Килякова Антонина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган
Предмет, класс | Математика, 4 класс |
УМК, автор программы | «Школа Россииа»,М.И. Моро, М.А. Бантова |
Учитель | Килякова Антонина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган |
Тема урока, № урока в рабочей программе | «Письменное деление на двузначное число» |
Цель урока | создание условий для знакомства с письменным делением на двузначное число |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, быстро решать выражения, применив алгоритм деления на двузначное число | Развивать память, логическое мышление, математическую речь, скорость вычислительных действий | Воспитывать аккуратность и тщательность в работе; воспитывать целеустремленность и уверенность в каждом ученике; дружелюбное отношение друг к другу; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости. |
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД |
| | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения(ЛУУД). Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД). Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения (ПУУД, КУУД). Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения (КУУД). Использовать речь для регуляции своего действия (РУУД) |
Методическое обоснование урока | Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется системно –деятельностный подход обучения, Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) - это урок открытия новых знаний). Кроме того, на протяжении всего урока используется метод интерактивного обучения. |
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
| Учебник – с. 57 Рабочая тетрадь – | платформа «Учи.ру | | мультимедийный компьютер |
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 3 мин | Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям. К уроку готовы? Тогда за работу! Успехов желаю всем нам. Ребята, меня зовут Антонина Петровна. Мне очень приятно, что сегодня на уроке математики вы– мои ученики, а я – ваша учительница Кто сказал, что математика скучна, Что она сложна, суха, тосклива? В этом вы не правы, господа, Знайте: математика – красива! Я постараюсь вам это доказать. - У вас на столе лежат рабочие листы, сегодня на протяжении всего урока мы будем работать в них. Откройте р/л Приложение 1 -Предлагаю поработать в парах. Обратите внимание, таблица только у одного из пары, поэтому работаете в одном листе. Прочитайте задание. Вопросы есть? Выполняйте. -Какое слово получилось? Приложение 2 Справа от этого задания есть окошко, поставьте в нём букву «Э». Приложение 3 Зачем и что она означает, узнаем чуть позже. -Что значит эрудит? Эрудит- образованный человек, который много читает, изучает разные предметы, познаёт мир. Самый высокий IQ (коэффициент умственного развития) показала 10 летняя американка Мэрилин Во Саван в 1956г. Её имя попало в книгу рекордов Гиннеса. Представляете!!!! -А у вас ещё всё впереди. Что же означает буква «Э» в вашем рабочем листе? - Мы сегодня на уроке тоже попробуем быть эрудитами. - Вы будете себя оценивать, и за успешную работу получать ордена эрудитов, а в конце ваш ждёт небольшой сюрприз. | Приветствуют гостей, учителя, друг друга; настраиваются на работу Работают в парах На доску ЭРУДИТ Отвечают на вопрос . |
2. Актуализация и пробное учебное действие. 4 мин | На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | -Раз уж мы поставили цель быть эрудитами, давайте прямо сейчас и начнём -Распределите выражения на группы:14.238: 7 2.688:32 22.300:300 33.210:90 158:4 278:62 -На какие числа вы уже умеете делить?) Кто же может определить тему нашего сегодняшнего урока? Приложение 4 Давайте поставим учебные задачи Приложение 5 - Предлагаю вспомнить алгоритм деления на однозначное число, прямо сейчас:154:4 Найду первое неполное делимое:154 Определю число цифр в частном: 1 Делаю прикидку: 15:4=3 Проверю умножением Запишу цифру в частном, если она подходит Найду остаток, если он есть. | 1 группа – деление на однозначное число 2 группа – деление на числа, оканчивающиеся нулями 3 группа – деление на двузначное число (на однозначные и оканчивающиеся нулями Письменное деление на двузначное число. Повторим… Вспомним… Научимся….. |
3. Выявление места и причины затруднения. 6 мин | На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. | -Предлагаю выполнить задание, используя приём «Математический аквариум». Чёткий инструктаж Ребята, наша первая группа сейчас будет работать с 1 выражением, используя прием «аквариум». То есть, участники группы, как игроки клуба «Что? Где? Когда? у доски будут обсуждать варианты решения, чтобы это было слышно всем, особенно ребятам за стеклом. Ребята 2 группы наблюдают за ними, но не вмешиваются, им мешает «стекло». Только после того, как группа закончит работу, можно будет дополнить или исправить ответ. Помните об алгоритме. Приложение 6 - Ребята, у вас есть вопросы, замечания? - Теперь у доски работает 2 группа со 2 выражением. | 492:82 384:96 Работают, озвучивают результат у доски Э Работают |
4. Построение проекта выхода из затруднения. 5 мин | На данном этапе обучающиеся строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. | - Ну, что, уважаемые эрудиты, продолжаем? Предлагаю найти значение выражения, используя приём «1,2, вместе». 294:42 230:46 140:35 162:54 Главное правило: 30 сек работаете самостоятельно, 30 сек советуетесь с соседом и 1 минуту обсуждаете в группе. Только обсудив в группе и выбрав одного представителя от группы можно афишировать результат. | АЛГОРИТМ повесить «Э» |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 мин | При проведении данного этапа используется образовательная платформа «Учи.ру» | - Дорогие эрудиты, мы же с вами понимаем, что кто-то уже очень быстро может делить на двузначное число, а кому – то ещё трудно. Разобраться и совершенствовать свои навыки поможет образовательная платформа «Учи.ру» Эрудиты вперёд. Оцените свою работу «Э» | Работают на интерактивной доске. |
6. Включение в систему знаний и повторение. 3 мин | На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | - Мне кажется, все эрудиты любят собирать пазлы. Давайте и мы это сделаем. Приложение 7 Сова из древне считалась мудрой птицей. И её появление у нас неслучайно. Оцените себя орденом «Э» | Собирают пазлы |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 4 минуты | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Вы молодцы. Посчитайте, сколько всего у вас орденов. 5 орденов- орден мудрой совы в золотом «5» 4 ордена- орден мудрой совы в серебряном «4» 3 ордена-орден мудрой совы в бронзовом -Ребята, время подвести итог нашему уроку. Приложение 8 Самым сложным было…… Самым интересным было… Ребята, математика Скучна, сложна, тосклива??? На память о нашем уроке оставляю вам мудрую сову. Пусть теперь живёт у вас. -Кто знает, может быть книга рекордов Гиннеса скоро пополнится новым именем…. | Приём пазл. «Умная сова» |
8. Информация о домашнем задании 1 мин | Домашнее задание разноуровневого характера | -Д/З на выбор на рабочем листе Всем спасибо за урок. | Записывают информацию о домашнем задании |