Муниципальное общеобразовательное учреждение Ярашъюская основная общеобразовательная школа
Технологическая карта учебного занятия
по теме «Грибы» (биология, 6 класс)
Составитель – учитель биологии, химии, географии
МОУ Ярашъюская ООШ Белякова Ольга Николаевна
пст. Ярашъю
2023 год
Класс – 6 Тема «Грибы» Тип учебного занятия – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Цель: Задачи: 1. Сформировать первоначальные систематизированные представления об особенностях строения и жизнедеятельности грибов 2. Продолжить формировать умения применять изученный материал при выполнении различных видов заданий 3. Развивать умения устанавливать причинно-следственные, структурные, функциональные связи объектов, явлений
Дидакти-ческая структура урока | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Органи-зацио-нный этап | Приветствие учеников. | Фронтальная работа | | Положительный настрой на урок | | |
Этап актуали-зации знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Проверка д/з | У: О героях сегодняшнего урока существует много загадок, легенд, пословиц, поговорок. Вот несколько из них. 1. Шляпа без головы и нога без сапога 2. Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко – кланяется низко 3. Стоит Трошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. Кто это? Д: грибы. У: Правильно, это грибы. Что мы успели узнать о грибах до сегодняшнего урока? Д: Признаки, особенности строения, некоторые представители. У: Вам было дано задание – знать строение шляпочных грибов, характерные признаки грибов. 1 колонка называет признаки растений у грибов по цепочке, 2 – признаки животных, а 3 – особые признаки грибов. Д: (с растениями – неподвижность, неограниченный рост, наличие клеточной стенки, размножение спорами; с животными – наличие хитина, гетеротрофность, отсутствие хлорофилла; особые – мицелий, гифы). У: Молодцы. А теперь вспомним строение шляпочных грибов. На листочках подпишите на рисунке части тела шляпочного гриба. (Дети подписывают). А теперь проведите самопроверку по образцу (вывешивается на доске или демонстрируется на слайде). Дети проверяют. У: Оцените свою работу. На столах у вас кружки разного цвета. Поднимите зеленый кружок, если у вас все правильно, желтый – если 1-2 ошибки, красный – если ошибок больше. (Учитель в общем оценивает успехи детей). | Фронтальная работа Групповая работа Индивиду-альная работа | Разгадывание загадок Выявление и характеристика существенных признаков грибов Распознавание частей тела шляпочного гриба на рисунке | Формирование познавательно-го интереса и мотива Умение принимать цель совместной деятельности, распределять роли Умение сравнивать результаты с исходной задачей, владение способами самоконтроля и самоооценки | Интерпретация биологической информации Установление существенных признаков биологических объектов Установление существенных признаков биологических объектов | Применение биологи-ческих терминов и понятий в соответствии с поставлен-ной задачей Описание организма грибов, выделение существенных признаков строения |
Мотивационно-целевой этап | У: Как вы думаете, что еще мы должны узнать о грибах? Д: многообразие, значение грибов; интересные факты о грибах. У: Правильно. Итак, сформулируем цель и задачи нашего урока. Цель: характеристика грибов как отдельного царства живых организмов. Задачи: 1. дополнить знания о строении и жизнедеятельности грибов; 2. изучить их многообразие; 3. выявить значение грибов в природе и в жизни человека У: На столах у вас листочки с рисунком лукошка. Мы собираемся по грибы. В ваше лукошко вы будете вписывать ваши баллы (грибы) за работу на уроке. Причем баллы в некоторых случаях получают и отдельные игроки, а сумма баллов за каждый тур присваивается также команде | Фронтальная работа | Совместное с детьми формулирование цели и задач урока | Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему | Выявление дефицитов информации, необходимых для решения поставленной задачи | Составление плана действий с учетом получения новых знаний об изучаемом биологическом объекте |
Первич-ное закреп-ление (в знакомой ситуации) | У: Первый тур «Грибы бывают разные». Я загадываю загадки о грибах. Команда отгадывает, поднимая рисунок гриба. (Загадки о грибах в приложении). У: Подсчитываем командные баллы. | Групповая работа | Распознавание представителей царства Грибов на иллюстрациях | Готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении биологических задач | Анализ и интерпретация биологической информации различных видов и форм представления | Различение по изображени-ям грибов как биологи-ческих объектов |
Первич-ное закрепление (в измене-нной ситуации) | У: Молодцы! Мы вспомнили многообразие грибов. А теперь задания посложнее. Работаем у доски. На обратной стороне доски в два столбика написаны названия грибов. По одному участнику от команды по очереди выходят к доске и выполняют задания в течение 30 секунд, затем мы открываем доску и сразу проверяем. 1 уч. – подчеркивает плесневые грибы прямой линией, 2 уч. – грибы-паразиты волнистой линией, 3 уч. – ядовитые грибы двойной чертой, 4 уч. – рядом с трубчатыми ставит букву «Т», 5 уч. – ставит букву «П». Жюри оценивает одним баллом каждый ответ отдельно. (Список грибов в приложении). А теперь вспомним признаки отравления грибами, меры первой помощи при отравлении грибами; отличия трубчатых и пластинчатых грибов. Все это оценивается дополнительными баллами. Ответы детей: признаки отравления – тошнота, рвота, боли в животе, липкий пот и др.; первая помощь – промывание желудка, слабительное, теплое питье, покой, тепло и др. У: Следующий тур звучит так «Ни минуты без правды». Я буду зачитывать утверждения, а вы поднимаете руки в ответ на правильное утверждение или держите их на парте в ответ на неправильное утверждение. Жюри подсчитывает у каждой команды баллы по количеству правильно поднятых (или не поднятых) рук. (Перечень утверждений в приложении) | Индивидуально-групповая работа | Анализ информации, выбор на основе анализа, аргументация своего выбора Обоснование выбора мер первой помощи, алгоритма действий С учетом предложенной биологической задачи выявлять противоречия и закономерности в рассматриваемых фактах и наблюдениях | Умение делать выбор и брать ответственность за решение, координация своих действий с другими членами команды Соблюдение правил гигиены, безопасного поведения в природной среде Активное участие в решении поставленной задачи | Анализ биологической информации, выявление причинно-следственных связей Анализ и интерпретация информации (суммы знаний), имеющейся у учащихся по данной теме Умение оценивать на применимость и достоверность полученную информацию | Выделение существенных признаков грибов Умение выявлять причинно-следственные связи в биологических процессах, явлениях Умение оценивать надежность биологи-ческой информации |
Творче-ское примене-ние и добыва-ние знаний в новой ситуации | У: Следующий тур называется «Крестики – нолики». Одна команда – «крестики», другая – «нолики». На доске таблица. В квадратах – цифры. Команда выбирает номер вопроса. В случае правильного ответа вместо цифры ставится крестик или нолик. (Жюри ведет подсчет баллов). (Перечень вопросов – в приложении). У: Следующий тур – «Приметы народные в дело пригодные». В конвертах на листочках – приметы о грибах, разделенные на две части. Участники команд, получив свою половинку листа с первой частью приметы, должны за более короткое время найти участника со второй частью приметы. 1. Появились опенки – лето кончилось. 2. Мы грузди – ребятушки дружные. 3. Колосится рожь – начинают расти белые грибы. 4. Зацвела сосна – появился масленок. 5. Полетел пух с осины – иди за подосиновиком. (Жюри ведет подсчет баллов). У: Молодцы! Давайте подведем итоги нашей игры. Слово жюри. (Подсчет баллов). | Групповая работа Групповая работа | Объяснение сущности биологических явлений и процессов Объяснение сущности биологических явлений и процессов | Формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов Готовность к конструктивной совместной деятельности при решении биологических задач | Развитие научной любознатель-ности Применение различных приемов при отборе информации с учетом предложенной задачи | Владение приемами работы с биологи-ческой информа-цией Выявление причинно-следственн-ых связей при изучении биологи-ческих объектов и явлений |
Инфор-мация о домаш-нем задании, инструк-таж по его выпол-нению | У: Домашнее задание тоже будет посвящено грибам. Вам предлагается на выбор три задания - две задачи и задание «Третий лишний». 1. Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и ежегодно окружность увеличивается на 20 см. Установите возраст грибницы, если ее диаметр – 12 метров. 2. Развитие взрослого белого гриба идет очень быстро – созревание на пятый день роста. Вес гриба: 1 день – 2г., 2-й день – 42 г. Сколько будет весить созревший белый гриб? 3. Вычеркните лишнее в каждой строчке. Объясните ваш ответ. Груздь, сыроежка, мухомор. Шампиньон, подберезовик, подосиновик. Масленок, белый гриб, волнушка. | Индивиду-альная работа | Решение биологических задач | Умение применять полученные знания | Умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия | Владение приемами работы с биологи-ческой информа-цией |
Этап рефлексии, подведение итогов занятия | У: Вот и закончился наш поход за грибами. Посмотрим, сколько грибов в лукошке у команд и у каждого грибника. (Выявление лучшей команды и лучшего игрока. Участники команды-победительницы автоматически получают четверки, участники второй команды – три балла. Баллы в лукошке позволяют повысить оценку до максимальной). Молодцы. Давайте посмотрим, удалось ли нам выполнить задачи, поставленные нами же в начале урока. (Обсуждение результатов). А теперь я прошу вас оценить свою работу на уроке. Совпадают ли баллы в лукошке с вашей оценкой? (Обсуждение). Какое настроение у вас по окончании урока? На столах у вас кружочки разного цвета. Поднимите зеленый кружок, если вы довольны своей работой на уроке и вам понравился урок; желтый – если вы испытывали небольшие трудности и дискомфорт; красный – если не совсем довольны своей работой и расстроены, а урок не принес удовлетворения. (Дети поднимают кружочки. Учитель озвучивает общее настроение. По желанию 1-2 ученика могут объяснить свой выбор). У: Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До свидания. | Фронталь-ная работа | Обсуждение результатов | Формирование умения анализировать свои достижения | Формирование умения владеть основами самоконтроля и самооценки, способами рефлексии | |
Приложение №1 Загадки о грибах 1. Есть старуха вредная, 2. Ловко спрятаться умеет 3. Есть грибы и не в лесу 4. Созрели на полочке На ней шляпка бледная. Там, где лес с березняком. В пиве, в тесте и в квасу. Кисточки-метелочки. А на ней ботинки, При засушке он чернеет, Кисточки зеленые, На чулке пестринки, Хоть и бел его излом. Лекари хваленые. Вокруг ворота пораспорото Кто к ней прикоснется, Тот не проснется.
5. Меж осиновых ветвей 6. Буровато, а не воз, 7. Розовая сорочка 8. Разноцветные береты - Красной шапочкой своей Ноздревато, а не нос; Да волнистая Лета яркие приметы Словно ягодка горит. Сверху слизь, а не червяк; С краю оторочка Разбрелись в лесу как стая Будто: «Вот я!» - говорит. Жил в земле, а не хомяк. Да пушистая. Чудо-радуга грибная. И хоть яркий вид имеет, Срежь – мгновенно посинеет. 9. На пеньке живет семья 10. Шапочка красная, 11. Он на толстой ножке белой, 12. Не тигренок, не лисенок, Мама, папа, брат и я. Пуговки белые В яркой шляпке загорелой Кругл, пластиночками тонок Дом один у нас, а крыша Работа напрасная; Кто в лесу его найдет С головы до самых ног Есть у каждого своя. Осталось все целое - Никто не берет. Тот от радости поет. Ярко-рыжий паренек.
13. Этот крепкий кабальеро носит белое сомбреро. 14. Свыклась водоросль с грибами 15. Без зубов, а дерево грызет. Под листвою и хвоей скрыт от взора с головой. Зацепилась за кору Но, когда в азарт войдешь, целый выводок найдешь. И пришлася ко двору.
Приложение №2 Список грибов Пеницилл, трутовик, масленок, мухомор, груздь, мукор, спорынья, подосиновик, шампиньон, головня, аспергилл, рыжик, подберезовик.
Приложение №3 Ни минуты без правды 1. Плесневые грибы имеют плодовые тела. 2. Трутовик размножается спорами. 3. Мицелий мукора разделен перегородками на клетки. 4. Плодовое тело шляпочного гриба образовано грибницей . 5. Существуют шляпочные грибы, не имеющие симбиоза. 6. Пеницилл является грибом-паразитом. 7. Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела. 8. Грибы используют для получения антибиотиков.
Приложение № 4 Крестики-нолики 1. С точки зрения кулинара, это – бриллианты среди грибов. Соусы и подливы из порошка грибов настолько вкусны, что повар Наполеона на спор со своим экономом заставил императора съесть его собственную фехтовальную перчатку в грибном соусе. Свита тоже ела и хвалила. (трюфели) 2. Десятый век. Франция. «…ужасные бедствия распространились среди людей: скрытый огонь, съедающий конечности и тело. Резкое сокращение мышц приводит к судорогам.» В народе это тяжелое заболевание получило «злые корчи». (Гриб-паразит спорынья на злаках, хлеб из такой муки ядовит) 3. Этот гриб причастен к истории. Черные чернила высшего качества получают из его мякоти. Царские особы подписывали этими чернилами особо важные бумаги. Подлинность такой подписи надежно удостоверялась наличием мельчайших спор. (Копринус – навозник) 4. Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, «поганку»? (Она может пригодиться в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Кроме того, эти грибы разлагают растительные остатки, они – санитары). 5. Почему гриб-трутовик может использоваться как живой отвес? (Его плодовое тело всегда расположено параллельно поверхности земли, как живой отвес). 6. Могут ли плесени улучшить качество продуктов? (Некоторые плесени придают вид, запах, вкус определенным сортам сыра, высоко ценимых гурманами). 7. Какие заболевания у человека вызывают некоторые грибы? (Стригущий лишай, актиномикоз, кандидоз, септическая ангина). 8. Какие животные дружат с грибами? ( Белки, лоси, кабаны, грибные комарики, личинки мух). 9. Почему грибов много вдоль дорог и тропинок? (Обычно люди предпочитают ходить по тропинкам. При этом из грибов, лежащих в корзинке, сыплются споры. Через некоторое время в этих местах появляются плодовые тела шляпочных грибов). 10. Почему подосиновики растут под осинами, а подберезовики под березами? ( У этих грибов симбиоз с определенными породами деревьев).
Приложение №5 Приметы народные в дело пригодные 1. Появились опенки – лето кончилось. 2. Мы грузди– ребятушки грузные. 3. Колосится рожь – начинают попадаться белые. 4. Полетел пух с осины – иди за подосиновиком. 5. «Зацвела сосна – появился масленок.