СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологшическая карта урока по литерурному чтению

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературное чтение

Учитель Сафонова Т.А.

Класс: 3

Тема: Сравнительный анализ авторской и народной сказки. С. Козлов «Чёрный Омут»



Цель урока:

- продолжать обучать сравнительному анализу авторских и народных произведений.

- развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы

  1. Обучающая - создание условий для самостоятельного «открытия» учащихся новых способов определения авторской и народной сказки

  2. Развивающая - развитие фантазии у детей, умения слушать, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

  3. Воспитательная – побуждать детей к творчеству

Предметные результаты:

- освоение алгоритма определения народных и авторских сказок

Метапредметные результаты:

Р- проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения

П – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

К – уметь слушать и понимать речь друг друга, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Дидактические средства:

Для учителя: ИКТ.

Для обучающихся: тетрадь, учебник, «карта островов».

Личностные результаты: мотивация учебной деятельности. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


Тип урока:    урок открытия нового знания.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1Мотивация к учебной деятельнгости.


- «Верно ли утверждение одного мудреца: «Не для школы, а для жизни мы учимся». (Почему вы так считаете?)

-В кого мы превращаемся на уроке литературного чтения?

-А какое чувство влечёт нас к исследованию?

-Назовите наших помощников.

Итак, вы готовы открывать новые литературные секреты? Тогда вперёд!

Опровергают либо доказывают смысл данного утверждения




В настоящих исследователей. Чувство любопытства.

Дети называют членов МС Консультантов.

Готовы открывать новые секреты.

2. Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


а) скороговорка

«Ехал Грека…..

Грек не растерялся, с раком распрощался и на развилке 3-х дорог из камней слова извлёк.

-А какие бывают загадки?

-Что их объединяет? Различает?


б) рассказать загадку, которую вы сами сочинили

Ваши загадки будут авторские или народные?


Интересно, что ждёт вас впереди?

в) показ отрывка мультфильма (С. Козлов» Ёжик в тумане»)

https://www.youtube.com/watch?v=6jZ2G--y1hw

А кто написал эту сказку? (молодцы! Всем беззвучные аплодисменты)

-Какие произведения С. Козлова вы знаете?

Сегодня мы в гостях у С. Козлова Познакомимся ещё с одной сказкой.

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: «Приходи!»

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Произносят скороговорку, определяют слово Загар-р + ягодки- го -я


Ответы детей.



(спросить5-человек)


Дети делают вывод: сочинили сами, а обучающиеся класса их только узнали.



Смотрят, узнают героев мультфильма, отвечают.


Ответы детей.



3.Выявление места и причины затруднения.


- А что за сказка, мы узнаем на страницах нашего учебника – стр.59



Сможем ли мы доказать, что это сказка авторская? Как?



Тогда определите учебные задачи урока.


А можем ли мы предположить, что в этой сказке есть черты народной сказки?

Ученики читают, определяют название сказки.



Объясняют свой выбор – прочитать и проанализировать.



Дети определяют.


Дети предполагают и доказывают.

4. Построение проекта выхода из затруднения.










-Знаете ли вы, что такое омут?

Как понимаете выражение «чёрный омут»?

-Где можем проверить эту информацию?


Что ещё заметили в записи заголовка?

Возможно, это персонаж сказки?


Чтение сказки учителем (Страшно, я первая вхожу, вы за мной)

-Понравилась сказка? Какие чувства испытали?

- Кто же герой нашего рассказа?

- Что вы о нём узнали? Вы переживали?

-В каких сказках мы переживаем вместе с героем?

Идёт словарная работа (омут-глубокая яма на дне реки или озера(Поэтому вода в этом месте кажется чёрной)

Источник информации –учебник стр. 110.


Слово пишется с большой буквы.


Размышления детей.



Эмоционально настраиваются. (следят и слушают), отвечают на вопросы.

В авторских сказках.

Физминутка

5.Реализация построенного проекта

- Вы готовы войти в сказку?


- Найдите эпизоды встреч зайца с заклятыми врагами. Как он себя вёл?

-Значит, он стал каким? (смелым)

-А чего стал опасаться филин?

-Почему стали опасаться его враги? (обретя смелость, он стал сильнее духом)


- Значит, наш вывод, сделанный ранее, оказался верным?

Чтение сказки по – цепочке.


Выборочное чтение.


Прошёл мимо волка, посвистывая,

Прошёл мимо лисы, не повернув головы,

Не встал, когда к нему подошёл филин.

Дети доказывают.


Дети подтверждают, делают вывод: переживаем вместе с героем только в авторских сказках.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Предлагаю работу в паре

«Одна голова хорошо, а две - лучше»

-Сравним характеры Зайца из русских народных сказок («Заюшкина избушка»)


-Каков заяц из этой сказки? Как жилось ему в начале сказки? Сколько раз автор повторяет слово «боялся»?


-Какой вопрос Заяц задал Чёрному омуту?

-Что ответил омут?

-Как понимаете выражение» Время шуршит»? (уходит)

-Это возможно в русских народных сказках?

-Встречались ли вам размышления о времени в других сказках С.Козлова?

Работа в парах. Дети сравнивают.

Вывод: в народных сказках заяц всего боится (трусишка),герой слабый, но хитрый.





Ответы детей.



Вывод: в авторской сказке заяц наделён способностью думать, рассуждать

В сказке «Правда, мы будем всегда?»


7 Самостоятельная работа.


Отгадывание шифра.

-Отгадав шифр, вы узнаете, кто сыграл в судьбе зайца решающую роль?


-Вернёмся к заголовку, что мы теперь можем сказать про Омут?


Чтение сказки про себя (жужжащее чтение)

Работа в группах.

0тгадывают шифр.



Приходят к выводу: Омут дважды помог зайцу обрести смелость.

Читают сказку про себя.

8.Включение в систему знаний и повторения


-Как ёщё можно доказать, что сказка авторская?


-Эту сказку можно разбить на 3 части (подсказка помощников)


-Какими словами заканчивается 1 часть?


-Как начинается 3 часть?


-Какую русскую народную сказку напоминает вам 2 часть сказки?

-Мы доказали, что сказка авторская? (беззвучные аплодисменты)

Дети доказывают: литературная речь, наличие контекста. (зачитывают)




-Иди и не бойся!



-Пришла осень.


«Колобок».


Да!

Вывод: в основе авторской сказки лежит сюжет народной сказки «Колобок». Видим принцип накопления героев, наличие конфликта, переполоха.

9. Рефлексия.


- А сейчас сюрприз.

Прочитайте личное досье на Сергея Козлова. стр 62

Что ещё нового открыли?

Вы знаете эту песенку? (аудиозапись песенки)»Я на солнышке лежу»


- Черепаха остаётся лежать на солнышке на своём острове, а мы с вами отправимся каждый на свой.




Д.З: Читать сказку по ролям.

Он ещё и поэт, сочиняет песенки.



Дети слушают аудиозапись песенки).


Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей