СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по грамоте "Мягкий знак (ь)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по грамоте "Мягкий знак (ь)"»

Тема урока: Буква ь

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;

  • содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;

  • развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Артикуляционная гимнастика: «заборчик», «блинчик», «качелька»

  3. Включение в учебную деятельность

- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.

- Все ли изученные буквы обозначают звук? (да)

- Какие буквы могут обозначать два звука? (ё, е, ю, я)

- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)

- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)

IV. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, я, е, ё, ю)

V. Постановка целей и определение темы урока

Изучение нового.
- Прочитаем буквосочетания на доске: Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
- Как произносится звук в этих буквосочетаниях? (мягко)

- Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

Как согласный прочитать.

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)

- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звука

Игра «Твёрдый-мягкий».

- На столах лежат карточки с синим кружком и зелёным кружком. Вспомним, что они обозначают (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

[м] — [м,], [п,] - [п], [з] — [з,], [т] - [т,]

- А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)

Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак.
- Цель нашего урока — познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

– Чтобы узнать всё про ь, давайте понаблюдаем за ним.

- Послушайте загадку.
1) Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)

- Что обозначает слово «мел»?

- Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

- Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.

- Составим к этому слову схему.

Звуковой анализ слова «мел»

- Сколько слогов в словах?

- Сколько букв и сколько звуков в слове? (мел - 3б,3зв.,

- Какую букву надо поставить в слове «мел», чтобы последний звук произносился мягко? (ь знак)

- Какое слово получилось? (мель)

- Что обозначает слово «мель»?

Мель – мелководное место в реке, водоёме.

- Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.

- Сколько букв и звуков в слове «мель»? (4б, 3 зв.)

- Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает? (ь знак звука не дает)

- Ь - буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- Составим схемы к словам «Мел — мель»

- Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

Игра: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.

Словарная работа.

- Давайте разберем непонятные слова.

УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.

УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.

БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.

БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.

ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.

ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.

КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.

КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.

Физминутка

VI. Работа по теме урока

- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)

- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй?

- А почему в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)

- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак. На что эта буква похожа?

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

- Найдите текст на странице 11. Прочитаем его. И запомните, чем питается лось.

- Чем питается лось?

- Что насыпали мальчики для лося на пень?

- Возьмите в руки простой карандаш. Каждый прочитайте текст про себя и подчеркните в нём ь.

VII. Работа над дикцией

- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:

Ась-ась-ась – в речке плавает карась

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

Ель-ель-ель – мы купили карамель

Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.

VIII. Закрепление изученного

Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)
- Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси — лось, кони — конь, гуси — гусь, медведи — медведь, тетради — тетрадь, двери — дверь, звери — зверь, тени — тень, ночи — ночь.

- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

IX. Подведение итогов:

- Что вы можете сказать о букве ь знак? Для чего нужен Ь?

Рефлексия

- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтый смайлик,

- Кому было что-то не понятно – поднимите красный смайлик.