Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Светлана Анатольевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Прозвенел звонок весёлый, Приглашает на урок. Встали все у парт спокойно, Начинаем ровно в срок. Тихо сядем, не нарушим тишину, И тихонечко, тихонько Я сейчас урок начну. - Приведите в порядок свое рабочее место. -Присаживайтесь, начнем урок. | Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового материала. | Приветствуют учителя. Настраиваются на хорошую работу. |
II. Речевая разминка. Цель:подготовка артикуляционного аппарата учащихся к чтению. | Упражнения для развития дикции. | Сл. 1 - Давайте прочитаем скороговорку сначала медленно. Три сороки - три трещотки Потеряли по три щётки: Три - сегодня, три - вчера, Три - ещё позавчера. - А теперь давайте прочитаем быстрее, еще быстрее. -Давайте прочитаем вторую скороговорку, сначала так же медленно. Тетерев сидит у Терентия в клетке, А тетёрка с тетеревятами - в лесу на ветке. - Теперь быстро, и еще быстрее. | Подготавливает речевой аппарат к чтению, показывает образец произношения скороговорки, просит произнести скороговорку. | Произносят скороговорку вместе с учителем с постепенным увеличением темпа голоса, с интонацией |
III.Проверка домашнего задания Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Выразительное чтение стихотворения «Я и Вовка». с. 77-78 | - Ребята, дома вам нужно было подготовить выразительное чтение стихотворения «Я и Вовка». - Кто авто этого стихотворения? (Виктор Лунин) - Сколько действующих лиц в стихотворении? - Какова главная мысль этого стихотворения? - Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (2 человека читают по частям) | Актуализирует опорные знания и умения | Читают стихотворение наизусть. |
IV. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока. Формулирование темы и задач урока. | Сл. 2 - Ребята, прочитайте слова. Подруга, горка, упала, перелом, больница, грустно, навещать, радостно. - Какие ассоциации вызвали у вас эти слова? - В какой ситуации мы могли бы услышать эти слова? -Составьте небольшой рассказ, используя данные слова. (Моя подруга упала с горки. У неё случился перелом. Ей было грустно, оказаться в больнице. Я навещала её. И нам было радостно и весело) - Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!” | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Проводит учащихся к формированию темы и задач урока. | Принимают учебную задачу. Слушают учителя. Формулируют тему и задачи урока под руководством учителя. |
V. Изучение нового материал Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Подготовка к восприятию (рассказ об авторе) | Сл. 3 (об авторе) -Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”. Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он которую назвал “Аня и Катя”. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”. Сл. 4 (о книге) - Книга «Аня и Катя» была написана в 2007 году. Это добрая и светлая книга рассказов, про жизнь двух маленьких сестрёнок из обычной церковной семьи. Они учатся жить между собой в любви и мире. | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; исправляют типичные ошибки и ошибочные представления. |
Первичное восприятие текста, с. 79-84 (Читает учитель с детьми поочередно) | - Откройте учебник на 79-ой странице. Прочитайте название рассказа. -Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? - Давайте прочитаем рассказ и посмотрим, так ли это. -Поставьте закладки на первую строку рассказа, и следите за мной. Я могу остановится и попросить вас продолжить. | Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материла; | Осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне |
Проверка первичного восприятия. | - Так о чём же этот рассказ? - Какое чувство вызвало это произведение? - Кто главные герои рассказа? - Соответствует название рассказа, его содержанию? Почему? | | |
Словарная работа. | Сл.5 – По ходу чтения нам встретились сложные слова. Давайте прочитаем их и узнаем их значение. - Прочитайте (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов). Спе-ци-аль-ная – специальная Про-ко-ря-бал – прокорябал Полу-ле-жа-ла – полулежала Встре-пе-ну-лась – встрепенулась Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную. Трол-лей-бус – троллейбус. За-пла-кан-ное – заплаканное | Проводит необходимую словарную работу по ходу прочитывания и комментирование текста. | Сначала читают слова по слогам, затем целым словом |
Повторное чтение (выборочное) и анализ произведения | -А теперь обсудим прочитанный рассказ, попробуем понять, зачем он написан автором. (Отвечают на вопросы с опорой на текст) – Подберите синонимы к слову «печальная» (Грустная, жалобная, жалкая) – Почему Аня заплакала, увидев Катю? (Аня подумала, что Катя вот так, совсем одна, играет, играет здесь всегда… Как будто нечего особенного нет вокруг неё… И если бы она, Аня, не пришла к неё сегодня. У неё бы нечего не было, только этот утёнок.) – Как девочки разговаривали через стекло? (Аня опять посмотрела на Катино окно и увидела, что Катя держит записку, которую написала и приложила к стеклу. Аня нашла в портфеле кусочек бумажки и карандаш и тоже стала прикладывать свои записки к стеклу и держать, пока Катя не прочтёт) – Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце? (С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких детей). – Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? (Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, беде) -Чему учит нас Булгаков своим рассказом? (В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.) Сл. 6-7 Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Милосердие- готовность помочь кому – нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. Сопереживание - способность к сопереживанию. | Задаёт вопросы детям о прочитанном тексте, просит найти ответы опираясь на данный текст. | Осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
Физкультминутка | Каждый бутончик (Ладони соединить и руки поднять вверх над головой, держать осанку.) Склониться бы рад Влево и вправо, (Наклоны влево-вправо, руки за голову.) Вперед и назад. (Наклоны вперед-назад.) От ветра и зноя (Круговое движение туловищем вправо, руки за головой.) Бутончики эти (Круговое движение туловищем влево, руки за головой.) Спрятались живо В цветочном букете. (Руки вниз, держать осанку.) | Осуществляет профилактику переутомления, личный показ упражнений.
| Выполняют упражнения по образцу учителя, активно участвуют в физкультминутке. |
VI. Закрепление изученного материала. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | Работа с иллюстрацией (в парах) | Сл. 8 – Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе? – Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? – Почему больницу называют особой, строгой? – Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? – Почему Катя стала счастливая? | Формулирует учебную задачу: рассмотреть иллюстрацию, соотнести ее с текстом. | Рассматривают иллюстрацию к тексту, соотносят ее с текстом. |
Составление плана для пересказа | Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа. - С чего начинается рассказ? - Где заканчивается первая часть и начинается вторая? И т.д. Сл. 9 Составляется план: 1.Случай на горке. 2.Описание больницы. 3.Аня рассматривает палату в больнице. 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается. - Какие части главные? - Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? -Где говорится о чувствах девочек, о сопереживании. | Формулирует учебную задачу: составить план для пересказа. | Делят текста на смысловые части. Составляют план для пересказа текста |
Работа с пословицами | Сл. 10 -Собери пословицу, объясни ее смысл: 1. Всё хорошо, ……что хорошо кончается. 2. Не мил и свет, ……когда друга нет. 3. Не бойся умного врага, бойся …….глупого друга. – Какая пословица на с. 84 подходит к этому рассказу? Всё хорошо, что хорошо кончается. Не мил и свет, когда друга нет.
Обобщение учителя: «Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству». | Ставит перед учащимися учебную задачу: прочитать пословицы и объяснить, как вы понимаете смысл данных пословиц. | Осуществляют смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
VII. Подведение итогов. Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Обобщающая беседа Рефлексия | -О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили? - Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»? - Сформулируйте главную мысль рассказа. Ты дружбу не купишь за деньги, Её не найдешь просто так, Ведь дружба, как золото, ценна, А так же не всем по зубам. Она – это то, что не каждый За жизнь себе сможет сыскать, Но если нашел, береги же, Не дай никому отобрать! И скоро поймешь ты, как важно Найти тот единственный свет, Что выслушать сможет тебя же И дать тебе нужный совет! В. Ватулко – Закончите фразу «Друг – это тот, кто...» • готов помочь в беде; • умеет хранить тайну; • является добрым, чутким человеком; • посочувствует; • верен и предан; • честен. – Важно не только «вырастить» в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся. | Проводит обобщающую беседу с учащимися, задает вопросы. | Отвечают на итоговые вопросы учителя на уроке. |
| Домашнее задание (дифференцированное) | -пересказать от имени Кати; -придумать продолжение рассказа | Задает домашнее задание. | Слушают домашнее задание. |
Учитель:______________________ (Ветрова Т. В.)
Методист:____________________ (Донченко Е. А.)