1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: Мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | -Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место. – Перед вами на столе чайник, рядом лежит груша, яблоки. Все вдруг замерло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении! Взяв вдохновения аккорд, Художник пишет натюрморт. Он в мир предметов знает ход И нас с собою проведет… Л. Н. Чернова ( Натюрморт) Тема урока: Натюрморт. «Изображение предметного мира» | Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Учащиеся отвечают - Натюрморт. Учащиеся: Натюрморт – это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы | ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем. | Объяснение нового материала. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Последовательность и правила работы над натюрмортом. - Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника. В искусстве жестких правил нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть. Давайте выясним, а какие правила нужно знать при выполнении натюрморта. Учитель: Давайте выделим эти правила. Правила составления натюрморта. 1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов: а) тематически связанных б) абсолютно разных 1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой. 2. В состав натюрморта должны входить предметы: а) одинаковые по форме и величине б) разнообразные по форме и величине 2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету. 3. В состав натюрморта должны входить предметы: а) разнообразные по фактуре и цвету б) одинаковые по фактуре и цвету 3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, но не перегораживать друг друга. 4. Предметы в натюрморте: а) должны составлять единое целое б) должны выстраиваться в одну линию в) могут соприкасаться г) могут полностью загораживать друг друга 4. Предметы в натюрморте должны составлять единое целое. 5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют? 5. В композиции натюрморта должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом. | Работают в группах, отвечают на вопросы по карточкам Подводят итоги. Самостоятельно (с небольшой помощью учителя) формулируют правила построения натюрморта | КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме КУУД: Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Уметь слушать и слышать. Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта |
3.Комплексное применение и систематизация знаний. | Учитель: Перед вами на демонстрационном столе представлены две композиции. Права ли я называя данные постановки натюрмортами? И почему? Каждой группе даются карточки с вопросами. КАРТОЧКА Выберите верный ответ. 1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов: а) тематически связанных б) абсолютно разных 2. В состав натюрморта должны входить предметы: а) одинаковые по форме и величине б) разнообразные по форме и величине 3. В состав натюрморта должны входить предметы: а) разнообразные по фактуре и цвету б) одинаковые по фактуре и цвету 4. Предметы в натюрморте: а) должны составлять единое целое б) должны выстраиваться в одну линию в) могут соприкасаться г) могут полностью загораживать друг друга 5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют | Учащиеся: Конечно, первый – это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается. А второй – это просто одинаковые предметы. (Кто-то не согласен, идет учебная дискуссия). Учащиеся: Какие-то правила, законы. Работают в группах, отвечают на вопросы по карточкам Подводят итоги. Самостоятельно (с небольшой помощью учителя) формулируют правила построения натюрморта | Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицироват |
5.Этап выполнения творческой деятельности учащихся. | Сегодня на уроке мы будете создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов, фруктов и овощей в технике аппликации. Аппликация – знакомая вам техника создания картины (лат. application – прикладывание, присоединение) – способ получения изображения, техника декоративноприкладного искусства. Аппликация – вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. п. Вам нужно составить натюрморт из предложенных вам контуров предметов. ПАМЯТКА 1. Выбрать правильно фон, 2. .Правильно расположить предметы, методом поиска, 3. Обвести предметы на цветную бумагу, если есть необходимость дополнить своими предметами…. 4. Доработать предметы и приклеить, 5. Придумать название натюрморту. | В технике аппликация создают натюрморт, используя готовые шаблоны, дополняют своими предметами. Выполняют работу | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Задача: Организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма | - Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом). - Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь). - Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте. Рефлексия: Соберем яблоки в корзинку - красное яблоко, получилась работа - зеленое яблоко, не все - желтое яблоко, совсем не получилась Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов | Ученики оценивают свои работы. | Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД |