Тема урока: Первые представления о решении рациональных уравнениях |
Основные понятия | Рациональные выражения, рациональные уравнения |
Цель деятельности: создать условия для введения понятия «рациональное уравнение», алгоритма решения рационального уравнения |
Планируемый результат обучения |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
уметь решать рациональные уравнения с учётом ОДЗ, применять алгоритм при решении рациональных уравнений. | Познавательные: совершенствование навыков действий с простейшими рациональными уравнениями с учётом ОДЗ; формировать умения выполнять тождественные преобразования рациональных уравнений; способствуют развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при вычислениях, систематизируют знания, обобщают и углубляют знания по теме. Регулятивные: понимание учебной задачи урока; определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя; проговаривание последовательности действий на уроке; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи. Личностные: формирование умения решать простейшие рациональные уравнения с учётом ОДЗ; формируют внимательность и аккуратность в вычислениях, требовательное отношение к себе и к своей работе. |
Межпредметные связи | информатика, физика, риторика |
Оборудование | Учебник. Презентация к уроку. Мультимедийный проектор, интерактивная доска Карточки для индивидуальной работы |
Ресурсы | ПК учителя |
Организация пространства. |
Формы работы | Фронтальная (Ф), Индивидуальная (И), Работа в парах (П) |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный (1 мин) |
Цель этапа: создать благоприятный психологический настрой на работу. | - Здравствуйте, ребята! Слайд 1. - Изучайте азы науки, прежде чем взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее И.П. Павлов - Запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Записывают в тетрадь. | Р6, Л1, Л2, К1 |
2.Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | |
Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность | Слайд 2. Давайте вспомним: (Ф) Какие уравнения называются равносильными? С помощью, каких преобразований уравнения, можно получить равносильное ему уравнение? | Отвечают на вопросы. - Алгебраическая дробь – это выражение , где P и Q – многочлены, P – числитель алгебраической дроби, Q– знаменатель алгебраической дроби; - Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей; - Когда знаменатель дроби равен 0; -Допустимые значения дроби – это такие значения, при которых знаменатель дроби не обращается в нуль. 1) Находят значение переменной, при которых знаменатель дроби обращается в нуль. 2) Затем исключают эти значения из области определения рационального выражения. - Когда числитель дроби равен 0; -Равенство, содержащее переменную; - Если уравнения имеют одни и те же корни или уравнения не имеют корней. -Уравнение, равносильное данному, можно получить если: 1) его обе части умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю; 2) какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак; -Чтобы решить уравнение вида = 0, нужно потребовать одновременное выполнение двух условий P=0 и Q≠0, затем решить уравнение P=0, Проверить какие из найденных корней удовлетворяют условию Q≠0 и включить их в ответ. | Р1, Л1, К2, К4, П1 |
3. Актуализации знаний и пробного учебного действия (5 мин) |
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Слайд 3. - При каких значениях переменной алгебраическая дробь не имеет смысла? а) ; б) в) Слайд 4. - При каком значении переменной равна нулю алгебраическая дробь? а) ; б) в) Слайд 5. -Решите уравнение: | Высказывают предположения, решают предложенные примеры. а) х = 5; б) х = - 3; в) d = 0, d = 2 Высказывают предположения, решают предложенные примеры. а) х = 2; б) х = - 4; в) d = 0 x = 5 | П2, К3, Л3, Р3 |
3. Создание проблемной ситуации (3 мин). |
Цель: обсуждение затруднений, поиск решения учебной задачи. | Слайд 6. Как решить такое уравнение? Сегодня на уроке мы будем решать рациональные уравнения Как вы считаете: мы справимся с поставленными задачами? Запишите тему нашего урока. | Высказывают мнения. Предлагают варианты решения Формулируют тему урока. Формулируют задачи. Записывают тему урока. | П2, Р9, К2 |
4. Построение проекта, выхода из затруднений (3 мин) |
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма | Слайд 7 Рассмотрите пример 2 на странице 27 учебника, в соответствии с алгоритмом. - Алгоритм: 1. Перенести все члены уравнения в левую часть. 2. Преобразовать эту часть к виду алгебраической дроби 3. Записать в виде системы, числитель равный 0 и знаменатель, не равный 0. 4. Решить уравнения P=0 и Q≠0. 5. Проверить какие из найденных корней удовлетворяют условию Q≠0 и включить их в ответ. 6. Записать ответ. | Работают с учебником Знакомятся с алгоритмом решения рациональных уравнений. | К3, П4, Р2, Л4 |
4. Динамическая пауза (1 мин) |
Цель: создать условия для снятия переутомления. | Слайд 8 Учитель проводит подвижную физкультминутку: Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.) Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.) Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.) | Встают около парт. Выполняют упражнения. | Л5 |
5. Совместное открытие нового знания (5 мин) |
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись решения по алгоритму | (Ф) Слайд 9 Вернёмся к уравнению и решим его. | Решают на доске и в тетрадях уравнение, сравнивают своё решение с эталоном Слайд 10 | Л6, Р3, К4 |
4. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи (8 мин) |
Цель этапа: формирование навыков решения рациональных уравнений по алгоритму | (П) Откройте учебники, прочитайте задание из № 7.20(а; б) Можем ли мы ее решить, применив изученный алгоритм? | Открывают учебники. Читают задание. Решают уравнения, работают в парах над поставленными задачами. Комментируют решения уравнений у доски. Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения. | Р4, П5, К4, К5, К6 |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) |
Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | (И) Индивидуальная работа по карточкам разного уровня. КАРТОЧКА 1 В – 1 (желтая – легкий уровень) Решите уравнение: КАРТОЧКА 2 В – 2 (зелёная – средний уровень) Решите уравнение: КАРТОЧКА 3 В – 3 (красная – сложный уровень) Решите уравнение: Учитель назначает 2 консультантов. Учитель наблюдает и направляет учащихся при выполнении заданий. | Работают индивидуально (если возникают затруднения, обращаются за помощью к консультанту). | Р3, Р8, Р9, П3, П6, К1 |
7. Включение в систему знаний и повторение (7 мин) |
Цель этапа: включение «открытия» в систему знаний. | Слайд 11 Работа с интерактивной доской. Задания из ОГЭ Задание 9 №338483 Задание 9 №338482 | Слушают задание. По изображению на интерактивной доске выполняют решение уравнений по алгоритму в тетради. Самопроверка на слайде Слайд 12 | Р7, Р8, К4, |
Рефлексия учебной деятельности (1 мин) |
Цель этапа: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Как вы считаете, справились мы с поставленными задачами? Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Лесенки успеха» и прикрепи смайлик на выбранную ступеньку смайлик (на котором написана фамилия ученика) дан обучающимся еще до урока. Учитель комментирует выставление оценок. | Высказывают мнения. Оценивают и прикрепляют смайлик (на котором написана фамилия ученика) на выбранную ступеньку. | К7, Л1, Л7, Р5 |
Домашнее задание (1 мин) |
| Слайд 13 П. 7, рассмотреть примеры 1 - 4; выучить алгоритм; №7.14, №7.21 | Записывают в дневник. | Р1 |
1. Перенести все члены уравнения в левую часть.
2. Преобразовать эту часть к виду алгебраической дроби
3. Записать в виде системы, числитель равный 0 и знаменатель, не равный 0.
4. Решить уравнения P=0 и Q≠0.
5. Проверить какие из найденных корней удовлетворяют условию Q≠0 и включить их в ответ.
6. Записать ответ.
Р1. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Р2. Уметь сопоставлять, делать выводы
Р3. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Р4. Планирование действий для выполнения парного задания.
Р5. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Р6. Формирование способности к организации своей деятельности.
Р7. Выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Р8. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Р9. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
П1. Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
П2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
П3. Фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
П4. Умение работать с текстом.
П5. Осмысление понятий связанных с данной темой
П6. Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы
Л1. Самоопределение.
Л2. Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.
Л3. Оценивание усваиваемого материала
Л4. Формирование готовности к самообразованию.
Л5. Умение применять правила охраны своего здоровья.
Л6. Формирование позитивной самооценки
Л7. Формирование границ собственного «знания « и «незнания»
К1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
К2. Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.
К3. уметь слушать речь других, аргументировать свое мнение и позицию.
К4. Умение пользоваться алгоритмом для обоснования своих суждений.
К4. Уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении.
К5.Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
К6. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
К7. Умение строить высказывание с учётом норм языка.