Мотивация учебной деятельности учащихся | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Д- Ребята, я тоже приготовила для вас пословицы, посмотрите внимательно на экран и подумайте, какое слово пропущено? От человека утаишь, от ………. не утаишь. Без рук, без ног – калека, без … – полчеловека. Нечистая …… спать не дает. - Вы назвали разные слова, но пословицах пропущено слово «СОВЕСТЬ» (крепится на доске). - Прочитайте последнюю пословицу, объясните её смысл. Вы правы, если совесть мешает спать, то поможет только единственное лекарство. Оно называется "раскаяние" (крепится на доске) - Попробуйте назвать тему нашего урока | Бог, душа, совесть Совесть и раскаяние | |
Первичное усвоение новых знаний | Учить использовать приобретенные знания при выполнении упражнений | К- Сегодня на уроке мы узнаем о том, что такое совесть и что такое раскаяние с какими понятиями и умением они неразрывно связаны. - Для того, чтобы узнать с каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяние, прослушайте притчу. Д Работа над притчей «Бабочка» – Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: – Все в твоих руках… К – Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к бабочке? Мальчик выбирал между добром и злом, а инструмент в душе, который помогает этот выбор сделать это и есть совесть – она подсказывает, или грызет при неправильном выборе, не дает спокойно спать, она с нами говорит, у нее есть голос! Ученик решил обмануть своего учителя, подумал, что он умнее его, обхитрит, разными способами, возгордился! И учитель не стал его разоблачать, а лишь дал возможность ему самому выбрать, между злом и добром. - Так с каким умением человека неразрывно связано совесть и раскаяние? С умением различать добро и зло. (на доску крепятся слова «ДОБРО», «ЗЛО») Православная культура даёт следующие понятия добро и зла Православная культура даёт следующие понятия добро и зла Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает людям и радует Бога. Зло – это те недобрые поступки, мысли, которые отдаляют человека от роста души, от достижения благих целей. | Слушают притчу или убить или отпустить Добро и зло | Форма: фронтальная Средства: речь учителя |
Первичная проверка понимания | Формировать умение находить, обобщать и представлять данные. | Д Давайте поработаем с этими двумя понятиями. Работа с понятиями «добро» и «зло» -Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки со словами, ваша задача, работая в парах разобрать эти слова в две кучки, в первую все слова, которые относятся к добру, а во вторую те слова, которые относятся к злу. - На доске правильные ответы, у всех ли так? Добро | Зло | взаимовыручка помощь любовь мужество милосердие честность доброта справедливость | обман ложь предательство трусость грубость зависть жадность убийство воровство жестокость | - Молодцы! - У слова «зло» в православии есть синоним - ГРЕХ. ГРЕХ в православии – это не только плохое дело, но и чувство и даже плохие мысли. Это то, что в первую очередь происходит в самом человеке, а затем уже проявляется во внешнем его поведении. Это рана, которую человек наносит собственной душе. К - За совершенное зло человек отвечает по-разному. Выберете те понятия зла, за которые человек отвечает перед законом в лице государства. - Закон не всякий грех считает преступлением и не судит за него. А православие всякое преступление считает грехом. - У вас осталось еще немало понятий в столбике зла, например, зависть не дает покоя человеку, кто его будет судить, ведь это тоже грех? - А он сам себя будет судить? Что укажет человеку на его неправильные поступки? - Что такое совесть, как вы понимаете? Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла, внутренний советчик и судья - Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитайте, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть. - Какие важные дела совершает совесть? 1) Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2) «После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!». - Что же является главным в жизни человека? Д Послушайте одну притчу: Притча о камнях Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговец вместо товара положил в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стоял дряхлый старик. — Здравствуй, — сказал он, — это я много лет назад обманул тебя тогда, и пришёл сейчас попросить прощения. Человек ответил:—Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце. - Что заставило торговца спустя столько лет прийти к человеку? - Ребята, а если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Это хорошо. Но ведь с болью жить трудно. К Неужели, человеку с этой болью надо будет остаться на всю жизнь? Как же ему исправить ошибку? -Так что же такое раскаяние? -Ребята, прочитайте об этом в учебнике на стр. 38 с 4 абзаца и до конца страницы -Вы совершили плохой поступок, и совесть не даёт вам покоя. - Как можно покаяться? -Какие слова могут в этом помочь? - Вы знаете самую простую покаянную молитву? Это небольшая фраза: «Господи, прости» Её нужно произносить искренне! Д Существует 3 шага в раскаянии Первый шаг в раскаянии - Согласие человека с протестующим криком своей совести. -Как вы его понимаете? Второй шаг в раскаянии- Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? Третий шаг в раскаянии- Покаянные молитвы к Богу. - Покаяться всегда можно прийти в храм, для этого существует исповедь, кто-нибудь из вас исповедовался? - Но раскаяние придет только к тому, кто искренне и честно его желает - Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. – Приходилось ли вам испытывать муки совести и раскаиваться в совершённом поступке? Приведите примеры Является ли человек, запятнавший себя навеки обреченным на муки совести? К счастью, нет! - Какой есть путь? - Путь этот состоит в том, чтобы раскаяться в своих поступках и спешить делать добро. | Распределяют слова на группы воровство, жестокость, убийство. Люди, полицейский Совесть Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки Слушают притчу Муки совести Покаяться, исправить зло Исправление, понимание того, что плохо поступил Извиниться, больше так не делать, сходить в храм Принять то, что плохо поступил Понять, что так делать больше не надо Ответы детей Ответы детей покаяться | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, карточки со словами |
Рефлексия (Подведение итогов) | Подвести итоги урока. | Д Давайте повторим, с какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке? СОВЕСТЬ РАСКАЯНИЕ С каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяния? ЗЛО ДОБРО - Теперь оценим свою деятельность на уроке. - Посмотрите на слайд, представлены незаконченные предложения, ваша задача их закончить: Сегодня я узнал (а) … Сегодня я понял (а) … Мне было трудно … Мне было легко … Мне запомнилось … -Закончить наш урок, мне бы хотелось небольшим стихотворением. Мы вправе жить не по приказу И выбирать свои пути. Но против совести ни разу, Нельзя, ребята, нам идти! Нельзя ни в радости, ни в горести Ни в зной и ни в колючий снег. Ведь человек с погибшей совестью Уже совсем не человек! | Совесть, раскаяние Зло и добро -оценивают свою деятельность -слушают учителя | Форма: фронтальная Средства: речь учителя |