| ТЕМА | Э.Успенский «Чебурашка» |
| ПРЕДМЕТ, КЛАСС | «Литературное чтение» 2 класс |
| ФОРМИРУЕМЫЙ ВИД / ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Читательская грамотность |
| ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
| ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ |
| формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы | овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). |
| ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
| ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ |
Понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи. Описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); | Умение взаимодействовать с одноклассниками Умение организовать взаимодействие Умение осознанно строить речевые высказывания Умение вступать в диалог Умение формулировать мысли во внешней речи. Умение вступать в диалог. Умение работать с предложенной информацией. Умение организовывать продуктивное взаимодействие. Умение осознанно строить речевые высказывания. Умение составлять и применять алгоритм работы. Умение анализировать информацию, представленных в различных видах. Сохранение учебной задачи (Р) Умение формулировать вопросы Рефлексия своих действий. Сопоставление результатов с учебными задачами. Формирование навыка самооценки. Формулирование вывода на основе анализа результатов. Грамотно выстраивать монологическое высказывание | Волевая саморегуляция Уважительное отношение к одноклассникам Активизация познавательного интереса Уважительное отношение к одноклассникам Толерантное отношение. Осознание значимости научного знания Активизация познавательного интереса. Повышение значимости научного знания Повышение значимости научного знания. Уважительное отношение к одноклассникам. Осознание ценности знаний Сопоставление эмоционального состояния с результатом самостоятельной работы Формирование адекватной самооценки | |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
| Этап урока | Задание для организации учебной деятельности учащихся | Наименование применяемых учебно -методических материалов по формированию ФГ | Форма организации учебной деятельности (работа в малых группах, работа в паре, дискуссия и др.) |
| 1. ЭТАП Актуализация знаний (актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества) | Учитель организует актуализацию имеющихся знаний. – С каким разделом мы начали знакомство на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.) – Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.) – Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.) – Какие стихотворения писал Б. Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные) – Отгадайте загадку: Он и весел, и не злобен, Пухлый, милый чудачок. Вместе с ним хозяин Робин И приятель Пятачок. Для него прогулка – праздник, А на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник – Медвежонок…(Винни-Пух). Методы: Словесный (беседа) Наглядный(демонстрация) Практический (решение примеров) | презентация | Фронтальная |
| 2. ЭТАП Создание проблемной ситуации (Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием, овладение приемами постановки и определения проблемы) | Перед вами иллюстрации из разных произведений. Ваша задача определить к какому произведению относится иллюстрация. 1 картинка – Волшебное слово 2 картинка – Дядя Степа Великан 3 картинка – Федорино горе 4 картинка - Чебурашка Создается проблемная ситуация, одно из произведений не читали. Методы - Словесные (беседа) Наглядный | презентация | фронтальная |
| 3. ЭТАП Целеполага-ние (постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа, выделение в задаче известных и новых компонентов формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения) | Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку: Постучался в нашу дверь Необычный чудо-зверь – Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены – ..... (ЧЕБУРАШКУ) – Правильно – это Чебурашка. – Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский) – Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.) Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей) Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. | презентация | фронтальная |
| 4. ЭТАП Планирование (Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах) | -А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.) -Подумайте, что вы должны сделать для достижения этой цели | Беседа Заполнение кластера. | фронтальная |
| 5 ЭТАП «Открытие» нового знании (Изучение новой темы) (Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь) | Знакомство с биографией писателя. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом. Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара. Каюта-помещение на корабле. Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Телефонная будка-будка с телефоном автоматом. Читает произведение. | Презентация Эллюстрации на классной доске. | фронтальная |
| 6 ЭТАП Применение нового знания (Закрепление) (Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.) | -А теперь поработаем в группах\парах и ответим на вопросы: – Кто является главным героем? – Почему у него такое странное имя? – Где жил Чебурашка? – Как он попал в ящик с апельсинами? – Как он оказался в магазине? – Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы? – Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? – Куда директор магазина отнёс Чебурашку? – Кем предложил работать директор №2 Чебурашке? – Где он стал жить? Практическое задание : – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней? - Прочитайте произведение по цепочке – Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.) – Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему? – Нашел ли друзей Чебурашка? | Презентация, практическое задание | Групповая\работа в малых группах |
| 7 ЭТАП Рефлексия (итог урока) (Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей) | Учащиеся оценивают свои достижения – Достигли ли вы своей цели в течение урока? – На сегодняшнем уроке я узнал … – На уроке мне особенно удалось … – Мне еще необходимо поработать над … Методы Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация) | беседа | фронтальная |
| 8 ЭТАП Домашнее задание. | Нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению | Практическое задание | индивидуальная |