Урок № 1. Введение, или что такое словесность
Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: познакомить со структурой учебника; дать начальное представление о художественном образе и словесности как особом искусстве; развивать ассоциативное мышление; воспитывать бережное отношение к слову. |
Планируемые результаты |
Предметные:представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; -понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; -усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; -освоение базовых понятий лингвистики; -овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета | Метапредметные: Регулятивные УДД:Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ. |
Образовательные ресурсы:"Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001) |
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. А.С. Пушкин О чем сегодня на уроке мы будем говорить? | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Вступительное слово учителя Ребята, у меня в руках учебник словесности.Давайте поближе познакомимся с этой книгой. С чего же мы начнем знакомство?Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац и нахзац, сноски. Обложка - бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку. Форзац и нахзац - страницы в самом начале и в самом конце книги. Титульный лист - страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это издание переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Республики Казахстан. Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом? В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги. Выходные данные - это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Слово учителя На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова. Когда-тодавно люди, еще только научившись владеть словом, были пораженыего силой. Они называли имя - и на него откликался один из воинов, они называли предмет - и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы. Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.(Чтение истории) -Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника? Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое. Поэтическое слово -| волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум - на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение. Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством. Словесность - это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.) Работа со статьей учебника. | Работа с текстом по группам. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. Читают статью учебника на стр. 3. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичное закрепление | Экспресс-опрос. Как называется обертка книги? (Суперобложка.) Как называется часть переплета, на которой написано название книги и имя; автора? (Обложка.) -Как называется твердое прочное покрытие книги, служащее для соединения листов книги вместе? (Переплет.) -Как называется двойной лист, соединяющий книжку с переплетной крышкой в начале книги? (Форзац.) Как называется двойной лист бумаги, соединяющий книжку с переплетной крышкой в конце книги? (Нахзац.) Как называется страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания? (Титульный лист.) - Как называются сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги? (Выходные данные.) | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1.Чтение статьи учебника, стр. 3-6. 2. Изготовить книжку-малышку и рассказать о ее строении. | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Что нового узнали на уроке? Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |