СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «Л. Н. Толстой рассказ «Акула»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по литературе, проверенная

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «Л. Н. Толстой рассказ «Акула»»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»














УТВЕРЖАЮ ПРОВЕРИЛ

Руководитель практики Учитель начальных классов

________/ Шульга Г. Н ________/Коваленко О. А

«___» ________________ 2021г. «___» ______________ 2021 г.





Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «Л. Н. Толстой рассказ «Акула»»




Подготовила:

студентка Ш-42 группы

Сигида Оксана


Ейск, 2021 г.

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс

Класс: 3

Предмет: Литературное чтение

Тема: Л. Н. Толстой рассказ «Акула»

Цель урока: познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого рассказ «Акула».

Задачи:

Образовательная: сформировать умение понимать авторский замысел и умение устанавливать последовательность событий в тексте;

Развивающая: развивать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное;

Воспитывающая: воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам.

УУД:

Личностные:

1. самоопределение к деятельности; 

2. включенность в учебную деятельность

3. активизация самостоятельности, мотивирование на достижение цели познания;

4. умение оценивать себя на основе критерия успешности;

Регулятивные:

1.Самоконтроль;

2. целеполагание как установка учебной задачи

Коммуникативные:

1. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

2. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

3. Умение слушать и понимать речь других

4. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

1. предметная готовность к предстоящей деятельности

2. структурирование знаний

3. осознанное и произвольное построение речевого высказывания

4. знаково-символическое моделирование

5. анализ материала, выделение главного

6. моделирование, рассуждение, доказательства

7. умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Оборудование: учебник, карточки, доска, книги писателя.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

 Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Алексеевна и сегодня урок литературного чтения, у вас проведу я.

Я очень рада видеть вас на уроке.

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

Книга учит детей

Всем премудростям жизни-

Как быть человеком

И быть нужным Отчизне.

-Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.

-Учащиеся приветствуют учителя;








-Показывают свой настрой на урок;


Л1

Л1 

Р1

П1

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения

-Давайте начнем мы наш урок и вспомним, с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

Молодцы, а теперь давайте дальше вспомним его биографию.

- У вас на столах цифры и слова, ваша задача объяснить какое отношение имеет данный материал к писателю.

5, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна.




Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого.

- Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие, для того чтобы познакомиться с одним из его произведений вам нужно отгадать загадку, а ответ загадки будет являться названием произведения.

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого;




-5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей.

-82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года.

-Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

-Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

-Ясная поляна-место жительства Л. Толстого


-Учащиеся слушают задание;






-Акула;

П2

П3

П4

Построение проекта выхода из затруднений

Молодцы, а теперь сформулируйте тему урока?  

 -Мы,  действительно, будем  сегодня работать с произведением Л. Н. Толстого.

-Будьте внимательны, чтобы курс  был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко  на всем пути следования.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу: "Где смекнет боец, там врагу - конец!"

- Как вы понимаете её смысл?


– Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг?

– Как её можно назвать?

Почему?

Какие произведения читали самостоятельно?

– Произведения, каких жанров писал Л. Н. Толстой?

– О чём пишет этот автор?

-Л. Н. Толстой рассказ «Акула»;








- Когда боец поймет как победить врага, врагу уже будет конец;

- Л.Н. Толстой;

- Авторская;

- Так как автор этих книг – Толстой;

- Учащиеся называют произведения;

- Басни, были, рассказы;

-Пишет рассказы о животных, о

людях, детях, природе.


П2

П3

П4

Реализация построенного проекта, выходя из затруднений

-На уроке окружающий мир мы говорили о морских животных. Что вы знаете об акулах?





Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

-Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

Так давайте же прочтем рассказ, и узнаем какой он. Учащиеся слушают рассказ.


-Акула - страшная хищница моря. Акула-рыба прожорливая и хищная. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой.





-В произведении будет говориться об акуле;


- Нет, нельзя по названию определить каким будет рассказ;

Л1

Л2

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Понравилось вам произведение?

-Было ли вам страшно?

Когда?


-Какие эпизоды запомнились больше всего?


-За кого вы переживали?

-К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?

Почему?



-Назовите героев этого рассказа.

Давайте прочитаем рассказ еще раз.

( Учащиеся читают текст по абзацам )

- Почему капитан разрешил своей команде искупаться?




Как мальчики оказались в открытом море? 


- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец, одного из них , стоял на палубе и ничего не предпринимал?



Как автор описал состояние отца?

Что подтолкнуло артиллериста к решительным действиям? 





-Как действовал артиллерист? 



- Почему все, кто был на палубе, замерли от страха в этот момент?

-Расскажите, как повёл себя отец мальчика после того как выстрелил?

-Почему он так сделал?

- Тогда зачем он принял решение стрелять?

- Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедии удалось избежать?



-Что вы можете сказать об этом человеке? Какой он?


- Скажите, как по вашему, легко ли отцу было принять такое решение?


Действительно, бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может зависеть жизнь другого человека.

- Почему Л. Н. Толстой написал этот рассказ? Что он хотел донести до нас? 


Молодцы, а теперь давайте встанем и немного отдохнем.

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю.
И резвимся на просторе.
Веселее загребай.
И дельфинов догоняй.

-Да, произведение понравилось;

-Было очень страшно;

-Когда ребята не слышали, что им кричали про акулу;

-Больше всего мне запомнился эпизод, когда ребята услышали, что им кричали;

- Переживали за ребят;

-Можно назвать его поучительным;

- Ну потому что ребятам стало тесно купаться в парусе и они решили выплыть из него и не подумав о том, что там могут быть хищные рыбы;

- Матросы, два мальчика, старый артиллерист;



- День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топлёной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары;



- Мальчики первые попрыгали в воду, но им стало тесно в парусе и они вздумали плавать наперегонки в открытом море;

- Его сковал страх и отчаяние за детей, за сына. Мальчики были на волоске от смерти. А акулы, как известно, безжалостны;

- Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей;

-Мальчики снaчaлa не слышали того, что им кричали, и не видели акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услышали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил aртиллеристa;

- Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль;

- Всем было страшно. Ведь снаряд мог попасть в мальчиков;

- Он упал возле пушки и закрыл лицо руками;



- Ему было страшно. Результат не мог предвидеть никто;

- В этой ситуации это всё, что он мог сделать для мальчиков;

- Когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик;

- Сильный духом человек, мужественный, решительный, опытный;

- Нет, но когда он понял что ребята на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности







- Чтобы показать самоотверженность любви родителей к детям. Чтобы ещё раз показать, как переживают родители за нас











-Учащиеся встают и проводиться физминутка;

Л1

Л2

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Присаживайтесь, а теперь давайте проверим, как вы запомнили поэтапно сюжеты рассказа. И так перед вами план рассказа, ваша задача восстановить последовательность частей и подготовить пересказ одной из частей рассказал.

Дети спасены.

Мальчики в открытом море.

Выстрел из пушки.

Купание в парусе.

Появление акулы.

Теперь давайте проверим.

1. Купание в парусе.

2. Мальчики в открытом море.

3. Появление акулы.

4. Выстрел из пушки.

5. Дети спасены.

Учащиеся пересказывают одну из частей рассказа поочередно;

П5

П6

К1

Включение в систему знаний

-Молодцы, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

- Я предлагаю вместе составить синквейн.

1.Написать имя существительное по теме.
2.Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4.Предложение
5.Слово-смысл тем






Акула

Огромная, кровожадная.

Плавает, нападает, поедает.

У акулы острые зубы.

Хищник.

П2

П3

П4




Рефлексия

-Пришло время подвести итог: 

-Как вы относитесь к поступку артиллериста?

-Что его побудило совершить этот поступок?   (Любовь к сыну)

-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. Спасибо за урок, до свидания.


-Учащиеся отвечают на вопросы;

Л4

П7

К2

К3

Домашнее задание

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащимся:

-придумать продолжение рассказа

-нарисовать иллюстрацию

Учащиеся записывают домашнее задание к себе в дневник;

К4







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!