СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению                                                           

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению»

Урок литературного чтения во 2 «А» классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Ветрова Т. В.

Методист: Донченко Е. А.

Студентка: Толстова С. А.

Дата проведения: 02.03.2018

Тема урока

Рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с рассказом Н. Булгакова «Анна, не грусти!»; способствовать развитию навыков чтения и пересказа, умений определять главную мысль произведения, составлять план текста.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять нравственные поступки героев.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки.

Личностные результаты

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки.

Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Основные понятия и термины

План.

Методы и формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение, 2 класс, 2часть», м/м презентация.

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/nbulgakov-anna-ne-grusti

2. http://ejka.ru/blog/stihi/10.htm



Технологическая карта урока


Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Светлана Анатольевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

- Приведите в порядок свое рабочее место.

-Присаживайтесь, начнем урок.

Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Приветствуют учителя. Настраиваются на хорошую работу.


II. Речевая разминка.

Цель:подготовка артикуляционного аппарата учащихся к чтению.

Упражнения для развития дикции.

Сл. 1

- Давайте прочитаем скороговорку сначала медленно.

Три сороки - три трещотки

Потеряли по три щётки:

Три - сегодня, три - вчера,

Три - ещё позавчера.

- А теперь давайте прочитаем быстрее, еще быстрее.


-Давайте прочитаем вторую скороговорку, сначала так же медленно.

Тетерев сидит у Терентия в клетке,

А тетёрка с тетеревятами - в лесу на ветке.

- Теперь быстро, и еще быстрее.

Подготавливает речевой аппарат к чтению, показывает образец произношения скороговорки, просит произнести скороговорку.


Произносят скороговорку вместе с учителем с постепенным увеличением темпа голоса, с интонацией

III.Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «Я и Вовка». с. 77-78

- Ребята, дома вам нужно было подготовить выразительное чтение стихотворения «Я и Вовка».

- Кто авто этого стихотворения? (Виктор Лунин)

- Сколько действующих лиц в стихотворении?

- Какова главная мысль этого стихотворения?

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

(2 человека читают по частям)

Актуализирует опорные знания и умения

Читают стихотворение наизусть.

IV. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока.

Формулирование темы и задач урока.

Сл. 2

- Ребята, прочитайте слова.

Подруга, горка, упала, перелом, больница, грустно, навещать, радостно.

- Какие ассоциации вызвали у вас эти слова?

- В какой ситуации мы могли бы услышать эти слова?

-Составьте небольшой рассказ, используя данные слова.

(Моя подруга упала с горки. У неё случился перелом. Ей было грустно, оказаться в больнице. Я навещала её. И нам было радостно и весело)

- Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Проводит учащихся к формированию темы и задач урока.

Принимают учебную задачу. Слушают учителя.

Формулируют тему и задачи урока под руководством учителя.

V. Изучение нового материал

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.










Подготовка к восприятию (рассказ об авторе)


Сл. 3 (об авторе)

-Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”. Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он которую назвал “Аня и Катя”. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.

Сл. 4 (о книге)

- Книга «Аня и Катя» была написана в 2007 году. Это добрая и светлая книга рассказов, про жизнь двух маленьких сестрёнок из обычной церковной семьи. Они учатся жить между собой в любви и мире.

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; корректирует неправильные ответы.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; исправляют типичные ошибки и ошибочные представления.

Первичное восприятие текста, с. 79-84

(Читает учитель с детьми поочередно)

- Откройте учебник на 79-ой странице. Прочитайте название рассказа.

-Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?

- Давайте прочитаем рассказ и посмотрим, так ли это.

-Поставьте закладки на первую строку рассказа, и следите за мной. Я могу остановится и попросить вас продолжить.

Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материла;

Осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне

Проверка первичного восприятия.


- Так о чём же этот рассказ?

- Какое чувство вызвало это произведение?

- Кто главные герои рассказа?

- Соответствует название рассказа, его содержанию? Почему?



Словарная работа.


Сл.5

– По ходу чтения нам встретились сложные слова. Давайте прочитаем их и узнаем их значение.

- Прочитайте (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).

Спе-ци-аль-ная – специальная
Про-ко-ря-бал – прокорябал
Полу-ле-жа-ла – полулежала
Встре-пе-ну-лась – встрепенулась
Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.
Трол-лей-бус – троллейбус.
За-пла-кан-ное – заплаканное

Проводит необходимую словарную работу
по ходу прочитывания и комментирование текста.


Сначала читают слова по слогам, затем целым словом

Повторное чтение

(выборочное) и анализ произведения

-А теперь обсудим прочитанный рассказ, попробуем понять, зачем он написан автором.

(Отвечают на вопросы с опорой на текст)

– Подберите синонимы к слову «печальная»

(Грустная, жалобная, жалкая)

– Почему Аня заплакала, увидев Катю?

(Аня подумала, что Катя вот так, совсем одна, играет, играет здесь всегда… Как будто нечего особенного нет вокруг неё… И если бы она, Аня, не пришла к неё сегодня. У неё бы нечего не было, только этот утёнок.)

– Как девочки разговаривали через стекло?

(Аня опять посмотрела на Катино окно и увидела, что Катя держит записку, которую написала и приложила к стеклу. Аня нашла в портфеле кусочек бумажки и карандаш и тоже стала прикладывать свои записки к стеклу и держать, пока Катя не прочтёт)

– Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?

(С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких детей).

– Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?

(Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, беде)

-Чему учит нас Булгаков своим рассказом?

(В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.)

Сл. 6-7

Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Милосердие- готовность помочь кому – нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Сопереживание - способность к сопереживанию.

Задаёт вопросы детям о прочитанном тексте, просит найти ответы опираясь на данный текст.

Осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство.



Физкультминутка

Каждый бутончик (Ладони соединить и руки поднять вверх над головой, держать осанку.)

Склониться бы рад

Влево и вправо, (Наклоны влево-вправо, руки за голову.)

Вперед и назад. (Наклоны вперед-назад.)

От ветра и зноя (Круговое движение туловищем вправо, руки за головой.)

Бутончики эти (Круговое движение туловищем влево, руки за головой.)

Спрятались живо

В цветочном букете. (Руки вниз, держать осанку.)

Осуществляет профилактику переутомления, личный показ упражнений.

Выполняют упражнения по образцу учителя, активно участвуют в физкультминутке.

VI. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Работа с иллюстрацией

(в парах)


Сл. 8

– Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе?

– Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?

– Почему больницу называют особой, строгой?

– Почему автор обращает наше внимание, что

Катя была в сереньком халате?

– Почему Катя стала счастливая?


Формулирует учебную задачу: рассмотреть иллюстрацию, соотнести ее с текстом.


Рассматривают иллюстрацию к тексту, соотносят ее с текстом.



Составление плана для пересказа


Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.

- С чего начинается рассказ?

- Где заканчивается первая часть и начинается вторая?

И т.д.

Сл. 9

Составляется план:

1.Случай на горке.

2.Описание больницы.

3.Аня рассматривает палату в больнице.

4. Аня заплакала.

5.Разговор через стекло.

6. Катя улыбается.

- Какие части главные?

- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль?

-Где говорится о чувствах девочек, о сопереживании.



Формулирует учебную задачу: составить план для пересказа.


Делят текста на смысловые части. Составляют план для пересказа текста

Работа с пословицами


Сл. 10

-Собери пословицу, объясни ее смысл:

1. Всё хорошо, ……что хорошо кончается.

2. Не мил и свет, ……когда друга нет.

3. Не бойся умного врага, бойся …….глупого друга.

– Какая пословица на с. 84 подходит к этому рассказу?

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Не мил и свет, когда друга нет.



Обобщение учителя: «Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству».


Ставит перед учащимися учебную задачу: прочитать пословицы и объяснить, как вы понимаете смысл данных пословиц.

Осуществляют смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

VII. Подведение итогов.

Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Обобщающая беседа

Рефлексия

-О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

- Сформулируйте главную мысль рассказа.

Ты дружбу не купишь за деньги,

Её не найдешь просто так,

Ведь дружба, как золото, ценна,

А так же не всем по зубам.

Она – это то, что не каждый

За жизнь себе сможет сыскать,

Но если нашел, береги же,

Не дай никому отобрать!

И скоро поймешь ты, как важно

Найти тот единственный свет,

Что выслушать сможет тебя же

И дать тебе нужный совет!

В. Ватулко

– Закончите фразу «Друг – это тот, кто...»

• готов помочь в беде;

• умеет хранить тайну;

• является добрым, чутким человеком;

• посочувствует;

• верен и предан;

• честен.

– Важно не только «вырастить» в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.

Проводит обобщающую беседу с учащимися, задает вопросы.


Отвечают на итоговые вопросы учителя на уроке.



Домашнее задание (дифференцированное)

-пересказать от имени Кати;

-придумать продолжение рассказа

Задает домашнее задание.

Слушают домашнее задание.


Учитель:______________________ (Ветрова Т. В.)



Методист:____________________ (Донченко Е. А.)