1.1.Самоопределение к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Тренинг «Тебе моя ладошка» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) - Доброе, милое утро! Ясный, погожий денёк! Я желаю вам радости, ощущения важности и необходимости, успешности и способности к открытию новых знаний. - А что друг другу пожелаете вы? Просмотр видеоролика «Самый добрый клип». (ПРИЛОЖЕНИЕ №2.) - Ребята. Сейчас вы посмотрите запись видеоролика «Самый добрый клип» (перевод от «Милосердие»). -Прошу вас ответить на вопросы: -Каковы ваши впечатления от ролика? - Чему он учит? - Каков главный смысл ролика? Верно, ведь как говорил святой Дорофей: «Человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». | Передают друг другу ладошку с пожеланием на предстоящий урок. Ответы детей (фронтальная работа): - Смысл ролика в том, чтобы в нужное время прийти на помощь, нуждающемуся в ней человеку. - Уметь слышать просьбу, произнесённую чуть слышно. - Твоя помощь другому делает тебя добрей. | ЛУУД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха КУУД Умение полно и точно выражать свои мысли. |
1.2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Фронтальная беседа (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) - Подберите слова, чтобы охарактеризовать, какие качества присущи человеку, который в просмотренном ролике помогал людям. Технология «Ассоциативный ряд» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4) - Среди названных слов есть два слова, которые обозначают: 1) добро и милость в сердце человека; 2) сочувствие к ближнему. - Найдите их и сформулируйте тему урока. Создание проблемной ситуации. - Правильно, тема нашего урока «Милосердие и сострадание». Эпиграфом к уроку будут слова Зигфрида Ленца: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире" | Учащиеся подбирают слова: доброта, честность, отзывчивость, щедрость, сердечность, милосердие, cострадание, гуманность, жалость, сердоболие, открытость. Примерный ответ: - Тема нашего урока «Милосердие и сострадание». Принятие проблемной ситуации Я хочу узнать… Я хочу найти… Я смогу научиться… | РУУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. ПУУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Учитель зачитывает со слайда стихотворение Смоляниновой Лидии: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это - маме усталой помочь. Это - бабушку навестить. И обиду свою превозмочь, И того, кто обидел - простить. Это - птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать. - А как толкуют подчёркнутые слова научные словари? Работа в парах (работа со статьями из различных толковых словарей; у каждой пары определение слова «милосердие») 1 пара: В.И. Даль, словарь Дмитриева 2 пара: С. Ожегов, современный толковый словарь 3 пара: Д. Ушаков - А можно ли сказать, что слово «милосердие» является синонимом слова «сострадание»? Исследование слов «милосердие», «сострадание»: Разберите слово милосердие по составу. - В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость-. В слове сострадание приставка со- означает «вместе», и страдание. Т.е. совместное страдание, разделение участи страдания. -Подберите слова с корнями серд, боль, добр, используя суффиксы -н-, -чн-. - Назовите эти слова (сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной,..) - Какие качества характеризуют эти слова? - Как их называют? (Сердечные) -Из любви к ближнему рождаются милосердие и сострадание. А кто такой «ближний»? | Учащиеся слушают. 1 пара: В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”. 2 пара: С.Ожегов дал такое определение этому слову: – Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие 3 пара: Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. 1 пара: Толковый словарь Дмитриева Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание. 2 пара: Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п. Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Фронтальная работа (ответы детей) Ближний – это тот, кто находится рядом, кому сейчас необходима помощь. | ПУУД Поиск и выделение необходимой информации КУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. КУУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построения высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Однажды Иисуса Христа спросили: - Какая заповедь самая главная среди других? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?» - В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Исследовательское чтение. Работа в группах. 1 группа: Рассказ В. Осеевой «Плохо» (с. 84) 2 группа: Рассказ В Осеевой «Пришёл на помощь» (с. 84) Технология «Инсерт» -Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным или сделанным «!» - Печалят вас, потому, что так поступать несправедливо «-». - Очень спорные моменты, с которыми вы не согласны или хотите поспорить, отметьте «?» Опрос мнения о прочитанном в рассказах, с поощрением искренних позиций ответчиков. Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Милосердие - это не отдача лишнего. Это проявление человечности. Давайте разберём это на примере из вашего учебника. Коллективное чтение и обсуждение статьи и репродукции картины из рубрик «Для любознательных» и «Картинная галерея» (с. 85-86 учебника) Самооценка участия в общей беседе Метод неоконченного предложения. Составление книги сказок «Сказка про добрые лучики». Апплодисменты -- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил. Индивидуальная работа на карточках. Составление ПАМЯТКИ ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ. 1. Любите окружающих вас людей: …. 2. Умейте … достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь … людям их слабости; умейте повиниться и … обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в … ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё… и … окружающим. 6. Старайтесь прийти … в нужный момент. Работа в парах сменного состава. Составление синквейна к одному из понятий на выбор: «милосердие», «сострадание». Три желания «Цветик-трёхцветик» - Помнишь сказку В.П. Катаева «Цветик-семицветик»? Представь, что у тебя есть «Цветик- трёхцветик» и ты можешь загадать три желания. Чего ты пожелаешь? | Работа учащихся с учебником. Чтение текстов в группах. Коллективное обсуждение. Формулировка выводов своих позиций. Работа с учебником (сначала портрет с. 86, затем статья с. 85) Оценивают свою работу. Учащиеся зачитывают заранее подготовленные продолжения сказок, составляя сборник. «Вручение» апплодисментов с обоснованием позиции. Заполнение пропусков на карточках. (1 уч-ся у доски) Самопроверка по образцу ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и простить обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё милосердие и сострадание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 1.Сострадание. 2.Любящий, отзывчивый. 3.Сочувствовать, переживать, помогать. 4.Мы должны проявлять сострадание 5. Необходимо 2.Милосердие. 2. Добрый переживающий. 3. Проявлять, поддерживать, любить. 4. Помогать нуждающимся в помощи. 5. Забота. Заполнение «Поляны желаний». | РУУД Определение последовательности своих действий с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. ПУУД Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации. КУУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построения высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. ПУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. КУУД Умение слушать и понимать других. КУУД Сотрудничество, с партнёром, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. РУУД Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. ПУУД Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. КУУД Сотрудничество с партнером |
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия результатов учебной деятельности | Фронтальная беседа. -Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть. Метод незаконченного предложения - Меня поразило… - Я стал задумываться… - Я хочу продолжить разговор на следующем уроке… - Самым важным на уроке стало… Мое ощущение на уроке. Тестирование «Мой внутренний мир» - Перед вами лежат ладошки разного цвета. Если вы чувствуете себя в конце нашего урока : радостно, прикрепите оранжевую ладошку; спокойно – жёлтую ладошку; грустно – синюю ладошку; тревожно – фиолетовую ладошку. Оценивание работы на уроке в оценочных листах. Апплодисменты -- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил. Домашнее задание с элементом творчества: (по желанию) - Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. 1 группа: с. 87-89, задания 2 группа: с. 90 задания - Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких | Индивидуальные ответы детей Самооценка Самооценка настроения Самооценка («Смайлики») Взаимооценка | РУУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ПУУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. ЛУДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |