СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению. 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: С.М.Городецкий «Новогодние приметы»; Ю.П.Мориц «Настоящий секрет»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению. 3 класс»

Тема: С.М.Городецкий «Новогодние приметы»; Ю.П.Мориц «Настоящий секрет»

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи:

  • знакомство с биографией и творчеством С.М.Городецкого и Ю.П.Мориц

  • формирование навыка работы с текстом;

  • понимать смысл произведения;

  • формирование навыка монологической речи.

  • учить определять и удерживать учебную задачу урока, осуществлять самоконтроль;

  • учить выразительно читать стихотворения;

  • учить анализировать стихотворения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • выразительно читать стихотворение и отвечать на вопросы учителя;

  • находить слова, на которые должно падать логическое ударение.

Метапредметные:

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • анализировать научно – познавательный текст, находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя;

  • анализировать поэтический текст, определять развитие чувств автора.


Личностные:

  • проявлять интерес к поэзии, к жизни и творчеству С.М.Городецкого и Ю.П.Мориц


Метапредметные связи: Окружающий мир

Ресурсы урока: учебник, мультимедийная презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап


-Приветствует учащихся.

-Проверяет готовность учеников к уроку (на парте должны лежать: учебник, пенал, дневник).

-Проверяет правильность посадки за партой.






-Приветствуют учителя.

-Проверяют готовность к уроку.


-Проверяют правильность посадки.

Проверка домашнего задания

- Домой вам было задано выразительное чтение стихотворения «Стихи о ёлке, о сером волке…»

- Кто написал это стихотворение?

- Кто желает прочитать?

- Читают выразительно стихотворение.


Организация познавательной деятельности

- Предлагает рассмотреть страницу учебника

«Откройте учебник на стр.133»

«Ребята, что вам известно о Сергее Митрофановиче Гороецком?»

- Биографическая справка о С.М.Городецком

«В начале января месяца 1884 г. в семье Городецких произошло радостное событие — рождение сына. Родители мальчика были большими любителями литературы и искусства, глава семьи в свободное время увлекался живописью, писал статьи по фольклору и этнографии, а в его петербургской квартире частыми гостями были известные художники и писатели. Сергей Митрофанович Городецкий, с младенчества привыкший к царившей в семье творческой атмосфере, очень рано стал испытывать тягу к поэтическому слову. Поступив в гимназию, маленький Сергей уже в 6-ом классе начинает давать частные уроки, желая помочь своей семье, испытывавшей после смерти отца проблемы с деньгами. Дальнейшая биография Городецкого Сергея получила свое продолжение в Петербургском университете, где юноша обучался на факультете истории и филологии. В годы студенчества состоялось знакомство юного Городецкого, увлеченно изучавшего историю искусств и лингвистику, с молодым А. Блоком. Именно с ним делился молодой автор своими ранними стихами и первыми живописными работами.

Одна из заслуг — введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910—1920-х годах писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.»



«Что интересного о поэте вы запомнили?»

- Предлагает прослушать стихотворение

«Сейчас вы прослушаете стихотворение. Обращайте внимание, где делаются остановки, какие слова выделены.»


- Словарная работа

«Какие слова вам были не понятны?

КОЛИ – когда, если, в какую пору, в какое время. Коли ты видел его? Вчера.

НЫ́НЧЕ, нареч. (разг.). - Сегодня, теперь. Пр. «Жаль, что нынче погода дурная.»

НОША – груз

КРУЧИНА - глубокая грусть, сильная тоска, печаль.

РОИ́ТЬСЯ - Образовывать рой, скопляться вокруг матки, образуя новый рой (о пчелах или подобных им насекомых; с.-х.). 2. Летать роем.


- Предлагает нескольким ученикам выразительно прочитать текст


- Обсуждение

«О чем говорится в стихотворении? О каких приметах?»


«Какие еще есть зимние приметы об урожае?»



Больше снега — больше хлеба.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Зима без снега, лето без хлеба.

Иней на Николу (19 декабря) — к урожаю на следующий год.

Если перед Николиным днем выпадал иней, можно было ждать хорошего урожая овса.

На Крещенье снег хлопьями — к урожаю, ясный день — к неурожаю.

Ясные дни в Рождественскую неделю к хорошему урожаю.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — это к урожаю.

В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хороший.

В феврале много инея на деревьях — будет много меда.



- Беседа



«Итак, с каким произведением мы познакомились? Что вы запомнили об авторе? Понравилось ли вам это стихотворение? Какие приметы запомнили?»

- Рассматривают страницу учебника







- Слушают рассказ учителя о Городецком, запоминают



























































- Слушают стихотворение







- Отвечают на вопросы учителя; слушают

- Обращают внимание на незнакомые слова из произведения. Предполагают их значение

















- Читают стихотворение, оценивают выразительность чтения





- Слушают учителя, отвечают на вопросы







































- Отвечают на вопросы учителя

Физ.минутка

- Проводит физ.минутку

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

- Повторяют движения за учителем, следуя его указаниям.

«Сегодня на уроке мы будем изучать еще одно стихотворение, но уже другого автора, откройте стр.134



«Прочитайте фамилию автора. Известна ли она вам? По каким произведениям?



- Биографическая справка о Ю.Мориц



Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года в Украинской ССР в городе Киеве в еврейской семье.

С 4 до 8 лет Юнна (1941-45 г) с родителями жила в Челябинске, отец работал на военном заводе. В 4 года она сочинила свое первое стихотворение:

Ослик встал на табуретку.

Ослик съел свою таблетку.

Наконец-то горло

У него продёрло.

Одним из самых любимых занятий в детстве было рисование – Юнна много рисовала с мамой и сестрой, которая во взрослой жизни стала архитектором.

Вот что Юнна Петровна вспоминает про свое детское увлечение: «Рисовать было трудно: не было красок, не было кистей – война. Возьмешь ветку дерева – зарисуешь всю землю. Кусочек мела достанешь – все дворы зарисуешь. В раннем детстве я расписывала стекла с обратной стороны. Мы с мамой иногда продавали их на рынке, чтобы купить стакан перловой крупы, луковицу и полстакана постного масла».

В 1954 году в возрасте 17 лет Юнна оканчивает школу в Киеве, и после поступает на филологический факультет Киевского университета. В этот период стали появляться первые публикации в газетах.

Детские стихи Юнны Петровны — добрые, искренние, ироничные, юмористичные – многие увековечены в мультфильмах («Ёжик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании», «Любимый пони»…).



– Как называется стихотворение?

- Объясните название стихотворения.

– Что такое секрет? (Тайна.) А настоящий секрет? Умеете ли вы хранить секреты?

Вам интересно, каким секретом поделится с нами Юнна Мориц?



- Работа со стихотворением

«Кто же будет героем новых стихотворений?»

Отгадайте загадку:

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос.

Красноносый, краснощёкий –

Наш любимый... (Дед Мороз)

- Предлагает прослушать стихотворение

«Сейчас вы прослушаете стихотворение.»

- Словарная работа

Объясните значение слов и выражений:

Парик – искусственные волосы.

Вздыхает пирог – пирог готов.

К порогу прирос – замер на пороге.

Неуместно – не надо.

Тайну ломать – открывать секрет.

Секрет настоящий – нераскрытая тайна.

Телескоп – прибор дальнего видения.


- Выразительное чтение стихотворения.

«С какой интонацией надо читать стихотворение?»

(Восторженно, потом настороженно, потом весело, таинственно, радостно.)


- Прочитайте, как автор несколькими словами рисует ожидание новогодних чудес.

- Что удивило рассказчика?

- Какие слова показывают, что он растерялся?

-Кто же герой этого стихотворения? (Маленький мальчик.) Как вы догадались?

- Как мальчик узнал правду про Деда Мороза? Обрадовало ли его это открытие?

- Как вы думаете, почему мальчик не раскрыл тайну?








- Слушают рассказ учителя о Мориц, запоминают































- Слушают, отвечают на вопросы учителя.







- Анализируют стихотворение













- Слушаю учителя












- Читают выразительно.






- Отвечают на вопросы по стихотворению.

Подведение итогов

- С какими произведениями мы познакомились?

- Как вы относитесь к новогодним «чудесам»?

- Вместе с учителем поводят итоги урока

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения