СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике на тему: "Компоненты вычисления"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике на тему: "Компоненты вычисления"»

Конспект учебного занятия

по математике

в 1 классе

Тема: «Компоненты вычитания»

Коноваловой Ксении Евгеньевны






























Новосибирск, 2025




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Коновалова Ксения Евгеньевна

Предмет: математика.

Класс: 1.

Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении компонентов вычитания.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

- узнать, как называются числа при вычитании.

-выполнять простые вычитания с использованием уменьшаемого и вычитаемого.

-решать простые текстовые задачи.

Дидактические:

  1. Формировать представление о том, как называются числа при вычитании.

  2. Формировать умение выполнять простые вычитания с использованием уменьшаемого и вычитаемого; решать простые текстовые задачи.

Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагогического работника формулировать цель;

- делать выводы;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.


Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.




Регулятивные:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:


1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; делать выводы; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.





2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.





3. Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:
- характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;

- работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности.


Воспитательные:
1. Формировать умение характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности.



Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник Математика, 1 кл., 2 часть, «Школа России», рабочая тетрадь Математика, 1 кл, 2 часть, «Школа России», презентация, карточки для самостоятельной работы.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, смарт-доска, колонки.






















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.



- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник математики, рабочая тетрадь, пенал с канцелярскими принадлежностями.


Слайд 1

- Посмотрите на слайд, вы видите высказывание С.В. Ковалевской.

«Среди всех наук, открывших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная и самая важная наука – математика.»


-Как вы понимаете это высказывания?


К чему мы должны стремиться на уроках математики?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.






Слушают высказывание.






Высказывают свое мнение.


Отвечают на вопрос.













К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)



Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через устный счёт.


Открываем тетрадки, от прошлой работы отступаем 4 клетки вниз, на 5 клетке записываем число, отступаем клетку от числа и записываем «Классная работа».

- Сейчас выполним «Минутку чистописания». От записи «Классная работа» отступаем 1 клетку и прописываем цифры 5, 6,7. Расстояние между цифрами – 1 клетка.


- Что мы учились делать на прошлом уроке?


Слайд 2

На слайде вы видите задачу, давайте решим её, записав краткую запись.

«Витя вылепил 3 морковки, а Вова на 2 больше. Сколько морковок вылепил Вова?»


- Кто герои этой задачи?

- Что известно про Витю?

- Что известно про Вову?

- Что нужно узнать?

Самостоятельно запишите краткую запись, решите задачу и запишите ответ.


Слайд 3

Посмотрите на слайд, если у вас всё правильно, то поставьте +.

Слайд 4

Ребята обратимся на слайд.

Давайте посчитаем примеры.

8 – 2

6 + 3

1 + 7

8 – 4

9 – 3

5 + 4

2 + 6

7 – 3

– На какие группы можно разделить данные выражения?

– Как называются числа при сложении?

- Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма». 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 6 и 3 это 9 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 5 и 2 это 7 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 1 и 7 это 8 1слаг.+2слаг. = сумма, сумма 2 и 6 это 8 - Что такое 8? 2 и 6?

- Можно ли его прочитать, используя эти же термины?






Записывают число и «Классная работа»



Выполняют задание «Минутка чистописания»





Решали задачи, записывая краткую запись.



Витя и Вова

У Вити 3 морковки

У Вовы на 2 морковки больше, чем у Вити.

Сколько морковок вылепил Вова.

Решают задачу















На примеры с сложением и примеры с вычитанием.

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

Результат вычитания

Нет, нельзя.


Решать простые текстовые задачи.






К: соблюдать правила ведения диалога.
















Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.














П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.




3.Выявление

места и причины

затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)





Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

Слайд 5


-Исходя из вышесказанного как вы думаете какая тема нашего урока?




-Давайте сформулируем цель урока. Дополните фразу «Узнать….».

Определяют тему и формулируют цель урока.



-«Компоненты вычитания».




-Узнать, как называются компоненты вычитания.


К: соблюдать правила ведения диалога.



П: с помощью педагогического работника формулировать цель.


4. Построение

проекта выхода

из затруднения.


Словесный (беседа)


Организует деятельность по составлению плана урока.

Слайд 6,7

-Давайте составим план урока. Пункты плана на слайде перепутаны. Восстановите их последовательность.

Составляют план урока:

1.Узнать, как называются компоненты вычитания.


2.Научиться решать примеры на вычитание, называя компоненты.


3. Решать задачи на вычитание.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5.Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)


Практический (упражнение)












Организует деятельность по реализации построенного проекта.


-Давайте же познакомимся с компонентами вычитания.

Слайд 8

Перед вами торт.

- Из скольких частей он состоит?

- Из этого целого торта сколько частей убрали?

-Что произошло с тортом?

-Он уменьшился, а значит, и число 5 увеличилось или уменьшилось?

- Если оно уменьшается, как его можно назвать?

-А что мы сделали с одной частью?

-Как можно назвать эту часть?

-Сколько частей осталось?

-Как бы вы назвали это число?


Давайте откроем учебник на странице 29. Посмотрите на иллюстрацию.

- Сколько было снегирей?

- Сколько улетело?

- Уменьшаемое 5; вычитаемое 2; разность равна трем. Разность чисел 5 и 2 равна 3.

- Так как называется первое число при вычитании?

- Как называется второе число при вычитании?

- Назовите результат

- Прочитайте правило на странице 29.

- Какие новые слова вы сейчас узнали?

- Давайте выполним 1 задание в учебнике на странице 29.

- Чему равно уменьшаемое?

- Чему равно вычитаемое?

-Что нужно сделать?

О дин ученик выполняет у доски, остальные в тетрадке.

Внимательно рассмотрите выражения в учебнике задание №4.

- Какая закономерность каждого столбика и каким еще одним примером можно добавить каждый столбик.

Несколько учеников выполняют у доски, остальные в тетрадке.

Слайд 9

- Посмотрите на слайд, если у вас всё правильно, то поставьте +.








5

1


Он уменьшился

Уменьшилось


Уменьшаемое


Отрезали, убрали, вычли

Вычитаемое

4

Разность






5


2






Уменьшаемое



Вычитаемое



Разность










Читают правило




Уменьшаемое, вычитаемое, разность.



9



4


Записать разность этих чисел и решить её.

Выполняют задание (9-4=5)







Выполняют задание

















Проверяют задание по слайду.


Узнать, как называются числа при вычитании.
















































Выполнять простые вычитания с использованием уменьшаемого и вычитаемого.





К: соблюдать правила ведения диалога.
















П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;




П: делать выводы;




















П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;








Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.



















Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение, показ)




Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


- Сейчас посмотрите на 2 задание в учебнике.

- Что это?

- Прочитайте её.

- Что нам известно?

- Что нужно узнать?



Один ученик записывает краткую запись и решает задачу, остальные записывают в тетрадке.

Слайд 10

- Посмотрите на слайд, если у вас все правильно, то поставьте знак +.



Посмотрите на задание 3.

- Прочитайте задачу.

- Что известно?

- Что нужно узнать?

С амостоятельно решите эту задачу в тетрадке.



Слайд 11

- Посмотрите на слайд, если у вас всё правильно, то поставьте +.







Задача

Читают задачу

Что утром яблок лежал – 6, а вечером их число уменьшилось на 4.

Сколько осталось яблок.











Читают задачу

У Пети было 6 фломастеров, подарил 2 фломастера.

Сколько осталось фломастеров.

Решают задачу в тетрадке.







Проверяют задание

Решать простые текстовые задачи.




К: соблюдать правила ведения диалога.







П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.



Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности.


7.Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- На парте у вас лежит карточка с заданием, вам необходимо узнать разность и записать её.


Слайд 12

-Проверьте свои работы по эталону на слайде. Если всё верно, поставьте знак «+». Если нет, исправьте ошибки.

Выполняют задания самостоятельной работы.


























Выполнять простые вычитания с использованием уменьшаемого и вычитаемого.




П:объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.

П: устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.











8.Включение

нового знания в

систему знаний

и повторение.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.


-Давайте подведём итоги. Что нового узнали сегодня на уроке?


-Где нам могут пригодиться полученные знания?

Слайд 12

-Достигли ли мы цели?

Слайд 13

-Все ли пункты плана выполнили?

Отвечают на обобщающие вопросы.







-Да.



-Да.





К: соблюдать правила ведения диалога.

П: делать выводы.



9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)


Организует рефлексию учебной деятельности.

Слайд 14

-Ребята, оцените свою деятельность на уроке. Дополните фразы на слайде.

У меня получилось…

Мне было трудно…

Было интересно …



-Спасибо за урок. До свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке.





К: соблюдать правила ведения диалога.

Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.