Предмет | Математика |
Учитель | Тениева Е.А. |
Тема урока | Свойства сложения и умножения |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Дата урока | |
Цели урока | образовательная – обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения и умножения, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях. развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций. воспитательная – формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.. |
Планируемые результаты | Предметные: Развитие пространственного, логического мышления, творческого потенциала личности. Знать основные свойства сложения и умножения Уметь на практике применять основные свойства сложения и умножения, устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; знать и применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы, верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое, произведение, множитель Личностные: Формирование положительного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию Метапредметные УУД: Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения Познавательные: формировать навыки вычислений с использованием свойств сложения и умножения; формировать умения применять полученные знания при нахождении более сложных сумм и произведений. Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления. |
Методы и формы обучения | Методы: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстративный), проблемный. Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах |
Основные понятия | основные свойства сложения и умножения, сумма, слагаемое, произведение, множитель |
Межпредметные связи | история |
Ресурсы: - основные - дополнительные | ПК, презентация, интерактивная доска Учебник «Математика 5 класс», рабочая тетрадь, http://fgos-matematic.ucoz.ru/bynimovich5/podlogka/9.html |
| |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 – 3 мин) Цели:эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к восприятию учебного материала. | Добрый день, дорогие ребята! “Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку “5”! - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок математики? - Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Я надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Задает вопросы. Обобщает высказывания учащихся. | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы, при необходимости дополняют друг друга. | Личностные:понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Коммуникативные:высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
II. Актуализация знаний Цели: подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Формулирование темы урока и постановка цели. | Посмотрите, пожалуйста, на доску, давайте попробуем решить примеры (на экране обучающимся предлагается решить примеры по действиям слайд 1 и 2. Проверка решений осуществляется с помощью доски.) Но эти примерв можно вычислить и устно, а что для этого нужно сделать? А как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какая будет цель урока? (слайды 3 и 4) | Организует осведомленность и обсуждение. Обобщает высказывания учащихся. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся решить примеры, представленные на слайде | Слушают учителя. Рассуждают, высказывают свое мнение. Формулируют тему и цели урока. Решают примеры, сравнивают полученные результаты, предлагают ответы на поставленные вопросы. . | Познавательные:слушают учителя, извлекая нужную информацию. Коммуникативные:высказывают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, слушают друг друга. Регулятивные:самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения. |
III. Изучение нового материала Цели: изучить свойства сложения и умножения Постановка и решение проблемы. | Используя слайд 5, формулируют переместительный закон сложения (буквенное представление записывают в тетрадь) А теперь давайте сформулируем данный закон для умножения, (обучающиеся предлагают свои варианты формулировки, ) А теперь обратимся к доске слайд 6 . Сравниваем варианты ответа. (буквенное представление записывают в тетрадь) А какой закон вы уже изучали? - сочетательный Используя слайд 7, формулируют сочетательный закон сложения (буквенное представление записывают в тетрадь) А теперь давайте сформулируем данный закон для умножения, (обучающиеся предлагают свои варианты формулировки,) А теперь обратимся к доске слайд 8 . Сравниваем варианты ответа. (буквенное представление записывают в тетрадь) Физкультминутка («Хорошее настроение) | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, показывая слайды, обращая внимание на примеры, помогает сформулировать законы | Слушают учителя. Рассуждают, высказывают свое мнение. Формулируют свойства сложения м умножения, что такое переместительный и сочетательный закон. Обсуждают. Записывают в тетрадь. | Познавательные:слушают учителя извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебника. Анализируют, сравнивают, учатся понимать информацию, делают выводы. Коммуникативные:высказывают собственное мнение; слушают друг друга, задают вопросы, отвечают на вопросы. Личностные:положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
IV. Закрепление нового Цель: закрепить знания по теме. Организовать индивидуальную работу (или работу в группах). Обнаружить и устранить пробелы. Первичное закрепление материала Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | А теперь давайте попробуем применить изученные свойства на практике Используя слайд 9, организуем работу по теме урока. Обучающимся предлагается решить примеры и объяснить выбранный способ решения, указав закон. Используя слайд 10, организуем самостоятельную работу по теме урока. Обучающимся предлагается решить примеры и сравнить свой результат с доской | Организует практическую работу, помогает справиться с заданием обучающимся у которых возникли проблемы | Все учащиеся выполняют практическое задание в тетради, обсуждая и проверяя друг друга в парах (группах). Кто выполнил задание объясняет и показывает выполнение задания | Познавательные:понимать информацию, использовать ее для решения учебных задач, анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные:осуществлять совместную деятельность в парах (группах) с учетом выполнения конкретного задания. Личностные:осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению. |
V. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) Цели: определение степени усвоения темы урока классом. Сделать выводы. Поблагодарить учащихся за работу на уроке. | - Итак, сегодня вы познакомились с законами сложения и умножения. - Для чего нужно уметь применять данные законы? (Чтобы решать проблемы более удобным способом.) - Сформулируйте сочетательный закон сложения? Умножения? - Сформулируйте распределительный закон сложения ? Умножения? - Что на уроке у вас хорошо получалось? Спасибо за работу! | Обеспечивает рефлексивную деятельность учащихся, их оценивания. Учитель выставляет и комментирует отметки. И демонстрирует на экране выводы по теме урока. | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, самоосознают возникшие трудности и способы их преодоления. Делают выводы. | Регулятивные:адекватно оценивать свои достижения, осознать трудности, искать причины их преодоления. Личностные:способность к самооценке своих действий, поступков. |
VII. Домашнее задание (1-2 мин) | Обучающимся предлагается записать д/з П. 4.1. №386 (б), 387 (г-е), 390 (а, б) | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | |