СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Модуль Светская Этика. Милосердие и сострадание.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"»

Технологическая карта урока открытия новых знаний


Предмет

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль

«Основы светской этики»

УМК

«Начальная школа XXI века»

Дата

23.03.2017 г.

Класс

4

Тема урока

«Милосердие и сострадание»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Познакомить учащихся с пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «сострадание».

Задачи урока

  1. Знакомство с этимологией и смыслом слова «милосердие».

  2. Осознание сути милосердного отношения к ближнему; понятие, каким должно быть отношение человека к ближнему и личным врагам.

  3. Воспитание бескорыстного желания помочь ближнему.

Необходимое оборудование

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Дидактическое обеспечение

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016.»; иллюстрации.

Планируемые результаты урока

Предметные

Познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести.

Метапредметные

Познавательные УУД:

ориентирование в учебном пособии; в словарях;

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах.

Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование темы и цели урока;

умение высказывать свою версию, предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению;

владение умением работать в паре, группе;

умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;

оформление своих мыслей в устной и письменной форме;

восприятие и понимание речи других.

Личностные

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Формы контроля и диагностики

достижения результатов обучения

Синквейн, «Инсерт», метод неоконченного предложения, тестирование «Мой внутренний мир», рефлексия результатов учебной деятельности «Смайлики».

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник.

Дополнительная

Толковые словари русского языка В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова (печатные страницы из словарей).

Интернет-ресурсы

School-collection.edu.ru; fsoo.infourok.ru; stihi-poeti.ru; www.cliparthut.com, www.youtube.ru.

ЭОРы

Авторская презентация


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационный

1.1.Самоопределение к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).


Тренинг «Тебе моя ладошка» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

- Доброе, милое утро! Ясный, погожий денёк! Я желаю вам радости, ощущения важности и необходимости, успешности и способности к открытию новых знаний.

- А что друг другу пожелаете вы?



Просмотр видеоролика «Самый добрый клип». (ПРИЛОЖЕНИЕ №2.)

- Ребята. Сейчас вы посмотрите запись видеоролика «Самый добрый клип» (перевод от «Милосердие»).

-Прошу вас ответить на вопросы:

-Каковы ваши впечатления от ролика?

- Чему он учит?

- Каков главный смысл ролика?


Верно, ведь как говорил святой Дорофей: «Человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Передают друг другу ладошку с пожеланием на предстоящий урок.







Ответы детей (фронтальная работа):

- Смысл ролика в том, чтобы в нужное время прийти на помощь, нуждающемуся в ней человеку.

- Уметь слышать просьбу, произнесённую чуть слышно.

- Твоя помощь другому делает тебя добрей.

ЛУУД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха




КУУД

Умение полно и точно выражать свои мысли.

1.2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Фронтальная беседа (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

- Подберите слова, чтобы охарактеризовать, какие качества присущи человеку, который в просмотренном ролике помогал людям.





Технология «Ассоциативный ряд» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)

- Среди названных слов есть два слова, которые обозначают:

1) добро и милость в сердце человека;

2) сочувствие к ближнему.

- Найдите их и сформулируйте тему урока.


Создание проблемной ситуации.

- Правильно, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

Эпиграфом к уроку будут слова Зигфрида Ленца: "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире"

Учащиеся подбирают слова: доброта, честность, отзывчивость, щедрость, сердечность, милосердие, cострадание, гуманность, жалость, сердоболие, открытость.



Примерный ответ:

- Тема нашего урока «Милосердие и сострадание».






Принятие проблемной ситуации

Я хочу узнать…

Я хочу найти…

Я смогу научиться…


РУУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

ПУУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.



  1. Поисковый

Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель зачитывает со слайда стихотворение Смоляниновой Лидии:

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь.
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.


- А как толкуют подчёркнутые слова научные словари?

Работа в парах (работа со статьями из различных толковых словарей; у каждой пары определение слова «милосердие»)

1 пара: В.И. Даль, словарь Дмитриева

2 пара: С. Ожегов, современный толковый словарь

3 пара: Д. Ушаков



































- А можно ли сказать, что слово «милосердие» является синонимом слова «сострадание»?


Исследование слов «милосердие», «сострадание»:

Разберите слово милосердие по составу.

- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость-. В слове сострадание приставка со- означает «вместе», и страдание. Т.е. совместное страдание, разделение участи страдания.

-Подберите слова с корнями серд, боль, добр, используя суффиксы -н-, -чн-.

- Назовите эти слова (сердечный, сердобольный, добросердечный, больно, больной,..)

- Какие качества характеризуют эти слова?

Как их называют? (Сердечные)


-Из любви к ближнему рождаются милосердие и сострадание. А кто такой «ближний»?


Учащиеся слушают.













1 пара:

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

2 пара:

С.Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие

3 пара:

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

1 пара:

Толковый словарь Дмитриева

Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.

2 пара:

Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.


Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.



Фронтальная работа (ответы детей)














Ближний – это тот, кто находится рядом, кому сейчас необходима помощь.


ПУУД

Поиск и выделение необходимой информации



КУУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.










































КУУД

Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построения высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.



  1. Практический

Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).























Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


Однажды Иисуса Христа спросили:

- Какая заповедь самая главная среди других?

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?»

- В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».


Исследовательское чтение. Работа в группах.

1 группа:

Рассказ В. Осеевой «Плохо» (с. 84)


2 группа:

Рассказ В Осеевой «Пришёл на помощь» (с. 84)


Технология «Инсерт»

-Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным или сделанным «!»

- Печалят вас, потому, что так поступать несправедливо «-».

- Очень спорные моменты, с которыми вы не согласны или хотите поспорить, отметьте «?»


Опрос мнения о прочитанном в рассказах, с поощрением искренних позиций ответчиков.


Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Милосердие - это не отдача лишнего. Это проявление человечности. Давайте разберём это на примере из вашего учебника.


Коллективное чтение и обсуждение статьи и репродукции картины из рубрик «Для любознательных» и «Картинная галерея» (с. 85-86 учебника)


Самооценка участия в общей беседе







Метод неоконченного предложения. Составление книги сказок «Сказка про добрые лучики».




Апплодисменты

-- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил.







Индивидуальная работа на карточках. Составление ПАМЯТКИ ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: ….

2. Умейте … достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь … людям их слабости; умейте повиниться и … обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в … ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё… и … окружающим.

6. Старайтесь прийти … в нужный момент.
















Работа в парах сменного состава. Составление синквейна к одному из понятий на выбор: «милосердие», «сострадание».












Три желания «Цветик-трёхцветик»

- Помнишь сказку В.П. Катаева «Цветик-семицветик»? Представь, что у тебя есть «Цветик- трёхцветик» и ты можешь загадать три желания. Чего ты пожелаешь?














Работа учащихся с учебником. Чтение текстов в группах. Коллективное обсуждение. Формулировка выводов своих позиций.






























Работа с учебником (сначала портрет с. 86, затем статья с. 85)



Оценивают свою работу.







Учащиеся зачитывают заранее подготовленные продолжения сказок, составляя сборник.



«Вручение» апплодисментов с обоснованием позиции.








Заполнение пропусков на карточках. (1 уч-ся у доски)

Самопроверка по образцу

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и простить обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё милосердие и сострадание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.







1.Сострадание.

2.Любящий, отзывчивый.

3.Сочувствовать, переживать, помогать.

4.Мы должны проявлять сострадание

5. Необходимо

2.Милосердие.

2. Добрый переживающий.

3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Помогать нуждающимся в помощи.

5. Забота.


Заполнение «Поляны желаний».


РУУД

Определение последовательности своих действий с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


ПУУД

Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации.


КУУД

Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построения высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


ПУУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

КУУД

Умение слушать и понимать других.



КУУД

Сотрудничество, с партнёром, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.












РУУД

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.





















ПУУД

Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

КУУД

Сотрудничество с партнером

  1. Рефлексивный

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.




Рефлексия настроения и эмоционального состояния.







Рефлексия результатов учебной деятельности

Фронтальная беседа.

-Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.


Метод незаконченного предложения

- Меня поразило…

- Я стал задумываться…

- Я хочу продолжить разговор на следующем уроке…

- Самым важным на уроке стало…


Мое ощущение на уроке. Тестирование «Мой внутренний мир»

- Перед вами лежат ладошки разного цвета. Если вы чувствуете себя в конце нашего урока :

радостно, прикрепите оранжевую ладошку;

спокойно – жёлтую ладошку;

грустно – синюю ладошку;

тревожно – фиолетовую ладошку.


Оценивание работы на уроке в оценочных листах.

Апплодисменты

-- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил.


Домашнее задание с элементом творчества: (по желанию)

- Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.

1 группа: с. 87-89, задания

2 группа: с. 90 задания

- Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких







Индивидуальные ответы детей



Самооценка







Самооценка настроения










Самооценка («Смайлики»)



Взаимооценка

РУУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.



ПУУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


ЛУДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.