания, направляет в случае затруднения. | Проверка работ по эталону (самостоятельная работа) | Определяют свою степень овладения материалом Регулятивные: познавательная инициатива осуществление самоконтроля; | |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения Цель. Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | 3 | Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? -Где нам могут пригодиться эти знания? Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а мы с вами попробуем заменить целые словосочетания Давать слово (обещать) Зарубить на носу (запомнить) Держать язык за зубами (молчать) Вешать нос (унывать) Мозолить глаза (надоедать). Клевать носом; - дремать Пропустить мимо ушей; - прослушать Вставлять палки в колёса; - мешать Обвести вокруг пальца; - обмануть | Выслушивание работы некоторых пар и оценивание их деятельности | Работая в паре с товарищем, следят за ходом его мыслей, при необходимости корректируют | Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий | |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке/Д.з. | 2 | -С какой новой формой глагола познакомились? -Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем? -Назовите тему сегодняшнего урока -Какая цель стояла перед нами в начале урока? -Какие встретились трудности? -Справились мы с затруднением? -Давайте попробуем дать оценку своей работе на уроке, используя фразеологизмы: -каша в голове - ни в зуб ногой - светлая голова -Дайте оценку работе класса. -Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят задание по карточке, если у вас еще возникали затруднения выполните упр.40 (Глаголы веять, испечь, печь, развеять, стеречь, сберечь, сеять, привести, услышать, смотреть, рассмотреть, мыться, таять распредели в два столбика в зависимости от вопроса Что делать? Что сделать?) | | Карточка для д/з Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. | Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |