Технологическая карта урока
по окружающему миру во 2 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «Грибы»
УМК «Перспектива»
Предмет: окружающий мир
Тема урока- « Грибы»
УМК «Перспектива»
Класс-2
Учитель: Вострова И.А.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Методы работы: словесные, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изучения нового материала, частично-поисковый, познавательная игра.
Формы работы: фронтальная, парная
Приемы: синквейн, инсерт, игра «Да-нет», таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Используемые технологии:
-Технология проблемного обучения
-Технология развития критического мышления
- ИКТ
-Технология обучения в сотрудничестве
Цель урока: формирование представлений обучающихся о грибах как отдельном царстве природы, их роли в природном сообществе.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать понятие учащихся о строении грибов, особенностях питания и размножения, значении в природе;
- познакомить с некоторыми видами грибов, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- расширить знания учащихся о ядовитых грибах;
Развивающие:
-содействовать формированию критического мышления;
- создать условия для развития коммуникативных умений;
- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся
Воспитывающие:
- создать условия для проявления самостоятельности, инициативы, активности учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения: споры, природное сообщество
Уметь – отличать съедобные грибы от грибов-двойников,
находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения.
Метапредметные
Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста;
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные. Осознавать значение грибов для леса, животных и человека; осознавать важность правильного сбора грибов, значение бережного отношения к природе.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, А.А.Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель. ноутбук, проектор, презентация к уроку «Грибы», карточки для парной работы, раздаточный материал, видео «Строение шляпочных грибов».
Этап | Задачи этапа, используемые приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент. | Создание эмоционального настроя. | Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем, Урок окружающего мира начнем. -Что нам необходимо сделать, чтобы урок прошёл интересно и успешно? | Выполняют действия. Мы должны внимательно слушать, думать, рассуждать, обмениваться знаниями. |
II. .Проверка домашнего задания Актуализация знаний. Стадия вызова а) Вхождение в тему III.Постановка темы урока. | Проверка выполнения домашнего задания; актуализация знаний о царствах и признаках живой природы Проверка по образцу, объективная оценка выполненной работы. Самостоятельная работа. Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Определение темы и учебной задачи урока. Фронтальная работа. | -Над какой темой мы работали на прошлом уроке? -Какие вы знаете цветы? -Повторим домашнее задание, используя игру «Да- нет», работу выполняем на карточках. Текст карточки - Цветы – это растения? - Георгины – это деревья? - Хризантемы боятся первых заморозков? - Георгины цветут в августе - сентябре? - Белый гриб – это растение? Проверьте вашу работу по образцу. Ключ на доске. +, - , - , + , - - Какой вопрос вызвал затруднение, и вы сделали ошибку? - Что же вы должны сделать, чтобы ответить на него? Какие группы живых предметов мы знаем? Как думаете, грибы относят к какой группе живых предметов? Ученые-биологи выделяют 4 группы живых предметов, нам известны пока 2. Давайте подумаем, к какой группе можно отнести грибы? Гриб- растение? Грибы можно отнести к животным? У нас возникла проблема→ грибы нельзя отнести к известным группам. Какой сделаем вывод? Современные ученые подтвердили, что грибы –особая группа живых существ. Они не зеленые, не умеют добывать питательные вещества самостоятельно, как растения. Это и не животные: не двигаются, не рождают детенышей, не откладывают яйца. - Какова тема нашего урока? - Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового об этих уникальных живых существах. | -Тема прошлого урока «Цветники осенью» - Я знаю астры, гладиолусы, георгины, бархатцы, хризантемы. Дети в карточках ставят + или – - У меня вызвал сомнение последний вопрос про белый гриб. - Надо подумать, почему возникла ошибка. Мы знаем 2 группы: растения и животные Приводят аргументы. Грибы- это отдельная группа живых существ. Тема нашего урока «Грибы». |
IV.Изучение нового материала Закрепление изученного материала | Фронтальная работа. Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Прием «Инсерт» «V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «?» - хочу уточнить (спросить) Работа в парах. Демонстрация фрагмента видеоурока «Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение гриба» | Заполним таблицу по теме: Знаю | Хочу узнать | Узнал | - Растут в лесу, на лугу, поляне. - Бывают съедобные и несъедобные. Строение гриба. | -Как размножаются? -Какова роль в природе? -С кем дружат в лесу? Чем питаются? | | - На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке, постепенно отмечать в 3 графе изученное. Начнем изучение грибов с их строения. Что знаем о строении гриба из 1 класса? а)Строение грибов: Перед вами карточки с информацией о строении гриба. Работаем в паре, читаем с пометами на полях. Определим, все ли мы знаем о строении гриба. Обсудим, пометки на полях. Что знали? Что хотите уточнить? Оказывается, мы не все знаем о строении гриба шляпочного гриба. Существуют разные виды грибов. Большую часть составляют шляпочные. Остановимся на строении шляпки гриба, узнаем, как грибы размножаются. б) размножение грибов Внимание на экран. Учитель с детьми делают вывод по видеофрагменту. - Мы рассмотрели строение шляпки гриба. Слайд презентации. О других видах гриба вы узнаете в 5 классе. | Участие в диалоге. Знаем шляпочные грибы. Шляпка и ножка образуют плодовое тело. Подземная часть гриба-грибница. Грибница состоит из нитей, похожих на паутину. Чтение текста с пометами. |
V. Физ.пауза Дети выполняют движения. |
| | в) Связь дерева с грибами Где чаще всего можно встретить грибы в лесу? -Соседство гриба и дерева неслучайно. Посмотрите сценку, которую приготовили ребята и ответьте на вопрос: – Почему грибы растут под деревьями? Инсценировка фрагмента сказки В.Бианки «Дружба с деревом» Учитель обобщает, дополняет высказывания детей. г) Питание грибов Рассказ учителя о питании грибов с опорой на слайды презентации. | Рядом с деревьями. Участие в диалоге. |
Организация деятельности на применение полученных знаний и умений | Сообщения учащихся по теме. Работа по учебнику Практическая работа учащихся. Проверка знания учащихся о знании съедобных и несъедобных грибов. | д) Грибы имеют большое значение в жизни леса и его обитателей. Об этом расскажет Черникова В. Грибы являются ценным продуктом для человека. Об этом приготовил сообщение Шеховцов Р. е) Ответьте на вопрос: все ли грибы употребляют в пищу? Послушайте сказку про одни грибы. Какие грибы похожи, их можно спутать? Откройте страницу учебника 88 прочитайте текст про эти грибы. Проверка задания. Кривенцев П. приготовил сообщение- советы грибникам. Составление сенквейна. Читаем. Обсуждаем | Сообщения учеников по темам. Нет. Нельзя употреблять несъедобные грибы. Очень похожи по строению: белый и желчный гриб, шампиньоны и бледная поганка, осенние опята и ложные. Работа в парах. |
VI. Домашнее задание | Дать инструктаж по выполнению домашнего задания. | Прочитать в учебнике статью «Грибы » (С.86-89) 2. Изготовить книжку про любой гриб | |
VII. Рефлексия | Подвести итоги достигнутого на уроке каждым учеником. | Подводим итог нашему разговору о грибах. Перед вами грибочки. На доске 3 корзинки. Если вы еще мало знаете о грибах- вы-начинающий грибник и ваше место в первой корзинке . Любитель- 2 корзинка, знаток-3 корзинка. Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов. Молодцы. | Участие в диалоге. Оценивание своей работы. |
6