Ноутбук, проектор, экран, презентация для учителя (Приложение № 6). Дидактический материал: учебник, пригласительный билет (Приложение № 1), подборка документов для анализа (в том числе текст, созданный нейросетью) (Приложение № 2 и № 3), карикатура (Приложение № 4), QR-код с домашним заданием на платформе LearningApps (Приложение № 5). | Математика (выполнение математических вычислений), английский язык (перевод слов на карикатуре), литература (анализ высказываний поэта П. А. Вяземского, работа с мемуарами) |
Познакомиться с биографией Павла I, его указами, внутренним положением государства в период его правления. Умеют давать характеристику положения основных сословий в период правления Павла I. Применяют знания об Екатерининской эпохи при анализе деятельности Павла I. Объясняют необходимость появления таких документов, как Акт о престолонаследии и Манифест о «трехдневной барщине». | Развивается умение раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; работать с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника; представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании;осуществление совместной деятельности. | Развивается интерес к изучению истории своего государства, стремление осмыслить поступки исторического деятеля, в том числе опираясь на факты личной, семейной жизни. Овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма. Развивается готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении работы. |
Учитель приветствует обучающихся, на входе в класс обучающиеся получают пригласительный билет (Приложение № 1). Ученики рассаживаются по своему усмотрению на свободные места (столы и стулья расположены тремя группами). - На какое мероприятие я сегодня вас пригласила? (ответ на билете) Правильно, дискуссионный клуб. Что это за формат? В беседе ребята приходят к мысли, что это обсуждение проблемных вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. | расширении информационного поля учащегося (информационная грамотность); - способность к успешной коммуникативной деятельности и культуры речевого общения (коммуникативная грамотность). - включение в решение практико-ориентированных заданий, при выполнении которых актуализируются получаемые теоретические сведения (языковая грамотность). Читательская грамотность – предметный компонент. Познавательные УУД: Определять уровень знания/незнания информации; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД: -Целеполагание; -Прогнозирование; -Настрой на плодотворную учебную деятельность на уроке; Коммуникативные УУД: Участие в учебном диалоге, беседе; управление поведением; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Планирование учащимися способов достижения целей. - На билете есть место, чтобы каждый из вас написал тему нашей дискуссии и цель. Тему определяют учащиеся, опираясь на слайд 1 (изображение правителей). - Как связаны все изображенные монархи? Правильно, они семья. Кого мы с вами уже изучали? (Петр III и Екатерина II). Кого нам нужно изучить сегодня? (Павел I). Записывают тему в билете. - Что именно мы будем изучать в этой теме? Давайте обратимся к двум высказываниям (слайд 2 и 3). Прочитав и обсудив их, обучающиеся приходят к мнению, что два высказывания о Павле I прямо противоположные. - Теперь посмотрим на шотландскую карикатуру, изображающую Павла I (слад 4). Что такое карикатура? (Изображение, которое критикует и высмеивает кого-то или что-то). Ученики рассматривают карикатуру, делая перевод с английского слов, расположенных на изображении. Анализируя изображение и высказывания о Павле I, обучающиеся приходят к мысли, что эти мнения неоднозначные и противоречивые. - Какова же будет ваша цель на сегодняшнем мероприятии? (Создать свой образ (исторический портрет) Павла I). В такой или близкой формулировке ребята записывают цель на билете. |
- Тему определили, цель поставили. Приступаем к работе! Для начала познакомимся с биографией императора (Приложение № 2). Документы уже лежат на партах. - Из биографии я убрала все оценочные суждения и оставила только факты. Ваша задача – познакомиться с фактами и сделать выводы. В процессе беседы, ученики делают выводы, попутно совершая математические подсчеты устно. (В каком возрасте Павел I потерял отца? В каком возрасте стал правителем?) - Теперь обратимся к следующему документу там же (Приложение №2). Что вы прочитали? (Закон о порядке престолонаследия) В чем его суть? (Власть императора должна переходить в первую очередь от отца к сыну) - Какая связь между фактами биографии и содержанием закона о порядке престолонаследия? (Не допустить повторения ситуации с его вступлением на престол) | Компоненты ФГ: - способность ориентироваться в информационном потоке, правильно использовать имеющиеся знания (информационная грамотность); - готовность к целесообразному использованию языковых средств при изучении нового материала (коммуникативная грамотность). -умение выполнять математические вычисления (математическая грамотность); -умение находить в тексте определенную информацию, на основе фактов делать выводы (читательская грамотность). Коммуникативные УУД: - участвовать в учебном диалоге; - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); - проводить анализ, уметь сопоставлять и сравнивать данные. Регулятивные УУД: - осуществлять планирование учебной деятельности; - оценивать правильность выполнения действия, высказывать свои предположения. |
- Вы могли заметить, что у вас на билетах указан номер. Сейчас я попрошу вас пересесть в соответствии с этими номерами. Ученики пересаживаются, образуя новые группы ( аналог физкультминутки). Группы получают задание (на слайде 6) – прочитать документы (Приложение № 3) и пункты учебника. - Ваша задача – определить, чьи воспоминания вы читали, определить насколько они могут быть достоверны. И командой представить остальным образ Павла I определенной социальной группы. Правило – говорит каждый. Ребята читают материал, на листах бумаги выписывают ключевые слова, обсуждают и конструируют образ Павла I. Работают 5 минут. Далее группа 1 представляет образ Павла I от имени иностранцев. Группа 2 – от имени дворян. Группа 3 – от имени крестьян. Также 3 группа делает анализ указа о трехдневной барщине. - Подскажите, при анализе текста, который описывает императора Павла от имени крестьян, вас ничего не смутило? (У каждой группы на партах лежит комплект документов, поэтому они могут сравнить свои тексты с текстами других групп) В беседе выясняем, что у этого текста не указан автор, а язык текста литературный, при том что большая часть крестьян в то время неграмотна. Ученики делают вывод о том, что текст – подделка. Правильно, это текст, созданный нейросетью. Это не исторический источник. Каждая группа получает новое задание – дополнить карикатуру с пропущенными элементами, вписав в неё фразы, которые будут характеризовать Павла I. Далее каждая группа показывает свой вариант дополненного изображения, объясняя свой замысел. - А теперь посмотрим на оригинал (слайд 7). Обсуждение изображения. | Компоненты ФГ: - готовность к смысловому чтению заданий, восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации (читательская грамотность); -коммуникативная грамотность (готовность к целесообразному использованию языковых средств); - умение перерабатывать полученную информацию, находить необходимые пути решения, различать истинную и фальсифицированную информацию (информационная грамотность); -умение придумывать и улучшать идеи, использовать воображение (креативное мышление) Познавательные УУД: - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение работать в группе; - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения. Регулятивные УУД: - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем мотивацию к практической деятельности через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся; |
- Переходим к рефлексии. На слайде (№ 8) вы видите текст с пропущенными словами или фразами. Ваша задача – подобрать несколько вариантов для того, чтобы заполнить пропуск. Эти слова и фразы должны отражать лично ваш образ императора. (Фронтальное обсуждение) - Вернемся к нашему билету. В зеленой части напишите ваши вопросы по теме, на которые я отвечу на следующем уроке. Обведите на шкалах «Моя работа на уроке» и «Моё эмоциональное состояние» любую цифру от 0 до 10, которые будут отражать вашу активность и настроение. - Зеленую часть билета, пожалуйста, оторвите и отдайте мне. А вторая часть - остается с вами на следующий урок (с личностной целью). Учитель раздает каждому QR-код с домашним заданием на платформе LearningApps. - Спасибо за работу, до встречи на новом уроке! | Компоненты ФГ: - потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию (коммуникативная грамотность); - ориентироваться в текстовой информации для представления анализа своей деятельности (читательская грамотность); Коммуникативные УУД: - умение формулировать вопросы; -умение выражать свои мысли, правильно строить высказывания. Познавательные УУД: - усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения учебных задач. Регулятивные УУД: - осуществлять рефлексию учебной деятельности. |