г. Новомосковск
на тему «Охрана природы».
Название этапа, цель. | Содержание этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Методы и приёмы работы. | Результат. |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (1-2 минуты) Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Слайд 1 1)Улыбнись с утра щенку, И росинке и цветку, Пёстрой бабочке в лугах, Солнцу в лёгких облаках. 2) (На фоне музыки Э. Грига «Утро» ) Всё вокруг – большой наш дом, Мы совместно в нём живём. Всё в нём может поместиться: Человек, и зверь, и птица. Дерево, трава, цветок, И река, и ручеёк, Солнце, звёзды и луна… Колыбель у нас одна. Это надобно понять, Жизнь любить и охранять | Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Фронтальный. Психофизическая тренировка. Высказывание добрых пожеланий детям. | Формирование УУД: Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание уважительного отношения к своей стране, любви к родному краю. |
II. Актуализация знаний(4-5 минут) Цель: создать проблемную ситуацию. 2)Созд | Просмотр фрагмента видео – фильма «Дикая природа» -Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы. -Попробуйте сформулировать тему нашего урока! | 1) Организует фиксацию индивидуальных затруднений. 2)Побуждает к высказыванию своего мнения. | Высказывают свои предположения в парах. | Побуждающий, подводящий диалоги. Работа в парах. Мотивирующий приём «Яркое пятно». | Формирование УУД: Познавательные: формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, доказательства. Регулятивные: владеть способами организации. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
III. Постановка учеб-ной задачи. (7-8 минут) Цель: Выявить и зафиксировать причину затруднения: конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи. | -Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить. ( Ученик рассказывает стихотворение) Природа – наш огромный дом, И всем найдётся место в нём: Букашке, зверю и побегу, И дереву, и человеку. Хоть дом большой, но хрупок он- Ему всё хуже с каждым днём. Не враг вредит из века в век, Природу портит человек. Но, может скоро мы, поймём, Что мы неправильно живём, Что дом наш охранять должны От грязи, злобы и войны. Чтоб в доме нашем навсегда Царили мир и чистота. -Подумайте, как человек может навредить природе? -Человек создаёт всё новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух и почву. -Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и людей? -Отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого. - Как отражается быстрая вырубка лесов на животных? -Какую цель поставим на уроке перед собой? | Организует подводящий к теме диалог. Побуждает к высказыванию своего мнения. Побуждает к высказыванию своего мнения. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. 1)Формулируют тему и задачи урока. | Подводящий к теме диалог. Фронтальный | ФомированиеУУД: Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Физминутка для глаз | -Вместе с лягушонком продолжим отдых на полянке. | | Следят глазами за движущимися предметами. | Гимнастика для глаз. | |
IV. Открытие нового знания (Построение проекта выхода из затруднения). (7-8 минут) Цель: устранить возникшее затруднение. | -Наметим план нашего урока! План 1. Влияние человека на окружающую среду, животный мир и природу. 2. Защита окружающей среды и животных. 3. Роль животных в жизни человека. -Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является «Гринпис». Это движение существует и в нашей стране. Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы. Именно этот союз издаёт Международную Красную книгу, в которую вошли животные и растения, находящиеся на грани исчезновения. (Ученик рассказывает стихотворение) Охраняется Красной книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих границ, Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы! Красная книга – это не закон об охране природы, это информация, которую собрали учёные о растениях и животных. -Почему книгу назвали Красной, а не жёлтой или синей? Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит, стоп, не убивайте животных, не губите растения. В книге есть красные, жёлтые и зелёные страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах, те животные количество которых быстро снижается. На зелёных страницах, животные, которых удалось спасти. | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) Рассматривают изображение организации «Гринпис». Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы учителя. | Подводящий к открытию знаний побуждающий диалог. Фронтальный. Фронтальный | Формирование УУД: Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: планировать исследовательский вид деятельности. Познавательные: уметь находить и выделять необходимую ин- формацию; уметь делать предположения и обосновывать их. Личностные: уметь осознать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Физминутка «Птички» | -Вместе с лесными жителями немного отдохнём. Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют: Чик – чирик, чик – чирик. Птички крошки собирают, Зёрнышки клюют. Пёрышки почистили, Пёрышки почистили. Клювики почистили, Клювики почистили. Дальше полетели. И на место сели. | | Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Имитируют руками взма-хи крыльев и совершают повороты туловища в стороны. Наклон вперёд, пальцами рук, собранными вместе, постукивают по коленкам. Стоя прямо, совершать взмахи левой и правой руками. Повороты головой вправо – влево. Имитируют руками взмахи крыльев. Садятся на места. | | |
V. Первичное закрепление. (4-5 минут) Цель: проверить умение работать с информацией. | Работа по группам (из готовых картинок и сведений выбирают подходящий материал; наклеивают его на листы А4 и готовят сообщение) 1 и 2 группы готовят сведения о птицах; 3 и 4 – о зверях; 5 и 6 – о растениях. (Например: Белый медведь и тигр. Крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит около 390 кг. Живут … 25-30 лет. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу …, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.) | Устанавливает осознанность ситуации. Организует работу в группах Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения. | Выполняют задания. Высказывают свои предположения в группе. Выполняют задания. Крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит около 390 кг. Живут тигры 25-30 лет. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости. | Фронтальный. Работа в группах, комментирование | Формирование УУД: Коммуникативные: уметь организовать собственную деятельность и сотрудничество с партнёром; уметь формулировать собственное мнение, строить для партнёра высказывания. Регулятивные: Планировать репродуктивный вид деятельности. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из рассказа учителя и предложенного материала; уметь дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом. |
VI. Самостоятельная работа. (7-8 минут) Цель: организовать выполнение самопроверки, самоконтроля; создать ситуацию успеха. | Игра «Экологические правила». «Как поступите вы?» 1. В лес с собой надо брать компас или глобус? 2. Костёр надо разводить на поляне или под деревом? 3. Ветки для костра надо ломать с живых деревьев или подбирать с земли? 4. Прежде чем уйти, костёр надо залить водой или засыпать торфом? 5. Мусор надо взять с собой или оставить в лесу? 6. Что не разлагается в почве: полиэтилен, бумага или угли? 7. Грибы надо есть жареными или сырыми? 8. Увидев ежика, надо взять его домой или пройти мимо? 9. Как собирать в лесу ягоды: срывать веточки с большим количеством ягод или рвать по одной только спелые ягоды? 10. Увидев гнездо в траве, надо пройти мимо или погладить, покормить птенцов? 11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо съесть их или не трогать? 12. В лесу надо слушать громкую музыку или вести себя тихо и сдержанно? | Организует самостоятельную работу. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. 1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Осуществляют самоконтроль. Игра « Как поступите вы» (ответы) 1-компас 2-на поляне 3-подбирать с земли 4-залить водой 5-взять с собой 6-полиэтилен 7-жареными 8-пройти мимо 9-только спелые, по одной 10-пройти мимо 11-не трогать 12-тихо и сдержанно | Индивидуальный Методы самоконтроля за учебно – познавательной деятельностью. Приёмы безотметочного оценивания(выбирают один ответ) | Формирование УУД: Регулятивные: владеть способами организации; планировать репродуктивную деятельность. Личностные: осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками. |
VII. Рефлексия учебной деятельности (итог) (5 минут) Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - Какую задачу ставили на уроке? -Удалось ли решить постав ленную задачу? -Что знали? -Что узнали? -Что хотели бы узнать? -Оцените свою работу Берегите природу. Об этом просит и поэт М. Дудин в стихотворении «Заклинание с полюса» Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! | 1) Организует рефлексию. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? | 1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальный | Формирование УУД: Личностные: понимать роль человека в обществе, принять нормы нравственного поведения в природе, обществе. Познавательные: уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других. |