Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении компонентов вычитания.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: учебник Математика, 1 кл., 2 часть, «Школа России», рабочая тетрадь Математика, 1 кл, 2 часть, «Школа России», презентация, карточки для самостоятельной работы.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, смарт-доска, колонки.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник математики, рабочая тетрадь, пенал с канцелярскими принадлежностями. Слайд 1 - Посмотрите на слайд, вы видите высказывание С.В. Ковалевской. «Среди всех наук, открывших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная и самая важная наука – математика.» -Как вы понимаете это высказывания? К чему мы должны стремиться на уроках математики? | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Слушают высказывание. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через устный счёт. Открываем тетрадки, от прошлой работы отступаем 4 клетки вниз, на 5 клетке записываем число, отступаем клетку от числа и записываем «Классная работа». - Сейчас выполним «Минутку чистописания». От записи «Классная работа» отступаем 1 клетку и прописываем цифры 5, 6,7. Расстояние между цифрами – 1 клетка. - Что мы учились делать на прошлом уроке? Слайд 2 На слайде вы видите задачу, давайте решим её, записав краткую запись. «Витя вылепил 3 морковки, а Вова на 2 больше. Сколько морковок вылепил Вова?» - Кто герои этой задачи? - Что известно про Витю? - Что известно про Вову? - Что нужно узнать? Самостоятельно запишите краткую запись, решите задачу и запишите ответ. Слайд 3 Посмотрите на слайд, если у вас всё правильно, то поставьте +. Слайд 4 Ребята обратимся на слайд. Давайте посчитаем примеры. 8 – 2 6 + 3 1 + 7 8 – 4 9 – 3 5 + 4 2 + 6 7 – 3 – На какие группы можно разделить данные выражения? – Как называются числа при сложении? - Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма». 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 6 и 3 это 9 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 5 и 2 это 7 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 1 и 7 это 8 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 2 и 6 это 8 - Что такое 8? 2 и 6? - Можно ли его прочитать, используя эти же термины? | Записывают число и «Классная работа» Выполняют задание «Минутка чистописания» Решали задачи, записывая краткую запись. Витя и Вова У Вити 3 морковки У Вовы на 2 морковки больше, чем у Вити. Сколько морковок вылепил Вова. Решают задачу На примеры с сложением и примеры с вычитанием. 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. Результат вычитания Нет, нельзя. | Решать простые текстовые задачи. | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. | |
3.Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. Слайд 5 -Исходя из вышесказанного как вы думаете какая тема нашего урока? -Давайте сформулируем цель урока. Дополните фразу «Узнать….». | Определяют тему и формулируют цель урока. -«Компоненты вычитания». -Узнать, как называются компоненты вычитания. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по составлению плана урока. Слайд 6,7 -Давайте составим план урока. Пункты плана на слайде перепутаны. Восстановите их последовательность. | Составляют план урока: 1.Узнать, как называются компоненты вычитания. 2.Научиться решать примеры на вычитание, называя компоненты. 3. Решать задачи на вычитание. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. -Давайте же познакомимся с компонентами вычитания. Слайд 8 Перед вами торт. - Из скольких частей он состоит? - Из этого целого торта сколько частей убрали? -Что произошло с тортом? -Он уменьшился, а значит, и число 5 увеличилось или уменьшилось? - Если оно уменьшается, как его можно назвать? -А что мы сделали с одной частью? -Как можно назвать эту часть? -Сколько частей осталось? -Как бы вы назвали это число? Давайте откроем учебник на странице 29. Посмотрите на иллюстрацию. - Сколько было снегирей? - Сколько улетело? - Уменьшаемое 5; вычитаемое 2; разность равна трем. Разность чисел 5 и 2 равна 3. - Так как называется первое число при вычитании? - Как называется второе число при вычитании? - Назовите результат - Прочитайте правило на странице 29. - Какие новые слова вы сейчас узнали? - Давайте выполним 1 задание в учебнике на странице 29. - Чему равно уменьшаемое? - Чему равно вычитаемое? -Что нужно сделать? О дин ученик выполняет у доски, остальные в тетрадке. Внимательно рассмотрите выражения в учебнике задание №4. - Какая закономерность каждого столбика и каким еще одним примером можно добавить каждый столбик. Несколько учеников выполняют у доски, остальные в тетрадке. Слайд 9 - Посмотрите на слайд, если у вас всё правильно, то поставьте +. | 5 1 Он уменьшился Уменьшилось Уменьшаемое Отрезали, убрали, вычли Вычитаемое 4 Разность 5 2 Уменьшаемое Вычитаемое Разность Читают правило Уменьшаемое, вычитаемое, разность. 9 4 Записать разность этих чисел и решить её. Выполняют задание (9-4=5) Выполняют задание Проверяют задание по слайду. | Узнать, как называются числа при вычитании. Выполнять простые вычитания с использованием уменьшаемого и вычитаемого. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; П: делать выводы; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение, показ) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Сейчас посмотрите на 2 задание в учебнике. - Что это? - Прочитайте её. - Что нам известно? - Что нужно узнать? Один ученик записывает краткую запись и решает задачу, остальные записывают в тетрадке. Слайд 10 - Посмотрите на слайд, если у вас все правильно, то поставьте знак +. Посмотрите на задание 3. - Прочитайте задачу. - Что известно? - Что нужно узнать? С амостоятельно решите эту задачу в тетрадке. Слайд 11 - Посмотрите на слайд, если у вас всё правильно, то поставьте +. | Задача Читают задачу Что утром яблок лежал – 6, а вечером их число уменьшилось на 4. Сколько осталось яблок. Читают задачу У Пети было 6 фломастеров, подарил 2 фломастера. Сколько осталось фломастеров. Решают задачу в тетрадке. Проверяют задание | Решать простые текстовые задачи. | К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - На парте у вас лежит карточка с заданием, вам необходимо узнать разность и записать её. Слайд 12 -Проверьте свои работы по эталону на слайде. Если всё верно, поставьте знак «+». Если нет, исправьте ошибки. | Выполняют задания самостоятельной работы. | Выполнять простые вычитания с использованием уменьшаемого и вычитаемого. | П:объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. П: устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. | |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. -Давайте подведём итоги. Что нового узнали сегодня на уроке? -Где нам могут пригодиться полученные знания? Слайд 12 -Достигли ли мы цели? Слайд 13 -Все ли пункты плана выполнили? | Отвечают на обобщающие вопросы. -Да. -Да. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. Слайд 14 -Ребята, оцените свою деятельность на уроке. Дополните фразы на слайде. У меня получилось… Мне было трудно… Было интересно … -Спасибо за урок. До свидания! | Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |