1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
I. Организационный момент Цель – формировать у учащихся правильного отношения к учёбе. | Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука — Это математика! - приветствие - посадка - проверка готовности к уроку | - слушает; - приветствуют учителя - проверяют готовность к уроку | - научатся организовывать свое рабочее место под руководством учителя. |
II. Актуализация знаний Цель – проверить уровень усвоения пройденного материала, корректировать неусвоенный материал | Устный счет Устный счет (На доске записаны примеры.) 6 + 30 28 + 40 30 + 6 40 + 28 36-30 68-40 - Вычислите, покажите ответы с помощью карточек. - Найдите в каждом столбике лишний пример. Обоснуйте свой выбор. - Какой математический закон вы здесь наблюдаете? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменится.) Работа над задачами Подберите выражение к каждой задаче. (Выражения записаны на доске. Задачи читает учитель.) 3 + 6 6*3 6 — 3 (6 — 3) + 6 Саша заплатил за чай 3 руб., а за булочку - 6 руб. Сколько всего денег заплатил Саша? Саша купил 3 булочки по 6 руб. Сколько денег заплатил Саша?. Саша заплатил 3 руб. за чай и 6 руб. за булочку. На сколько булочка дороже чая? Саша заплатил за булочку 6 руб., а за чай - на 3 руб. меньше. Сколько всего денег заплатил Саша? Геометрический материал - Рассмотрите рисунок на полях на с. 56 учебника. - Сколько прямоугольников вы видите? (7.) (Учитель заранее выполняет такой же рисунок на доске. Один ученик выходит к доске и обводит прямоугольники.) - Какие прямоугольники имеют собственное название? (Квадраты.) - Сколько квадратов на рисунке? (5.) (Для индивидуальной работы можно предложить задания из тетради с печатной основой: № 41, 42, 43 (с. 56).) Евглевская, Ходарев, Чусовитина, Шалимова,Попова | - вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, решают примеры; задачки в стихах с объяснением | - научатся рассуждать при решении примеров; задач; оценивать работу одноклассников |
III. Самоопределение к деятельности Цель - учить определять тему и задачи урока | (На доске записаны примеры.) 3*2 5*2 5*3 - Найдите значения произведений, заменив их сложением. - В каждом произведении поменяйте местами множители. - Найдите значения получившихся произведений, заменив умножение сложением. - Сравните между собой пары произведений с одинаковыми множителями. Что вы заметили? (Мы поменяли местами множители, но значения произведений не изменились.) - Вспомните переместительный закон сложения. (Учитель закрепляет на доске карточку.) а + b = b + а - Как вы думаете, существует ли такой закон для действия умножения? (Ответы детей.) - Рассмотрите еще раз пары равенств, сформулируйте этот закон. (Если в произведении поменять местами множители, значение произведения не изменится.) Откройте учебники на с. 56. Прочитайте правило. (Учитель закрепляет на доске карточку.) а* Ь = Ь* а - Что вы можете сказать о наших рассуждениях? - Сформулируйте тему урока. | - находят значение выражений заменяя их сложением; формулируют переместительное свойство сложения, знакомятся с правилом по учебнику, формулируют тему и задачи урока | - научатся формулировать тему и задачи урока |
IV. Работа по теме урока Цель – познакомить с переместительным свойством умножения; развивать внимание, память, логическое мышление | Работа по учебнику № l (с. 56). (Устное выполнение с комментированием по цепочке.) № 2 (с. 56).                - Запишите решение задачи. (5*3 = 15 (к.).) | - отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем, решают примеры с объяснением; делают выводы - работают над задачей: читают, анализируют, составляют краткую запись, составляют алгоритм решения задачи, записывают решение и ответ | - научатся заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; |
V. Физкультминутка | | | |
VI. Закрепление изученного материала Цель – закреплять навыки устных и письменных вычислений | Работа по учебнику №3(с. 56). - Что такое периметр? (Это сумма длин всех сторон.) - Чем отличается квадрат от других фигур? (У него все стороны равны.) - Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон.) - Какова длина стороны квадрата? (25 мм.) - Запишите решение сложением. (25 + 25 + 25 + 25 = 100(мм).) (Один ученик записывает решение на доске.) - Теперь замените сложение умножением. (25 • 4 = 100 (мм).) - Длина сторон квадрата может быть разной. Обозначим ее латинской буквой а. - Какие математические формулы получим? Р = а + а + а + а, Р = а • 4 (Учитель закрепляет на доске плакат.) Р= а • 4 Р=а+а+а+а №5 (с. 56)7 (Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры столбиком. Остальные работают в тетрадях. Проверка.) | - работают по учебнику вспоминают как найти периметр; находят периметр разными способами; выводят формулы нахождения периметра квадрата; - работают по цепочке (решают примеры столбиком), проверяют выполненную работу | - научатся решать геометрические задачи; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; |
VII. Рефлексия Цель – выяснить в какой мере каждый ученик овладел теми УУД, которые формировались на уроке. | («Проверь себя» (учебник, с. 56). Самостоятельное выполнение. Учащиеся записывают только знаки. Проверка в парах по образцу на доске.) - Оцените свою работу на уроке. | - выполняют задание самостоятельно, проверяют, оценивают свою работу | - научатся контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
VIII. Итог урока. | Чем интересен был сегодняшний урок? С каким новым математическим законом мы познакомились на уроке? Периметр какой фигуры научились вычислять умножением? Все ли вам было понятно? Какое задание вам показалось трудным? Кто доволен результатами своей работы? Домашнее задание Учебник: № 7 (с. 56). Тетрадь с печатной основой: № 27-30(с. 52). | - отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем | - научатся заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; использовать переместительное свойство умножения при вычислениях |