Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) по теме: «Звук [ы], буква ы».
Этап урока | Время мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
Орг. момент | 2 мин. | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу. - Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. - Сегодня к нам на урок пришли ваши воспитатели, чтобы посмотреть чему вы научились в школе за два учебных месяца. Повернитесь назад и посмотрите на наших гостей. - А сейчас давайте настроимся на хорошую работу. Я хочу вам пожелать Громко, чётко отвечать, Удачи в учении, Улыбок и хорошего настроения! - Тихо сядьте на свои места. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно. Слушаем внимательно. | Готовность учащихся к совместной дальнейшей деятельности. |
Актуа-лизация знаний. | 5 мин. | - Сегодня мы продолжаем наше путешествие по городу «Алфавитинску», в котором живут звуки и буквы. - Скажите, а чем различаются звуки и буквы? - Что это? (учитель показывает на ленту букв) - Назовите изученные гласные буквы. Почему они гласные? Что вы знаете о гласных звуках? А согласные звуки? Назовите согласные буквы. Какие звуки обозначаются этими буквами? | Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Варианты ответов учеников: Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем. Это буквы. А, о, у, э Они обозначают гласный звук. Буква А – звук [а], буква о - звук [о] и т.д. Дети читают стихи, которые они учили о звуках. Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать, В тёмном лесу – звать и аукать Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть. Но не хочется им петь. Н, м, л, р. Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Например, звуки [р] и [р,] на письме обозначают буквой Р. | Повторение изученного. |
Изучение нового материала | 7 мин. | Организация работы учащихся по изучению нового материала. - Назовите предметы, изображённые на картинках. Что общего в этих словах? Что вы можете о нём сказать? Докажите это на примерах. - Давайте потянем звук [ы]. - А теперь попоём. - Ребята, а знаете ли вы слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать слово и поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце. - Сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы]. Ы везде стоять готова – Только не в начале слова. | Слушают учителя и отвечают. Сыр, мыло, лыжи, мышь, дым. Во всех словах встречается звук [ы] Этот звук гласный потому, что его можно тянуть, петь. (ы - ы - ы. . .) (ы - ыы - ы - ыы. . .) Дети приводят примеры слов: дым, тигры, мыло и др. Звук [ы] может стоять только в середине или в конце слова. | Знакомство с новым звуком. Первичное закрепление и усвоение нового материала |
Целе-полагание | 1 мин. | Постановка целей урока совместно с учениками. Сегодня на уроке мы познакомимся с гласным звуком, с которого не начинаются слова. Он может стоять только в середине или в конце слова. | | |
Речевая разминка | 2 мин. | Немного отдохнём. Встаньте. Чтобы ваша речь была чистой, понятной, сделаем речевую разминку. Упражнение «Прогулка» «Улыбка». Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. «Кто внимательный?» Услышишь звук[ы] - хлопни. Учитель произносит слова: Прыгалки, велосипед, скакалки, лыжи, мячик, машина, мотоцикл. | Дети открывают рот и шевелят языком в разные стороны: влево, вправо, вверх, вниз. Дети хлопают в ладоши (4 раза). | |
Работа с учеб-ником | 10 мин | - Откройте учебники на с. 40 Гласный звук [ы] на письме обозначается буквой ы. - На что похожа буква ы? Посмотрите и найдите её место в алфавите, в городе букв. - Почему вы видите только две буквы, а не четыре. - Кто сможет прочитать стишок про букву ы? Работа со схемами слов. -Рассмотрите схемы и догадайтесь, что это за слова Как изменяется слово, если на конце стоит буква ы. Чтение столбиков слов по цепочке. - Читаем по цепочке слова. Какая общая часть есть слов в каждом столбике? Это слова-родственники. Какое слово лишнее в 3 столбике, в 5 столбике? П Чтение предложений. -Прочитайте предложения. Какое слово одинаково во всех предложениях? Какое слово изменялось? Ответьте на вопрос. | Ответы детей. Слова не могут начинаться с буквы ы, поэтому она не может быть и заглавной. Ученица читает, а дети после неё повторяют: Даже в сказках нет, увы, Русских слов на букву ы. Ваза - вазы, шар - шары. Был один предмет, а стало много. мал ум мы ныл нора мала умы мыл ныла норы малы умна мыла уныл норы мало умны мыло уныло Нора нору рыл, рыла А зайчик нору не роет. Он прячется за кустами. | Разучивание наизусть стихотворения. |
Ф/минутка | 1 мин. | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. | Машут руками к лицу. Наклоны в стороны. Приседания. Подъём на носочки. | Динамическая пауза в работе. |
Работа в тетради | 5 мин. | - Откройте рабочие тетради на с. 21. Задание 1. Назови предметы, нарисованные на картинках. Поставь галочку около изображений тех предметов, в названиях которых - два звука [ы]. Задание 2. - Прочитайте как зовут детей. Проведите по линиям и узнайте у кого из них кошка, а у кого собачка. - Допишите слова в предложениях. | Бусы, лыжи. сыры, тыква. Лыжи, сыры. Рома, Лара. Кот – у Лары. Собака – у Ромы. | |
Работа в парах | 2 мин. | Игра «Один-много» Рассмотри рисунки. Назови один предмет, а товарищ по парте – много. | Лев-львы, слива-сливы, стул-стулья. | |
Итог урока | 2 мин. | Какая буква была у нас сегодня гостьей на уроке? Что особенного в этой букве? | Буква ы. Даже в сказках нет, увы, Русских слов на букву ы. | |
Рефлексия | 3 мин. | - Наш урок подошёл к концу. - Кому из вас было интересно на уроке – встаньте, пожалуйста. - Что понравилось на уроке? - Урок окончен. Спасибо всем! | Встают, отвечая на вопросы учителя. | Анализ ситуации на уроке |