СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы" - один из вариантов методического обеспечения урока с ссылками на интернет. заданиями. Составлена к ЭФУ Астрономия 11, авторы Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"»



Название методической разработки: технологическая карта урока

Автор разработки: Жуйлов Владимир Николаевич

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

Планеты Солнечной системы.













Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

«Астрономия»

11

Б.А Воронцов-Вельяминов, Е.К Страут













Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы и планет-гигантов и их различия;

2. Описывать характеристики каждой из планет.

  1. Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) анализировать, систематизировать, запоминать и критически ее оценивать.

  2. Выполнять познавательные и практические задания (в том числе с использованием средств ИКТ).

1.Формировать навыки самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий.

2.Формировать умение взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной деятельности. Принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы.

3.Формировать убеждённость в своих способностях.













ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран.



1.ЭФУ «Астрономия.11» Б.А.Воронцов - Вельяминов, Е.К. Страут.

Интернет ресурсы

2.http://light-science.ru/kosmos/solnechnaya-sistema/sostav.html

3. https://mks.space/sss/

4 http://astrogalaxy.ru/011.html

5.Файл













Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ

Деятельность учителя

Деятельнось обучающихся

длит. этапа (мин)

Орг. момент

Подготовка учащихся к работе на занятии создать благоприятный психологический климат.


Приветствие учителя и эмоциональный настрой к работе;

Учащиеся настраиваются на урок.


0,5 мин

Целеполагание

Мотивация обучающихся.

Постановка «своих» целей и задач обучающимися.

Открываем файл ,устанавливаем дату и рассматриваем, как меняется расположение планет через день, неделю, месяц, год. Наводя курсор на планету, узнаём диаметр и расстояние до Солнца



Учитель задаёт вопросы:




  • Что Вы можете сказать о планетах?. Сколько их на данный момент и какие они?



  • Трёхмерную модель Солнечной системы Вы можете рассмотреть во внеурочное время перейдя по ссылке . https://mks.space/sss/

  • .

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока

Ученики наблюдают за вращением планет на модели и отвечают на вопросы.

  • планеты движутся равномерно по окружности. с разными скоростями.

  • Ученики говорят, что они все разные и находятся на разных расстояниях от Солнца, а также предполагают, что возможно орбита планеты не круг.



Формулируют тему и совместно с учителем цели урока.

5 мин

Актуализация опорных знаний

Повторить понятия звёздный и синодический период, сжатие.


  • Рассмотрите таблицу в приложении YI учебника.







  • Ученики высказывают свою трактовку этих величин

5 мин

Усвоение новых знаний и способов действий



Задает вопросы:

  • 1. По каким из 10 величин, указанных в таблице планеты можно разделить на 2 группы?

2.У каких планет форма ближе всего к шару, у каких сильно отличается?




  • Ученики записывают в тетрадь ответы. В результате обсуждения находим правильные.

  • (звёздный период, масса, средняя плотность, радиус, число спутников)

  • (1. Меркурий и Венера; 2. Сатурн и Юпитер)









7 мин

Продуктивная самостоятельная деятельность

Осознание необходимости новых знаний. Осознание проблемы («Я не знаю…»). Определение цели («Я хочу узнать»). Планирование действий по достижению результатов («Я должен определить и выполнить действия…»).


Успешность действий с предметным содержанием («Я узнал…», «Я установил…», «Я знаю, как…» и т.п.)

Таблица с характеристиками планет

Приложение1.

  Характеристики орбиты

Планета



Среднее расстояние от Солнца, а.е.

 


Звездный (сидерический) период вращения Т, года

 


Синодический период обращения

 


Физические характеристики

Период вращения вокруг оси, д.,ч.,м

 


Солнечные сутки

 


Орбитальная скорость, км/с

 


Наклон оси к плоскости орбиты, 

 


Эксцентриситет орбиты е

 


Наклонение орбиты к эклиптике, 

 


Масса (в массах Земли)

 


Радиус (в радиусах Земли)

 


Средняя плотность (10кг/м3)

 


Наличие сжатия

 


Ускорение свободного падения (м/с2)

 


Первая космическая скорость (км/с



Вторая космическая скорость (км/с)

 


Химический состав атмосферы

 


Особенности атмосферы

 


Характеристика поверхности

 


Особенности рельефа

 


Температура, причины отклонения от расчетной температуры

 


Альбедо

 


Продолжительность солнечных суток

 


Магнитное поле

 


Строение планеты

 


Смена дня и ночи

 


Число спутников

 


Наличие колец

 




Класс разбивается на группы и каждая группа получает пару планет и заполняют таблицу.

Учитель: Перед вами таблица с характеристиками планет. Перенесите данные из приложенияYI учебника



Выведите формулы для расчёта ускорений силы тяжести на планетах

первой

и второй космических скоростей, и рассчитайте для разных планет. Внесите информацию в остальные клетки, если Вы нашли её в учебнике и интернете

Учитель контролирует и помогает ученикам.

Остальные незаполненные клетки заполнить при выполнении домашнего задания















ученики рассчитывают и заполняют на доске сводную таблицу, делают вывод.


В таблице 28 характеристик

10 из них переносят из приложенияYI учебника, 3 заполняют после расчётов, остальные характеристики находят в учебнике и интернете

15 мин

Снятие напряжения после расчётов

Это интересно







Контроль

(самоконтроль с элементами рефлексии)

Выявление уровня овладения новым знанием, способом действий при решении учебно - познавательных и учебно - практических задач.

Листы с тестами

(приложение №2)


Контролирует выполнение задания



Оценивает выполнение теста по правильным ответам

«5» - 9-10

«4» -7-8

«3» -5- 6

«2» - менее 5 правильных ответов

Работают с тестом



9 мин

Домашнее задание

Представление о возможностях для дальнейшего исследования темы, перспективах развития (творческий подход к решению задач и т.п.).

Объяснение по учебнику





Учитель объясняет домашнее задание и записывает на доске:

1. §15. Заполнить пустые клетки Таблицы с характеристиками планет, Приложение1.

2.Посмотреть фильм «Всё о Солнечной системе, составить краткий конспект «Что я узнал новое о планетах»

http://light-science.ru/kosmos/solnechnaya-sistema/sostav.html

Записывают домашнее задание в дневниках.

2 мин

Рефлексия

Выводы обучающихся о достигнутых результатах, способах действий и условиях их достижения.



Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке по пятиступенчатой шкале (шкала выводится на экран):

1) Я ничего не достиг на уроке

2) Я понял не все, мне нужно подумать, изучить материал самостоятельно

3) Я в целом понял всё, но у меня были затруднения

4) Я всё понял, но не всё успел записать

5) Я всё понял, всё успел сделать

Учащиеся оценивают свою деятельность, указав соответствующую цифру на листочке бумаги. Листочки сдают учителю.


1,5 мин



Приложение 1.



Планета

 




 

 

 

 

 

Характеристики орбиты

Среднее расстояние от Солнца, а.е.

 

Звездный (сидерический) период вращения Т, года

 

Синодический период обращения

 

Период вращения вокруг оси, д.,ч.,м

 

Солнечные сутки

 

Орбитальная скорость, км/с

 

Наклон оси к плоскости орбиты, 

 

Эксцентриситет орбиты е

 

Наклонение орбиты к эклиптике, 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физические характеристики

Масса (в массах Земли)

 

Радиус (в радиусах Земли)

 

Средняя плотность (10кг/м3)

 

Наличие сжатия

 

Ускорение свободного падения (м/с2)

 

Первая космическая скорость (км/с


Вторая космическая скорость (км/с)

 

Химический состав атмосферы

 

Особенности атмосферы

 

Характеристика поверхности

 

Особенности рельефа

 

Температура, причины отклонения от расчетной температуры

 

Альбедо

 

Продолжительность солнечных суток

 

Магнитное поле

 

Строение планеты

 

Смена дня и ночи

 

Число спутников

 

Наличие колец

 



Приложение 2.




ВAРИAНТ 1

1. Все утверждения, зa исключением одного, хaрaктеризуют геоцентрическую систему мирa. Укажите исключение.

A) Земля нaходится в центре этой системы или вблизи него.

В) Планеты движутся вокруг Земли.

С) Суточное движение Солнца происходит вокруг Земли.

D) Луна движется вокруг Солнца.

Е) Суточное движение звезд происходит вокруг Земли.

2. Пaрaллaкс плaнеты уменьшился в З раза. Это произошло вследствие того, что расстояние до нее:

A) увеличилось в З раза;

В) уменьшилось в З раза;

С) увеличилось в 9 раз;

D) уменьшилось в 9 раз;

Е) увеличилось в 6 раз.

3. Кто определил соотношение радиусов орбит планет, движущихся вокруг Солнцa?

4. Кто развивал представления о строении Вселенной, согласно которым многие миры являются обитaемыми?

Выберите ответы к вопросам 3 и 4 из следующего списка:

A) Птолемей.

В) Кеплер.

С) Коперник.

D) Галилей.

Е) Бруно.

5. Все утверждения, за исключением одного, приемлемы. Укажите исключение.

Движение плaнеты вокруг Солнцa происходит в точности по эллипсу, если:

A) отсутствуют возмущения;

В) рaссмaтривaть движение плaнеты без учета притяжения других планет;

С) выполняются все три зaконa Кеплерa;

D) мaссa плaнеты мaлa по сравнению с массой Солнцa;

Е) мaссы всех других планет пренебрежимо малы.

6. Отношение больших полуосей орбит двух планет равно 4. Следовательно, период обращения одной плaнеты больше периода обращения другой:

A) в 8 раз;

В) в 4 раза;

С) в 2 раза;

D) в 16 раз;

Е) в 32 раза.

7. Какая из планет по порядку от Солнца не утонет даже в керосине?

A) 1;

В) 5;

С) 6;

D) 7;

Е) 2.

8. Все открытия, за исключением одного, явились вклaдом Гaлилея в развитие гелиоцентрической системы мира Коперникa. Укажите исключение.

A) Горы на Луне.

В) Спутники плaнеты Юпитер.

С) Годичный пaрaллaкс звезд.

D) Фaзы Венеры.

Е) Пятна на Солнце.

9. Гелиоцентрическaя системa объясняет петлеобразное движение плaнет:

A) различием скоростей движения Земли и плaнеты по орбитам;

В) суточным вращением Земли;

С) сочетанием движения Солнцa по эклиптике и движения планет вокруг Солнцa;

D) изменением скорости движения плaнеты по орбите;

Е) взаимным притяжением планет.

10. Если плaнеты перечислить в порядке возрaстaния их рaсстояния от Солнцa, то этот порядок будет соответствовать увеличению:

A) периода вращения планет вокруг своих осей;

В) эксцентриситетa орбит;

С) периода обращения вокруг Солнцa;

D) размера планет;

Е) их видимой яркости.


ОТВЕТЫ:

Вариант 1. D. 2. А. 3. В. 4. Е. 5. D. 6. А. 7.C. 8. С. 9. А. 10. С.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!