СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Охрана природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и систематизирование знаний учащихся о жизни животных и их охране.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Охрана природы"»

Давыдова Ирина Валентиновна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 17»

г. Новомосковск

Тульская область

Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классе

на тему «Охрана природы».

Тип урока:

Изучение нового материала.

Авторы УМК:

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

Цели урока:

Формирование и систематизирование знаний учащихся о жизни животных.

Планируемые образовательные результаты

(личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности; воспитывать любовь к родному краю, понятие норм нравственного поведения в природе; понимать ценности любой жизни;

уметь дать своей работе самооценку.

Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; расширять знания о животных.

анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; проводить наблюдения; делать выводы.

Регулятивные: формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов;

уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

уметь планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

уметь действовать согласно плану;

уметь оценивать результаты решения поставленной задачи.

Коммуникативные: уметь вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

осуществлять совместную деятельность в группах;

уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Предметные: расширять знания о разных объектах окружающего мира;

расширять кругозор учащихся.


Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Мультимедийная презентация к уроку, Э. Григ «Утро», видеофильм «Дикая природа», картинки с изображением животных и сведения о них.





Название этапа, цель.

Содержание этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Методы и приёмы работы.

Результат.


I. Мотивирование к учебной деятельности.

(1-2 минуты)

Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.









Слайд 1



1)Улыбнись с утра щенку,

И росинке и цветку,

Пёстрой бабочке в лугах,

Солнцу в лёгких облаках.




2) (На фоне музыки Э. Грига «Утро» )

Всё вокруг – большой наш дом,

Мы совместно в нём живём.

Всё в нём может поместиться:

Человек, и зверь, и птица.

Дерево, трава, цветок,

И река, и ручеёк,

Солнце, звёзды и луна…

Колыбель у нас одна.

Это надобно понять,

Жизнь любить и охранять


























Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.




















Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


















Фронтальный.


Психофизическая

тренировка.

Высказывание добрых пожеланий детям.




















Формирование УУД:

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

воспитание уважительного отношения к своей стране, любви к родному краю.


II. Актуализация знаний(4-5 минут)

Цель: создать проблемную ситуацию.

2)Созд









Просмотр фрагмента видео – фильма «Дикая природа»


-Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы.


-Попробуйте сформулировать тему нашего урока!





































1) Организует фиксацию индивидуальных затруднений.

2)Побуждает к высказыванию своего мнения.


















Высказывают свои предположения в парах.



































Побуждающий, подводящий диалоги.


Работа в парах.


Мотивирующий приём «Яркое пятно».

















Формирование УУД:

Познавательные: формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, доказательства.

Регулятивные:

владеть способами организации.

Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.



III. Постановка учеб-ной задачи.

(7-8 минут)

Цель:

Выявить и зафиксировать причину затруднения: конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.



-Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить.


( Ученик рассказывает стихотворение)

Природа – наш огромный дом,

И всем найдётся место в нём:

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

Хоть дом большой, но хрупок он-

Ему всё хуже с каждым днём.

Не враг вредит из века в век,

Природу портит человек.

Но, может скоро мы, поймём,

Что мы неправильно живём,

Что дом наш охранять должны

От грязи, злобы и войны.

Чтоб в доме нашем навсегда

Царили мир и чистота.


-Подумайте, как человек может навредить природе?


-Человек создаёт всё новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух и почву.

-Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и людей?


-Отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого.


- Как отражается быстрая вырубка лесов на животных?



-Какую цель поставим на уроке перед собой?



































Организует подводящий к теме диалог.





Побуждает к высказыванию своего мнения.


Побуждает к высказыванию своего мнения.


Побуждает к высказыванию своего мнения.

















































Отвечают на вопросы учителя.





Отвечают на вопросы учителя.





Отвечают на вопросы учителя.





1)Формулируют тему и задачи урока.






































Подводящий к теме диалог.







Фронтальный



































ФомированиеУУД:

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; определять

и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

уметь слушать и понимать речь других;

учитывать разные мнения.

Физминутка для глаз

-Вместе с лягушонком продолжим отдых на полянке.








Следят глазами за

движущимися предметами.






Гимнастика для

глаз.


IV.

Открытие нового знания (Построение проекта выхода из затруднения).

(7-8 минут)

Цель: устранить возникшее затруднение.



-Наметим план нашего урока!


План

1. Влияние человека на окружающую среду, животный мир и природу.

2. Защита окружающей среды

и животных.

3. Роль животных в жизни человека.









-Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является «Гринпис».


Это движение существует и в нашей стране. Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы.

Именно этот союз издаёт Международную Красную книгу, в которую вошли животные и растения, находящиеся на грани исчезновения.


(Ученик рассказывает стихотворение)

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих границ,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Красная книга – это не закон об охране природы, это информация, которую собрали учёные о растениях и животных.

-Почему книгу назвали Красной, а не жёлтой или синей?

Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит, стоп, не убивайте животных, не губите растения. В книге есть красные, жёлтые и зелёные страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах, те животные количество которых быстро снижается. На зелёных страницах, животные, которых удалось спасти.














Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.




















Проводит параллель с ранее изученным материалом.














































Проводит параллель с ранее изученным материалом.













Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)




















Рассматривают изображение

организации «Гринпис».












































Высказывают своё мнение.



Отвечают на вопросы учителя.



























Подводящий к открытию знаний побуждающий диалог.











Фронтальный.
























Фронтальный




Формирование УУД: Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

уметь слушать и понимать речь других;

учитывать разные мнения;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные: планировать исследовательский вид деятельности.

Познавательные: уметь находить и выделять необходимую ин-

формацию;

уметь делать предположения и обосновывать их.

Личностные: уметь осознать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Физминутка «Птички»


-Вместе с лесными жителями немного отдохнём.



Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют:

Чик – чирик, чик – чирик.


Птички крошки собирают,

Зёрнышки клюют.




Пёрышки почистили,

Пёрышки почистили.



Клювики почистили,

Клювики почистили.


Дальше полетели.



И на место сели.









Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.


Имитируют руками взма-хи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.


Наклон вперёд, пальцами рук, собранными вместе, постукивают по коленкам.


Стоя прямо, совершать взмахи левой и правой руками.


Повороты головой вправо – влево.


Имитируют руками взмахи крыльев.


Садятся на места.


V.

Первичное закрепление.

(4-5 минут)

Цель:

проверить умение работать с информацией.







Работа по группам

(из готовых картинок и сведений выбирают подходящий материал; наклеивают его на листы А4 и готовят сообщение)

1 и 2 группы готовят сведения о птицах; 3 и 4 – о зверях; 5 и 6 – о растениях.








(Например: Белый медведь и тигр.

Крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит около 390 кг. Живут … 25-30 лет. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу …, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.)



Устанавливает осознанность ситуации.


Организует работу в группах


Контролирует выполнение работы.


Осуществляет выборочный контроль.


Организует обсуждение способов решения.


Выполняют задания.


Высказывают свои предположения в группе.


Выполняют задания.




Крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит около 390 кг. Живут тигры 25-30 лет. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.






Фронтальный.





Работа в группах, комментирование









Формирование УУД:

Коммуникативные: уметь организовать собственную деятельность и сотрудничество с партнёром;

уметь формулировать собственное мнение, строить для партнёра высказывания.

Регулятивные:

Планировать репродуктивный вид деятельности.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из рассказа учителя и предложенного материала; уметь дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом.

VI.

Самостоятельная работа. (7-8 минут)

Цель:

организовать выполнение самопроверки, самоконтроля;

создать ситуацию успеха.



Игра «Экологические правила». «Как поступите вы?»

1. В лес с собой надо брать компас или глобус?

2. Костёр надо разводить на поляне или под деревом?

3. Ветки для костра надо ломать с живых деревьев или подбирать с земли?

4. Прежде чем уйти, костёр надо залить водой или засыпать торфом?

5. Мусор надо взять с собой или оставить в лесу?

6. Что не разлагается в почве: полиэтилен, бумага или угли?

7. Грибы надо есть жареными или сырыми?

8. Увидев ежика, надо взять его домой или пройти мимо?

9. Как собирать в лесу ягоды: срывать веточки с большим количеством ягод или рвать по одной только спелые ягоды?

10. Увидев гнездо в траве, надо пройти мимо или погладить, покормить птенцов?

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо съесть их или не трогать?

12. В лесу надо слушать громкую музыку или вести себя тихо и сдержанно?








Организует самостоятельную работу.










Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.



1)Выполняют самостоятельную работу.


2)Осуществляют самоконтроль.






Игра « Как поступите вы» (ответы)

1-компас

2-на поляне

3-подбирать с земли

4-залить водой

5-взять с собой

6-полиэтилен

7-жареными

8-пройти мимо

9-только спелые, по одной

10-пройти мимо

11-не трогать

12-тихо и сдержанно









Индивидуальный

Методы самоконтроля за учебно – познавательной деятельностью.

Приёмы

безотметочного

оценивания(выбирают один ответ)








Формирование УУД:

Регулятивные:

владеть способами организации;

планировать репродуктивную деятельность.

Личностные:

осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

VII.

Рефлексия учебной деятельности (итог) (5 минут)

Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.








- Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось ли решить постав

ленную задачу?

-Что знали?

-Что узнали?

-Что хотели бы узнать?



-Оцените свою работу





Берегите природу. Об этом просит и поэт М. Дудин в стихотворении «Заклинание с полюса»


Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!












1) Организует рефлексию.


2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

















1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.




Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.


Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.















Фронтальный











Формирование УУД:

Личностные: понимать роль человека в обществе, принять нормы нравственного поведения в природе, обществе.

Познавательные: уметь контролировать и оценивать процесс и

результаты деятельности.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других.