СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Озера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Озера"»

Технологическая карта
урока географии в 6 классе


Менжунова Ольга Владимировна

учитель географии

МОУ СШ№6



























Тема урока

Озера

Тип урока

Урок открытия новых знаний, урок путешествие.

Цель урока

Способствовать формированию представлений об озерах сточных и бессточных, пресных и соленых; создать условия для формирования умений определять зависимость размещения озер от климата и рельефа, определять по карте ГП крупнейших озер мира.

Задачи урока

Образовательные: совершенствовать навыки работы с картами, географическими терминами, умение применять географические знаний в жизни.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление, умение работать в группе; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: формировать у учащихся географическую культуру, воспитывать экологическое сознание,

осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

УУД

Личностные УУД (ЛУУД): умение вести диалог на основе взаимного уважения, умения корректно отстаивать свою позицию, понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

Регулятивные УУД (РУУД): умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД (ПУУД): работа с информацией, смысловое чтение, умение отбирать материал, формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Коммуникативные УУД (КУУД): умение сотрудничать – умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, умение работать индивидуально и в группе; распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определение понятий «озеро»;

-сформировать понятия «карст», «старица», «сточное озеро», «бессточное озеро»-знать типы озерных котловин, приводить примеры;

-уметь показывать озера на карте;

-составлять описание географического положения озера;

- готовить с помощью дополнительных источников географической информации краткое сообщение об озерах;

-уметь наносить на контурную карту озера и водохранилища, горные и покровные ледники, границы вечной мерзлоты.

Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения, умения корректно отстаивать свою позицию, понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение определять понятия, делать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Основные понятия и термины

Озеро, озерная котловина, карст, старица, сточные и бессточные озера

Образовательные ресурсы

География.Землеведение.5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа ,2013.-283с.

Компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта мира, презентация, атласы, раздаточный материал.


Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная.



Дидактическая
структура 
урока

(этапы урока)

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Предмет-ные

УУД

1. Орг. момент

2м.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня я приглашаю вас совершить необыкновенное путешествие.

-А куда, вы узнаете позже. С собой берем учебник, атлас, тетрадь , смекалку и выдержку.

-Проверить готовность к путешествию нам поможет проверка домашнего задания.

- Пройдя проверку, вы самостоятельно отгадаете место нашего путешествия.

-Надеюсь, что наше путешествие будет не только интересным, но и полезным.



Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя.



 

ЛУУД: Побуждение к активной деятельности

2. Актуализация знаний

6 мин








































3. Определение темы. Постановка учебной задачи

2 мин


-Давайте проверим ваши знания. (Проверка домашнего задания)

-Сейчас вы выполните задание индивидуально. У каждого на парте лежат конверты .Выберите конверт по № 1 с кроссвордом. Возьмите его. Подпишите свою фамилию ручкой и разгадайте кроссворд.

Время выполнения – 4 мин.




Кроссворд. (Приложение 1)


1.Часть речной долины, затопляемая во время половодья.(Пойма)

2.Линия раздела речных бассейнов. (Водораздел)

3.Высочайший в мире водопад. (Анхель)

4.Каменистые неровности в русле реки из твердых скалистых пород. (Пороги)

5Ежегодно повторяющийся подъем воды в реке (Половодье)







-Давайте посмотрим какие слова у вас получились. Обменяйтесь работами и проверьте друг друга. Ваша задача: отметить плюсиками правильные ответы.


-Оцените работу по следующим критериям:

5 - «5»

4- «4»

3 - «3»

1-2 - «2»

-А теперь передайте работы, эти оценки я поставлю в журнал.












-Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Правильно. Это озера.

Я предлагаю совершить путешествие в удивительную страну озер.

 -Путешествовать мы будем по различным озерам, а наблюдения будем записывать в маршрутные листы. Это конверты под №2 (Приложение 2). Откройте его и запишите тему урока.


-На уроке мы будем работать по следующему маршруту:

(Этапы плана записаны на доске вразнобой.)

1.Что такое озеро.

2.Озерные котловины.

3.Источники питания.

4.Сточные и бессточные озера.

5.Пресные и соленые озера

-Начнем наше путешествие, в добрый путь.









Индивидуальная работа. Проверка готовности к путешествию.









Разгадывают кроссворд.
















-Поочередно зачитывают вопросы кроссворда и проверяют слова с помощью презентации.


Оценивают работу друг друга.


















Ответы детей.

-озера.









Собирают последовательность плана.

-Зачитывают поочередно этапы маршрута.

1.Что такое озеро.

2.Озерные котловины.

3.Источники питания.

4.Сточные и бессточные озера.

5.Пресные и соленые озера












.











Вспоминают ранее изученные определения.

ЛУУД:

Определение уровня своих знаний.



























РУУД: контроль, оценка.
















РУУД: целеполага ние , составление плана и последовательности действий.












4. Проблемная ситуация

4 мин


-Озер на Земле очень, много – около 5 млн. Воды в них в 30 раз больше, чем в реках. Если соединить все озера мира, получится водоем, по площади , превышающей Средиземное море.

-Каждый из вас видел озеро! Так как живем мы с вами на берегу живописнейшего озера – озеро Плещеево. Закройте на секунду глаза и представьте наше озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что вы увидели. С какими словами у вас оно ассоциируется.




-А в чем его уникальность?








- А какие еще озера Ярославской области вы знаете?






 





Ответы детей :

- красивое;

- большое;

-особенное;

- глубокое или мелкое;

- вода соленая или не соленая ;

- как появилось и т.д.





-Озеро Плещеево.

-Озеро Неро,

-Озеро Вашутинское.











ПУУД:формулирование проблемы ,

поиск и выделение информации.









5. Открытие новых знаний

20 мин



















































































Физкультминутка

2 мин












































-А в вашем понятии, что такое озеро?

-Сформулируйте понятие озеро; сравните его с определением в тексте учебника, прочитав статью в учебнике «Что такое озеро?» с. 206-207


-Запишем определение в маршрутном листе.




-Какой этап маршрута мы разобрали?

-А к какому этапу нашего маршрута мы переходим дальше?



-От чего будет зависеть размещение озер?

- Правильно.

-Озер много там, где обилие углублений в рельефе сочетается с влажным климатом. Озера имеют разные размеры ,глубину ,форму.

- Озера расположены в природных углублениях – котловинах.

-А с чем связано образование котловин?

-А ответить на этот вопрос вы сможете , изучив дополнительный материала (Приложение 3),который лежит у вас на партах.

«Образование озерных котловин» , заполните таблицу в маршрутном листе. (Работа в группах)







Типы озер по происхождению.



Происхождение котловины

Условия образования

Примеры озер

Тектонические



Ледниковые



Вулканические



Карстовые



Озера -старицы


























Проверка таблицы с помощью презентации.

-Какое происхождение имеет наше озеро Плещеево?


-Всем спасибо, вы справились с заданием. А мы переходим к следующему этапу нашего маршрута.

- Как он называется?

Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера?

- Прочитайте первый абзац статьи «Какой бывает озерная вода» стр.208 в учебнике.





Исследуйте «Источники питания озер» и составьте кластер.




Источники питания


Воды, втекающих рек.

Атмосферные

осадки Подземные

воды




-Ребята ,а какие источники питания у нашего озера Плещеево?





-Мы озера изучали и немножечко устали.

Встали из-за парт все дружно,

Нам озеро представить нужно.

Берег левый, берег правый

Широко и глубоко.

Волны в озере гуляют

Наш кораблик подгоняют.

Возвращаться нам пора,

сели дружно, на места.




-Некоторыми озерами вода расходуется только на испарение. Но из большинства озер она выносится реками. Если из озера вытекает хотя бы одна река, оно называется сточным. Озера ,из которых реки не вытекают, -бессточные.

-Исследуйте сточные и бессточные озера и сделайте к ним рисунок в маршрутных листах.



Озера

бессточные сточные












-Наше озеро Плещеево будет сточным или бессточным?


-Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: а) Виктория, Б. Верхнее, в) Ладожское, г) Балхаш, д) Чад.

-Мы с вами разобрали какой этап маршрута?











Демонстрируется опыт с яйцом. Яйцо опускается в соленую и пресную воду?

-О чем говорит нам этот опыт?

-Озера бывают пресные и соленые.


А почему так происходит?

- Соленой вода становится в бессточных озерах в жарком засушливом климате.







-Ребята, а наше озеро Плещеево соленое или пресное?



-Это был заключительный этап нашего маршрута.


.


- Углубление, заполненное водой.


-Ученик зачитывает определение в учебнике на стр.206.


-Записывают определение озера.




-Что такое озеро

-Озерные котловины.




Ответы детей :

- от климата, от рельефа.





- Работая в группах ,изучают дополнительный материал и заполняют таблицу «Образование озерных котловин» в маршрутных листах.





Типы озер по происхождению.

Происхождение котловины

Условия образования

Примеры

озер

Тектонические

Движения земной коры

Байкал,

Каспийское,


Ледниковые

Древнее оледенение

Ладожское,

Онежское

Вулканические

Кратер вулкана

Кроноцкое

Карстовые

Вымывание легкорастворимых пород

Ильмень

Озера-старицы

В старом русле реки


Проверка таблицы.

-Ледниковое.




-Источники питания озер.





-Работа со статьей учебника. (Работа в парах).



Исследуют «Источники питания озер» и составляют кластер.


Источники питания





Атмосферные Подземные воды

осадки Воды,

втекающих рек


Ответы детей

-подземные воды,

-атмосферные осадки,

-воды втекающих рек.




Встают у своих парт.











-Исследуйте сточные и бессточные озера и сделайте к ним рисунок.





Озера



бессточные сточные





-Ответы детей.


Проверка ответов.



-.Сточные и бессточные озера.



.










-Вода в озере бывает пресная и соленая.



-Из-за большого испарения .


Дополнение ученика.

Самое соленое в мире озеро-Мертвое море. Его соленость достигает 310%, это почти в 9 раз больше солености мирового океана. ( 35%,)






-Ответы детей.

















Знать что такое озеро.







Смысловое чтение.






















Знать что такое озерная котловина.

И их виды.

































































Знать и называть сточные и бессточные озера.








































Знать и называть соленые и пресные озера.






ПУУД:

поиск информации,

умение отбирать материал, формирование и развитие экологического мышления, Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.











ПУУД:

поиск информации.


КУУД: работа в группах;

умение сотрудничать; умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


РУУД: контроль, коррекция.















ПУУД:

анализ информации,

поиск информации,

умение отбирать материал.






РУУД:

контроль, коррекция.




















Познавательные: поиск информации,

умение отбирать материал












РУУД:

контроль, коррекция.














ПУУД:анализ с целью выделения признаков.





РУУД:

контроль, коррекция.



6. Закрепление материала

4 мин

-Ребята, наше путешествие подходит к концу, но осталось преодолеть еще один подводный камень

-Подведем предварительный итог и вспомним, что мы узнали на уроке.

-Возьмите конверт № 3. и закончите предложения. Работу будете выполнять индивидуально. Время выполнения 4 мин.

  1. Озеро – это…

  2. Озера различаются по…

  3. По солености озера бывают ….

  4. По сточности озера различают …

  5. По происхождению озерных котловин озера бывают




-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Поднимите руки те, кто справился с этим заданием. Молодцы!

-Те из вас, кто испытал трудности во время изучения данной темы, уделите больше внимания при подготовке Д/З.

Берут карточки и заканчивают предложения. Проверяют с помощью презентации.












Зачитывают поочередно ответы.

Поднимают руки.


ЛУУД: Определение степени успешности выполнения своей работы









РУУД:

контроль, коррекция.




6. Домашнее задание

2 мин




- Запишите в дневник § 49 . Составить кроссворд «Озёра мира» (по желанию)

-Путешествуют по атласу, находят озера и заносят их на контурную карту.


Записывают в дневник домашнее задание.



7. Рефлексия

2 мин

- У вас у каждого на парте лежат три рыбки. Если вам на уроке было все понятно, опустите в мой аквариум рыбку зеленого цвета; если не совсем было понятно – рыбку желтого цвета; если совсем ничего было не понятно –рыбку красного цвета.

.

Опускают рыбки в аквариум.


РУУД: рефлексия,

осознание уровня и качества усвоения материала.