Этап урока, цель, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предметные УУД | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1. Организация класса Настроить учащихся на урок. Придать им позитивный настрой. 1 минута | | | нравственно-этическая ориентация | | определение цели, функций участников, способов взаимодействия | мобилизация сил и энергии, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
2.Актуализация знаний Проверка ранее изученного материала 8 минут | Организует самостоятельную работу по проверке теме «Дыхание»: тест «пятиминутка». Раздаёт карточки с заданиями (5 вопросов на завершение текста). Организует взаимопроверку работ (слайды 2, 3). | актуализация знаний учащихся о дыхании | нравственно-этическая ориентация | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | оценка действий партнера | осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения |
3. Работа над новым материалом Подвести обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с различной информацией Развить умение находить ответы на проблемные вопросы. 5 минут | Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока На слайде №4 представлены 6 фото. Проанализируйте их содержание. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Предполагаемый ответ «Питание» Какой процесс жизнедеятельности связан с этим свойством живых организмов? (для подсказки включить слайд №5) Предполагаемый ответ «Пищеварение» Таким образом тема урока будет… Предполагаемый ответ «Питание и пищеварение» Слайд №6 Каждый из вас может сказать, что он ел на завтрак, и что он хочет съесть на обед. Каждый знает своё любимое блюдо и что он просто терпеть не может. А вы можете ответить, зачем человек каждый день принимает пищу, т. е. осуществляет процесс питания? (слайд №7) Предполагаемый ответ «Поддержание жизни» Надеюсь, что к концу урока вы сможете дать полный ответ на поставленный вопрос | формулирование темы и цели урока | повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива. | установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи | взаимоконтроль процесса выполнения задания, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, целеполагание |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися новых знаний. 10 минут | Организация изучения нового материала в виде фронтальной беседы и работы с учебными текстами. Тело любого живого существа - от крохотной бактерии до огромного слона содержит множество органических соединений и веществ (слайд №8). Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование (переход по гиперссылке на слайд №9). (Переход по гиперссылке на слайд №8) Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность? Предполагаемый ответ «За счёт питания (пищи)» Верно, эта потребность удовлетворяется за счет питания - ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение. Чтобы жить, человек тоже должен питаться. Немецкий ученый Карл Фойт во второй половине XIX в. разработал научное представление о физиологических потребностях человека в основных пищевых веществах и энергии. Биологи установили, что питание осуществляет три функции. Используя тексты (приложение 1) определите эти функции и заполните схему (слайд 10). На работу у вас 5 минут. Фронтальная проверка работы Первая функция заключается в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими (строительными) веществами, к которым относятся белки, углеводы, жиры и минеральные вещества. В процессе жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и вместо них появляются другие. Строительным материалом для создания новых клеток и являются химические вещества, входящие в состав пищевых продуктов. Потребность в пластических веществах пищи варьирует в зависимости от возраста: у детей такая потребность повышена (ведь у них они используются не только для замены разрушенных клеток и внутриклеточных структур, но и для осуществления процессов роста), а у пожилых людей понижена.
Наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Некоторые гормоны организм человека может синтезировать только из специальных предшественников, находящихся в пище. Этими предшественниками являются витамины, присутствующие в продуктах питания.
Сравнительно недавно появились данные о существовании еще одной (четвертой) функции питания, которая заключается в выработке иммунитета. Было установлено, что при недостаточном питании снижается общий иммунитет и уменьшается сопротивляемость организма самым различным инфекциям. И наоборот, полноценное питание с достаточным содержанием белков, жиров, витаминов и калорий усиливает иммунитет и повышает сопротивляемость инфекциям. Организация изучения нового материала обучающимися в виде фронтальной беседы Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений. Какие? Предполагаемый ответ «Белки, жиры, углеводы, соли, витамины, вода» Запишем схему в тетради Слайд №11. | умение работать с учебным текстом умение анализировать тексты, выделять главную мысль умение отображать информацию в виде схемы | нравственно-этическая ориентация | смысловое чтение поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска структурирование знаний | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; |
5 минут | Организация физминутки в виде игры «Верю, не верю» А сейчас я предлагаю вам поиграть и проверить свои знания по нашей теме. Для этого вы все встанете со своих мест. Я буду зачитывать факты (слайд №12). Если вы будете согласны с утверждением, то останетесь стоять, а если не согласны – присядете на свое место. Всем понятно? Тогда, начали… 1. Огурцы на 95% состоят из воды 2. Яблоки, картофель и лук имеют одинаковый вкус, если их есть с зажатым носом. Это показывает, какую большую роль играет обоняние в различении вкусов. Из-за того, что эти три продукта имеют похожую консистенцию, их невозможно различить без запаха. Если же вы хотите проверить, маленькое предупреждение: как только вы отпустите нос, вы сразу поймете, что только что съели. 3. Белый хлеб более калорийный, чем хлеб с отрубями. Это неверно. 100 г батона дают столько же калорий, как и 100 г отрубного хлеба. Другое дело, что хлеб с отрубями дает много клетчатки и магния, что способствует хорошему пищеварению. 4. Громкий шум влияет на вкус еды, поэтому любителям сладкого лучше всего есть в полной тишине 5. Постоянное желание съесть что-нибудь говорит о том, что вашему организму чего-то не хватает. Это лишь удобное оправдание. Такая «тяга» обычно возникает на фоне эмоциональных переживаний. Чаще всего хочется съесть именно ту еду, которая вызывает приятные эмоции. Хотя не стоит совсем не брать в расчет гормональные изменения, которые тоже могут быть причиной появления навязчивого желания чего-нибудь перекусить. Спасибо. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали, что-то новое для себя | актуализация субъективного опыта учащихся о еде | повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива нравственно-этическая ориентация | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению саморегуляция как способность к выбору самоконтроль процесса выполнения задания |
5 минут | Организация изучения нового материала обучающимися в виде фронтальной беседы Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? (слайд №13) Предполагаемые ответы… Пищевые белки, жиры и углеводы, как растительные, так и животные, не могут непосредственно поступить в кровь, так как являются чужеродными для организма. Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергий, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму (слайд №14). Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Этот процесс называется… Предполагаемый ответ «Пищеварение» (анимация на слайде 14) Запишите определение в тетрадь (слайд 15) Таким образом, пищеварение процесс очень сложный, так как пища расщепляется на молекулы, которые затем всасываются и попадают в кровь и лимфу и, наконец, усваиваются клетками. А это значит, что наше здоровье зависит от качества продуктов, которые мы употребляем в пищу и питательных веществ, содержащихся в них. | актуализация полученных учащимися новых знаний умение отображать информацию в виде схемы | смыслообразование, развитие логического мышления, нравственно-этическая ориентация | структурирование знаний установление причинно-следственных связей
| взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | самоконтроль процесса выполнения задания, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, анализ полученных результатов, формулирование вывода |
4. Рефлексия Обеспечить осмысление обучающимися новых знаний. 3 минуты | Организация индивидуальной работы учащихся по подведению итогов урока - вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале урока (слайд №16). Какой ответ вы можете дать на него сейчас? Предполагаемый ответ «Пища – источник энергии и строительного материала в нашем организме» | актуализация полученных учащимися новых знаний | смыслообразование, развитие логического мышления, нравственно-этическая ориентация | установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование | выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной и устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, анализ полученных результатов, формулирование выводов |
5. Итог урока 3 минуты | Домашнее задание: параграф 30, составить схему «Питательные вещества», ответить на вопрос 6 на странице 199 и выполнить задание 4 на странице 200 учебника. Слайд №17 | | смыслообразование, повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива | | Сотрудничество со сверстниками и педагогом | мобилизация сил и энергии, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
1 .Для того, чтобы любой живой организм функционировал, ему необходима энергия. Животные организмы не могут использовать готовую солнечную энергию, как это делают зеленые растения. Животные получают энергию в виде пищи, а затем уже в клетках их тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма.
2. Часть пищевых веществ мы применяем в качестве строительного материала, поскольку наши тела находятся в процессе непрерывного обновления. К пластическим веществам в первую очередь относят белки, далее по нисходящей - минеральные вещества, жиры и в последнюю очередь — углеводы.
В среднем наш организм фактически полностью обновляется за период в течение 4-5 лет, исключая нервные клетки. Одни ткани - в более быстром темпе, к примеру, кровь за 3-4 месяца, иные ткани – в более медленном.
3. Большая часть гормонов и ферментов (биологически активные вещества), которые являются регуляторами химических процессов в организме, продуцируются самим организмом. Но ряд коферментов (составляющий сегмент ферментов, необходимый для проявления их активности) и гормонов поступают с продуктами питания, а также вырабатываются организмом из их предшественников, поступающих с пищей. Такими предшественниками являются витамины. То есть отсюда следует, что ферментативная деятельность и гормональный фон, влияющий на состояние организма, настроение и работоспособность, зависят от еды. Здесь учитывается одно из положений теории адекватного питания о пищевых и регуляторных веществах.