Подготовительная беседа (определение темы, целеполагание) | -Тема нашего урока «Федор Иванович Тютчев, «Зима не даром злится» -Давайте поставим цель и задачи на урок. (цель: ознакомиться со стихотворением Ф.И. Тютчева и узнать новое о биографии автора) Задачи: 1. узнать новое об авторе; 2. познакомиться со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится») 2 слайд | Слушают учителя. Ставят цель и задачи на урок |
Открытие нового знания | -Давайте познакомимся с автором. -Кто мне назовёт факты из жизни Федора Ивановича? Федор Иванович Тютчев– знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Родился Федор Иванович Тютчев 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Начальное образование было им получено дома. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности. Большая и самая главная в жизни Тютчева любовь – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери. Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 27 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Тютчев писал стихотворения и для детей, сейчас они входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов. 4 слайд Интересные факты Тютчев был очень влюбчивым человеком. Всем своим любимым женщинам поэт посвящал стихи. Тютчев посвятил два стихотворения Александру Пушкину. Знаете ли вы, что Федор Тютчев приходился дальним родственником Льву Толстому? Будучи еще подростком, Федор овладел латинским и древнегреческим языками, вследствие чего в 12 лет начал переводить произведения. К своим произведениям Тютчев относился критично, так как не считал себя хорошим поэтом. Тютчев стал студентом университета, когда ему едва исполнилось 14 лет. В честь Тютчева был назван астероид под номером 9927. Федор Тютчев писал стихи не только на русском, но и на немецком языке. 5 слайд | Узнают биографию автора |
Первичное прочтение текста | -Давайте прочитаем стихотворение. Я читаю, а вы закроете глазки и внимательно слушая, будете представлять. - Понравилось вам это стихотворение? Чем? - Что вы увидели? - Что вы услышали? - Что вы почувствовали? | Слушают чтение учителя Отвечают на вопросы: Да, было интересно представлять. Метель, веселую весну. Пение птиц. Радость за весну. |
Вторичное прочтение текста | -Давайте прочитаем второй раз. -Какое настроение удалось передать автору в стихотворение? -Как автору удалось это показать. C помощью каких слов мы это почувствовали? -Почему начала злиться Зима? -В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? (весна в окно стучится) -Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко) -И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы) -Как пробуждающаяся природа относится к Зиме. (Она заставляет Зиму уйти) -Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит) Значение этого слова мы не найдем ни в одном словаре. Это слово Ф.И. Тютчев образовал от слова нудный, то есть монотонный, надоедливый, докучливый. И введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы зимой, все вокруг постоянно гонят зиму вон. -Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки) -Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость? (автор использует слова подняли трезвон, в трезвон) -Кто запомнил, что такое трезвон? -Какие средства выразительности использует Ф.И. Тютчев в этом стихотворение? Найдите их в тексте. (Эпитет — это яркое образное выражение, чаще всего прилагательное: ведьма злая, прекрасное дитя; Метафора – скрытое сравнение: подняли трезвон, в глаза хохочет, взбесилась ведьма, умылася в снегу; Олицетворения – придание признаков живого не живому: зима злится, весна стучится и гонит, зима хлопочет и ворчит, та хохочет, румяней стала) Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны? Весна Зима (Хохочет (хлопочет Шумит ворчит Умылася взбесилась Румяней стала) пустила снежок) | Радости, веселья «румяней стала», «В глаза хохочет» Потому что её пора прошла Весна в окно стучится Весна очень близко Побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы Она заставляет Зиму уйти Он использует глагол нудит Жаворонки Да, автор использует слова подняли трезвон. Звон церковных колоколов в особых торжественных случаях |
Подведение итогов урока | -Наш урок подходит к концу. -С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? -Какой жанр у произведений, которые мы свами сегодня прочитали? -мы справились с поставленной целью и задачами на данном уроке? -что вы новое узнали для себя? - понравился ли вам урок? -Да, вы большие молодцы! | Подводят итог урока, отвечают на вопросы с творчеством Федора Ивановича Тютчева Стихотворение познакомиться со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» справились! Интересные факты о писателе. Понравился! |
Рефлексия | -Давайте оценим вашу сегодняшнюю работу. - Оцените свою работу, выберите смайлик. 1-й, если вам все было понятно, вы считаете, что у вас все получилось 2-й, если вам не все было понятно, что-то не успели, но в целом довольны своей работой 3-й, если вообще ничего не понятно и у вас ничего не получилось. | Оценивают свою деятельность на уроке |