СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Выполнили:

Студентки 4 курса

Специальность 44.02.02

Группа ПНК-4В

Шишканова Дарья Дмитриевна

Кокина Екатерина Игоревна


Технологическая карта урока ОРКСЭ




Место проведения: МБОУ «СШ №32»

4 «А» класс

Дата проведения: 16.11.2023

Учитель: Орлова П. В. _______

Методист: Беляева О.Л.________









Дзержинск – 2023



Тема: «Совесть и раскаяние»

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование первоначального представления о совести и раскаянии

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с понятиями: совесть и раскаяние

- Познакомить с тремя шагами раскаяния

Развивающая:

- развивать умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами при работе с учебником

- развивать умение грамотно строить речевые высказывания при ответах на вопросы по теме урока

- развивать умение оценивать свою деятельность через прием «Закончи предложение»

Воспитательная:

- воспитывать интерес к изучению религии

Планируемые результаты:

Предметные:

- Называют и понимают понятия совесть и раскаяние

-

Метапредметные:

КУУД: грамотно строят речевые высказывания при ответах на вопросы по теме урока

ПУУД: формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами при работе с учебником

РУУД: оценивают свою деятельность на уроке через прием «Смайлики»

Личностные:

- проявляют интерес к изучению религии

Оборудование: учебник, презентация

План урока:

  1. Организационный этап( 2 мин)

  2. Актуализация знаний и умений. (7 мин)

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока.(5мин)

  4. Первичное усвоение новых знаний.(7мин)

  5. Первичная проверка понимания.(15мин)

  6. Первичное закрепление.(5мин)

  7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.(4мин)

































ХОД УРОКА:



Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые формы, методы, средства

Орг. момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

К- Здравствуйте, ребята, садитесь нас зовут Дарья Дмитриевна и Екатерина Игоревна. Сегодня, мы проведем у вас урок ОРКСЭ.

Приветствуют учителей

Форма: фронтальная Средства: речь учителя



Актуализация знаний

Повторить изученный материал.

- Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

- Вы каждый день заботитесь о своем теле умываетесь, чистите зубы, тепло одеваетесь. А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе?

- Дома Вам нужно было подобрать пословицы о душе.

Кто готов зачитать?

- Молодцы

О душе


Любовь, свобода, творчество, разум

Ответы детей

Форма: фронтальная Средства: речь учителя



Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Д- Ребята, я тоже приготовила для вас пословицы, посмотрите внимательно на экран и подумайте, какое слово пропущено?

От человека утаишь, от ………. не утаишь.

Без рук, без ног – калека, без … – полчеловека.

Нечистая …… спать не дает.

- Вы назвали разные слова, но пословицах пропущено слово «СОВЕСТЬ» (крепится на доске).

- Прочитайте последнюю пословицу, объясните её смысл. Вы правы, если совесть мешает спать, то поможет только единственное лекарство. Оно называется "раскаяние" (крепится на доске)

Попробуйте назвать тему нашего урока




Бог, душа, совесть




Совесть и раскаяние


Первичное усвоение новых знаний

Учить использовать приобретенные знания при выполнении упражнений

К- Сегодня на уроке мы узнаем о том, что такое совесть и что такое раскаяние с какими понятиями и умением они неразрывно связаны.

- Для того, чтобы узнать с каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяние, прослушайте притчу.

Д Работа над притчей «Бабочка»

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

К – Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к бабочке?

Мальчик выбирал между добром и злом, а инструмент в душе, который помогает этот выбор сделать это и есть совесть – она подсказывает, или грызет при неправильном выборе, не дает спокойно спать, она с нами говорит, у нее есть голос!

Ученик решил обмануть своего учителя, подумал, что он умнее его, обхитрит, разными способами, возгордился! И учитель не стал его разоблачать, а лишь дал возможность ему самому выбрать, между злом и добром.

- Так с каким умением человека неразрывно связано совесть и раскаяние?

С умением различать добро и зло. (на доску крепятся слова «ДОБРО», «ЗЛО»)

Православная культура даёт следующие понятия добро и зла

Православная культура даёт следующие понятия добро и зла

Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает людям и радует Бога.

Зло – это те недобрые поступки, мысли, которые отдаляют человека от роста души, от достижения благих целей.








Слушают притчу




или убить или отпустить








Добро и зло


Форма: фронтальная Средства: речь учителя



Первичная проверка понимания

Формировать умение находить, обобщать и представлять данные.

Д Давайте поработаем с этими двумя понятиями.

Работа с понятиями «добро» и «зло»

-Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки со словами, ваша задача, работая в парах разобрать эти слова в две кучки, в первую все слова, которые относятся к добру, а во вторую те слова, которые относятся к злу.

- На доске правильные ответы, у всех ли так?

Добро

Зло

взаимовыручка

помощь

любовь

мужество

милосердие

честность

доброта

справедливость


обман

ложь

предательство

трусость

грубость

зависть

жадность

убийство

воровство

жестокость



- Молодцы!

- У слова «зло» в православии есть синоним - ГРЕХ.  

ГРЕХ в православии – это не только плохое дело, но и чувство и даже плохие мысли. Это то, что в первую очередь происходит в самом человеке, а затем уже проявляется во внешнем его поведении. Это рана, которую человек наносит собственной душе.

К - За совершенное зло человек отвечает по-разному. Выберете те понятия зла, за которые человек отвечает перед законом в лице государства.

-  Закон не всякий грех считает преступлением и не судит за него. А православие всякое преступление считает грехом.

- У вас осталось еще немало понятий в столбике зла, например, зависть не дает покоя человеку, кто его будет судить, ведь это тоже грех?

- А он сам себя будет судить? Что укажет человеку на его неправильные поступки?

- Что такое совесть, как вы понимаете?

Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла, внутренний советчик и судья

- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитайте, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

- Какие важные дела совершает совесть?
1) Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2) «После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

- Что же является главным в жизни человека?

Д Послушайте одну притчу:

Притча о камнях

Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговец вместо товара положил в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.
    И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стоял дряхлый старик.
— Здравствуй, — сказал он, — это я много лет назад обманул тебя тогда, и пришёл сейчас попросить прощения. Человек ответил:—Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

- Что заставило торговца спустя столько лет прийти к человеку?

- Ребята, а если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Это хорошо. Но ведь с болью жить трудно.

К Неужели, человеку с этой болью надо будет остаться на всю жизнь? Как же ему исправить ошибку?  

-Так что же такое раскаяние?
-Ребята, прочитайте об этом в учебнике на стр. 38 с 4 абзаца и до конца страницы

-Вы совершили плохой поступок, и совесть не даёт вам покоя.

- Как можно покаяться?

-Какие слова могут в этом помочь?

- Вы знаете самую простую покаянную молитву?

Это небольшая фраза: «Господи, прости»

Её нужно произносить искренне!

 Д Существует 3 шага в раскаянии

Первый шаг в раскаянии -

Согласие человека с протестующим криком своей совести.

-Как вы его понимаете?

 Второй шаг в раскаянии-

 Переворот своих стремлений.

Как вы его понимаете?

 Третий шаг в раскаянии-

 Покаянные молитвы к Богу.

- Покаяться всегда можно прийти в храм, для этого существует исповедь, кто-нибудь из вас исповедовался?

- Но раскаяние придет только к тому, кто искренне и честно его желает

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.

– Приходилось ли вам испытывать муки совести и раскаиваться в совершённом поступке? Приведите примеры

Является ли человек, запятнавший себя навеки обреченным на муки совести? К счастью, нет!

- Какой есть путь?

- Путь этот состоит в том, чтобы раскаяться в своих поступках и спешить делать добро.






Распределяют слова на группы
















воровство, жестокость, убийство.



Люди, полицейский

Совесть







Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки

Слушают притчу







Муки совести



Покаяться, исправить зло

Исправление, понимание того, что плохо поступил


Извиниться, больше так не делать, сходить в храм








Принять то, что плохо поступил

Понять, что так делать больше не надо



Ответы детей







Ответы детей


покаяться

Форма: фронтальная Средства: речь учителя, карточки со словами

Первичное закрепление

Находить, обобщать и представлять данные.

Объяснять, сравнивать и обобщать данные.

К Давайте попробуем исправить плохие поступки, при совершении которых, нравственного человека очень мучает совесть.

Украл – верни

Солгал – скажи правду

Сказал злое слово – скажи доброе слово

Ударил - пожалей

Обидел – извинись



Исправляют поступки

Форма: фронтальная Средства: речь учителя



Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Ваше домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Как лечит душу покаяние?»

Запишите его в своих тетрадях.

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Записывают домашнее задание

Задают вопросы, если непонятно

Форма: фронтальная Средства: речь учителя



Рефлексия (Подведение итогов)

Подвести итоги урока.

Д Давайте повторим, с какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

СОВЕСТЬ

РАСКАЯНИЕ

С каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяния?

ЗЛО

ДОБРО

- Теперь оценим свою деятельность на уроке.

- Посмотрите на слайд, представлены незаконченные предложения, ваша задача их закончить:

Сегодня я узнал (а) …

Сегодня я понял (а) …

Мне было трудно …

Мне было легко …

Мне запомнилось …

-Закончить наш урок, мне бы хотелось небольшим стихотворением.

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Нельзя, ребята, нам идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже совсем не человек!


Совесть, раскаяние


Зло и добро



-оценивают свою деятельность





-слушают учителя

Форма: фронтальная Средства: речь учителя