СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Пищеварительная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме "Пищеварительная система" в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа". Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова....

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Пищеварительная система"»

Урок. Окружающий мир. Пищеварительная система. 4 класс. УМК «Перспективная начальная школа».

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

- составить с детьми правила правильного питания;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- развивать мышление, память, умение слушать;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

- формирование УУД.

1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

2.Регулятивные УУД

  • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

  • адекватно понимать оценку взрослого,

  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

  • обобщать полученные знания,

  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника,

  • задавать вопросы,

  • контролировать действия партнёра,

  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.



Организационный момент

Слайд 1.

Прозвенел для нас уро, начинается урок!

– Сегодня у нас необычный урок.

И все мы будем исследователями.

Кто из вас знает, кто такие исследователи?

Для работы мы разделились на группы.




Тот, кто занимается изучением чего-л., обследует что-либо

Проверка домашнего задания. Слайд 2.

Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать?

Прежде чем мы начнем нашу работу, вспомним, что мы знаем уже о нашем теле. У вас на столе задания. Прочитайте их, посоветуйтесь, ответьте.

I группа

Перечислить основные системы в организме человека.

II группа

Найти лишнее слово:

  • Глаз, нос, уши, язык, сердце.

  • Легкие, трахея, кожа, бронхи.

  • Кровь, сосуды, желудок, сердце.

  • Череп, ребро, мышцы, мозг.

III группа

Закончить мысль:

Кости, соединяясь между собой, образуют _________.

Скелет является для нашего тела ___.

Скелет защищает от повреждений _____.

Кости черепа защищают ________.

От скелета и мышц зависит _______.

IV группа

Что изучает наука анатомия, физиология?

Мы и наше здоровье



I Опорно -двигательная, нервная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная

II





III скелет, опорой, внутренние органы, мозг, осанка






IV Анатомия изучает строение тела человека.

Физиология изучает работу органов человека

Актуализация опорных знаний. Слайд 3.











Введение в тему урока.

Создания проблемной ситуации.

Интрига учебника словами учителя: стр. 21


Поиск

решения

проблемы

Работа в парах с учебником (стр. 21)


Практическая работа в группах



Сегодня на уроке мы поговорим о …

Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим о питательных веществах, которые человек получает с пищей. Всякая ли пища бывает полезна? Что значит правильное питание?

Узнаем, как работает пищеварительная система человека.


- Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?

( Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, бороться с болезнями.)


- Миша считает, что пищеварительный процесс начинается сразу же после того, как он пообедал. А как вы думаете, с какого момента начинается пищеварение?




- Так когда же начинается пищеварение?






На столах на тарелочках под салфетками лежат кусочки яблока по количеству детей в группах.

- Возьмите по одному кусочку и положите его в рот, разжуйте, проглотите и зафиксируйте свои ощущения, наблюдения на карточках №2. Если знаний вам будет недостаточно можно воспользоваться учебником (стр.22-24).

(По мере необходимости учитель вносит дополнения к ответам учащихся.)













(Ответы обучающихся)






Учащиеся, читая статью учебника узнают: «Задолго до начала еды. При виде пищи во рту начинается выделяться слюна. Организм готов к переработке пищи»


«Открытие» нового знания.




















Физминутка

Практическая работа





























Работа со страницами из учебника. Слайд 4.






Самопроверка. Анализ результатов таблицы.











Слайд 5.





























Составление правил питания (приложение №3)












Работа с листами из учебника.


Попутно заполняют приложение 4




Слайд 6.




Слайд 7.


Слайд 8.


Слайд 9.


Слайд 10, 11, 12.








Слайд 13.














Работа в тетради.


- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.

- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

- Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.

- Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.

- Сколько раз в день должен есть человек?

- Какую пищу должен употреблять человек?




- Что относится к животной пище?


- Почему эту пищу называют животной?

- Какую пищу называют растительной?


(Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

- Предлагаю вам игру «Один дома».

- На доске расположены картинки с продуктами. Давайте выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе. В корзину 2 – продукты, которые мы редко употребляем в пищу


- Какие продукты пользуются большей популярностью?


- А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине на вкусные и полезные.

- О некоторых продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Но как, же понять, полезен продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.


- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют в жизни нашего организма.

- Что такое белки (жиры, углеводы, витамины) и для чего они нужны?


- Ребята, представьте, что вы непросто исследователи, исследователи-ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.


- Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте?


- Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.


- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться в этих продуктах.

- Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь стр. 62, №2. Укажите 3-4 продукта для сравнения.


- Распределите названия продуктов в 3 колонки по большему содержанию в них питательных веществ.

- Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами.

– Какие продукты вещества мы не исследовали в таблице?


– Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми?


– Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?

Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах

(Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.

Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.

Витамин B. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, зрение, поднимает настроения, придаёт силы. Витамин B есть в помидорах, чесноке, содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике, сливах, винограде, в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.

Витамин D. Важен для развития костей, зубов. Этот витамин есть во всех молочных продуктах.)


– Для чего нужно есть разнообразную пищу?

- Итак мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Из этого нужно сделать вывод: Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм).

Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи).

А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.


- Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания.


Как правильно надо питаться, чтобы пища приносила пользу?

  • Никогда не набивай пищей полный рот.

  • Не глотай, пока всё не прожуёшь.

  • Жуй с закрытым ртом.

  • Когда жуёшь – не разговаривай.

  • Пока не проглотил, не клади в рот следующий кусок.

  • Пей только тогда, когда во рту уже нет пищи.

  • Обязательно соблюдай режим питания.

- Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы рассмотрим рисунок и узнаем, как устроена пищеварительная система.


- Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, – должно перевариться и всосаться в кровь.


- Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Пища проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.


- Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её.


- Пища во рту превращается в кашицу и отправляется куда …?


- Далее по пищеводу – хрящевой трубочке пища опускается в …


- Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в … и выводятся наружу.


- Так и заканчивается ее переваривание. Это процесс длится 3-4 часа.


- Прочитайте, какую роль в пищеварении играет печень.


- Каким образом пища превращается в вещества твоего организма? При переваривании она распадается на составные части, из которых клетки твоего тела строят собственные белки, жиры и углеводы.


- Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!


- Откройте рабочую тетрадь и попробуйте восстановить подписи к рисунку. Проверьте себя.










4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин.

Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения. 


Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.


Потому что её дают животные.


Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.


Дети «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, жевательная резинка, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты, йогурт, сыр, соки.
























Работа с этикетками, тетрадями







Ответы по группам

По человеку от группы





Витамины.






























































В пищевод.


Желудок.





кишечник

Итог урока. Рефлексия.

Слайд 14.


Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…

– Какие питательные вещества человек получает с пищей?

– Почему нельзя есть много сладкого?

– Можно ли есть много жареного, соленого, копченного?

– Полезна ли горячая пища?

– Почему следует соблюдать режим питания?

Как мы поработали! Получились из нас исследователи? Кому можно поставить оценку?


Домашнее задание

Слайд 15.









1.Проверь себя по вопросам учебника стр. 147.

2.Вспомни правила питания. Познакомь с ними своих младших товарищей.

Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля» . А другой мудрец предупреждал : «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет.»

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.









Приложение 1

Задание для I группы:

Перечислить основные системы в организме человека.

___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание для II группы

Найти лишнее слово:

  • Глаз, нос, уши, язык, сердце.

  • Легкие, трахея, кожа, бронхи.

  • Кровь, сосуды, желудок, сердце.

  • Череп, ребро, мышцы, мозг.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание для III группы

Закончить мысль:

Кости, соединяясь между собой, образуют _________________.

Скелет является для нашего тела ______________.

Скелет защищает от повреждений _________________.

Кости черепа защищают _____________________.

От скелета и мышц зависит ___________________.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание для IV группы

Что изучает наука анатомия, физиология?

_____________________________________________________________________________________________________________


Приложение 2

Карточка №2

С помощью чего будете разжёвывать яблоко? ______________________________________

Пищу ещё необходимо смочить. Чем? ____________________________________________

Почему так говорят: «Когда я ем, я глух и нем»?____________________________________

_____________________________________________________________________________

Какое значение питание имеет для человеческого организма? _____________________________________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Карточка №2

С помощью чего будете разжёвывать яблоко? ______________________________________

Пищу ещё необходимо смочить. Чем? ____________________________________________

Почему так говорят: «Когда я ем, я глух и нем»?____________________________________

_____________________________________________________________________________

Какое значение питание имеет для человеческого организма? _____________________________________________________________________________









Приложение 3

Как правильно надо питаться?

  1. __________________________________________________________

  2. __________________________________________________________

  3. __________________________________________________________

  4. __________________________________________________________

  5. __________________________________________________________

  6. ___________________________________________________________

  7. ___________________________________________________________


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Как правильно надо питаться?

  1. __________________________________________________________

  2. __________________________________________________________

  3. __________________________________________________________

  4. __________________________________________________________

  5. __________________________________________________________

  6. ___________________________________________________________

  7. ___________________________________________________________









Приложение 4

Органы пищеварения: Органы пищеварения:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Органы пищеварения: Органы пищеварения:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!