Тема урока: Буква ь
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи урока:
актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
содействовать развитию умений анализировать текст, развитию навыков чтения, устной связной речи;
развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход урока
Орг. момент
Артикуляционная гимнастика: «заборчик», «блинчик», «качелька»
Включение в учебную деятельность
- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.
- Все ли изученные буквы обозначают звук? (да)
- Какие буквы могут обозначать два звука? (ё, е, ю, я)
- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)
- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)
IV. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, я, е, ё, ю)
V. Постановка целей и определение темы урока
Изучение нового.
- Прочитаем буквосочетания на доске: Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
- Как произносится звук в этих буквосочетаниях? (мягко)
- Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать
Как согласный прочитать.
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)
- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звука
Игра «Твёрдый-мягкий».
- На столах лежат карточки с синим кружком и зелёным кружком. Вспомним, что они обозначают (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м] — [м,], [п,] - [п], [з] — [з,], [т] - [т,]
- А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)
Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак.
- Цель нашего урока — познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой
– Чтобы узнать всё про ь, давайте понаблюдаем за ним.
- Послушайте загадку.
1) Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
- Что обозначает слово «мел»?
- Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
- Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.
- Составим к этому слову схему.
Звуковой анализ слова «мел»
- Сколько слогов в словах?
- Сколько букв и сколько звуков в слове? (мел - 3б,3зв.,
- Какую букву надо поставить в слове «мел», чтобы последний звук произносился мягко? (ь знак)
- Какое слово получилось? (мель)
- Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
- Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
- Сколько букв и звуков в слове «мель»? (4б, 3 зв.)
- Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает? (ь знак звука не дает)
- Ь - буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- Составим схемы к словам «Мел — мель»
- Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука
Игра: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.
Словарная работа.
- Давайте разберем непонятные слова.
УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.
БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.
ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.
КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.
Физминутка
VI. Работа по теме урока
- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? (гусь, гуси)
- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? Сколько букв в первой схеме, во второй?
- А почему в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? (т.к. ь звука не обозначает). А для чего он нужен? (указывает на мягкость согласных звуков)
- Посмотрите на печатный образец буквы мягкий знак. На что эта буква похожа?
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
- Найдите текст на странице 11. Прочитаем его. И запомните, чем питается лось.
- Чем питается лось?
- Что насыпали мальчики для лося на пень?
- Возьмите в руки простой карандаш. Каждый прочитайте текст про себя и подчеркните в нём ь.
VII. Работа над дикцией
- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:
Ась-ась-ась – в речке плавает карась
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь
Ель-ель-ель – мы купили карамель
Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.
VIII. Закрепление изученного
Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)
- Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси — лось, кони — конь, гуси — гусь, медведи — медведь, тетради — тетрадь, двери — дверь, звери — зверь, тени — тень, ночи — ночь.
- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:
пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь
- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?
IX. Подведение итогов:
- Что вы можете сказать о букве ь знак? Для чего нужен Ь?
Рефлексия
- Кому было всё понятно на уроке поднимите жёлтый смайлик,
- Кому было что-то не понятно – поднимите красный смайлик.