Технологическая карта
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3класс.
Учитель: Гаврина Надежда Ильинична, учитель начальных классов МКОУ «СОШ №4 р.п. Линёво»
УМК: «Школа России»
Тема урока «Разнообразие животных
Цели:
- создать условия для углубления и расширения представлений о животных;
- познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы.
Мета предметные:
- регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий, контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы, аргументировать, делать выводы;
- познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о животных;
- коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные высказывания.
Личностные: самоопределение – принимают образ «хорошего ученика»; самообразование - осознают значение учебной деятельности.
Методы: проблемное обучение, частично-поисковый; индивидуальный, фронтальный, групповой, наглядный.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: Презентация: «Разнообразие животного мира»; кроссворд, коллаж.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, классифицировать.
Ресурсы: А.А. Плешаков Окружающий мир: 3класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе ч.1 /М.:Просвещение, 2012/.; А.А.Плешаков Рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений ч.1.
Презентация, экран, компьютер, карточки с фотографиями животных.
Организационные формы работы: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Используемые программы: Hot Potatoes, PowerPoint, Audacity, Gimp, браузер.
Ход урока:
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя. | Деятельн. об - ся | Формы работы | УУД. |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Громко прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем! | Знакомятся с темой урока. Пытаются самостоятельно сформулировать ее. | Фронтальная работа. | Личностные Регулятивные |
Актуализация знаний. | Актуализация знаний и способов действий | Проверка д/з: 1.Раздает индивидуальные карточки, нужно нарисовать условными знаками правила поведения в природе. 2.Фронтальный опрос: Какую роль играют растения в жизни людей? Почему некоторые дикорастущие растения становятся редкими и заносятся в Красную книгу? Что делают люди для охраны таких растений? Какие правила поведения в природе вы выполняете? | Дети рисуют Отвечают на поставленные вопросы Учащиеся выходят к доске со своими рисунками. | индивидуальная фронтальная индивидуальная | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока | Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нужно разгадать кроссворд. Тема нашего урока: «Разнообразие животных» Записывает на доске опорные слова: Узнаем… Научимся… Повторим… | Разгадывают кроссворд, По очереди заполняют клетки Узнаем какие виды животных живут на нашей планете. Научимся объединять их в группы. Вспомним какие животные обитают в нашей местности. | фронтальная индивидуальная | Познавательные Коммуникативные |
Изучение нового материала. | . Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: разнообразие животных. | Организовывает практическую исследовательскую работу по изучению существенных признаков групп животных. Постановка проблемной ситуации, включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Контролирует выполнения заданий. Каждая группа учащихся получает конверт с фотографиями животных. Задание: нужно разделить животных по группам, учитывая внешние признаки и место обитания. Обсудите в своих группах, и командиры должны выбрать, кто будет отвечать. Работа по учебнику с.88 – 90. Для решения нашей проблемы мы должны выяснить: - Какие бывают животные? - Чем они отличаются друг от друга? - Где проживают? | Знакомятся с информацией в учебнике, делят животных на группы. | Групповая работа | Личностные, Познавательные, Коммуникативные. |
Физминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают – В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре –полетели, закружились. | | Коммуникативные |
Первичное осмысление | Установление правильности и осознанности изучения темы Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Предлагает представить свою работу в группе. Почему животных относят к живым существам? (показ слайда 1-6). Где живут животные? Что необходимо для жизни? Работа в тетрадях с.40-41 №1,2. | Выступление представителей группы, которые обосновывают свой ответ. Делают выводы: животные дышат, передвигаются, питаются, выводят потомство, умирают. Проверка и самооценка. | Работа в группах Индивидуальная работа (представление результатов работы своей группы) | Познавательные Регулятивные. Личностные |
Включение в систему знаний и повторение | Умение самостоятельно применять свои знания в новой ситуации, самоконтроль, самооценка | Предлагаю отгадать животного по голосу (слайд 7-8). К какому царству относятся эти животные? коллаж. | Отгадывают Проверка и самооценка. | Фронтальная | Личностные Регулятивные |
Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Работа в учебнике стр. 87 - 92 (прочитать, ответить на вопросы). Подготовить устное сообщение о питании животных. Тетрадь с.43 №6. | Ребята записывают д/з, задают вопросы. | Фронтальная Индивидуальная. | Планирование, прогнозирование, личностные |
Рефлексия. | Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить). | Предлагает продолжить предложения: «Сегодня на уроке Я узнал(ла)… Я научился (лась)… Я повторил (ла)… Я закрепил (ла)… 2. Выставляет отметки. | Ответы детей. | Фронтальная Индивидуальная. | Навыки рефлексии, умения выражать настроение, анализировать его изменение в течении урока.
Регулятивные, коммуникативные |
Методические рекомендации по использованию материалов:
Урок соответствует возрастным и психологическим особенностям восьмилетних детей и очень актуален.
На уроке создаются условия, которые будут усиливать интерес к предмету, актуализировать знания с помощью мультимедиа
Для введения в новую тему и выход на проблему используется кроссворд, выполненный в программе Hot Potatoes. Использование кроссвордов позволяет индивидуально и дифференцированно подходить к учащимся на уроке и является одним из самых активных средств развития познавательных интересов. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. С помощью таких кроссвордов можно чаще осуществлять контроль знаний по предмету, различных терминов, определений. А умело составив вопрос, можно проверять и более глубокие знания.
Презентация «Классификация животного мира» создана в программе PowerPoint. Помогает познакомить детей с разнообразием животных и их классификацией по групповым признакам, лучше понять и освоить новый материал.
На экране также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда учитель не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Презентация используется при первом знакомстве с темой.
Главное в презентации – это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация. Использование анимации позволяет управлять появлением объектов, что позволяет концентрировать внимание учащихся.
Audacity является простым удобным звуковым редактором. С помощью данной программы созданы файлы для озвучивания голосов животных: лягушка, пчела, собака, что помогает закрепить новый материал. Использование звукового сопровождения позволяет привлечь внимание к изучаемому вопросу, делает материал более ярким и запоминающимся.
С помощью программы Gimp создан коллаж «Животный мир». Коллаж помогает обобщить и систематизировать новый материал.
Коллаж вставлен в презентацию.
Информационные ресурсы:
«Большая энциклопедия почемучек» Дж. Купер
«Атлас –определитель»
«Детская энциклопедия» Д.Элиот, К.Кинг
https://blagomirie.ru/pticy-sinicy-ix-raznovidnosti
https://natworld.info/zhivotnye/zhivotnyj-mir-rossii-spisok-vidy-nazvanija-opisanie-i-foto.
http://polev-15.blogspot.ru/2014/04/4.html.
http://crimea-tour.ru/fishing/fishing.html.
https://ru.wikipedia.org/wiki/.
http://wikidor.ru/12-mayskiy-zhuk.html.
https://yandex.ru/images/search?text.
https://yandex.ru/images/search?text.
https://yandex.ru/images/search?tex.
https://yandex.ru/images/search?text.