Тема урока | Использование предметов в общении (Общение без слов. Рассказы в картинках) |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Дата урока | 13.09.18 |
Цели урока | а) Привлечение внимания к жестам, позам, сопровождающим общение на уроке; формирование культуры общения; б) обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими выражениями, связанными с поведением на уроке; в) развитие творческих способностей учащихся через использование поз, жестов в качестве средств создания образа; г) развитие наблюдательности, умения понимать поведение животных и их намерения по характерным движениям, позам; д) ориентация на чуткое, дружеское отношение к животным; е) формирование речевых умений описывать животных, их поведение, действия. |
Формы и методы обучения | Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная. |
Основные термины и понятия | Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимика, движения. Речь, фраза, слово. Жесты, мимика, поза, интонация, темп речи. |
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) | Сформировать на конкретнопредметном уровне представление учащихся о процессе, формах и способах общения. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I.Организационный этап. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Дети получают эмоциональный настрой. | Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. |
II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями | — Как вы догадались, что нужно сесть, ведь я молчала? (По движению руки, жесту.) — Догадайтесь без моих слов, с каким настроением я начинаю урок. (Учитель улыбается, и учащиеся определяют его настроение.) — Может быть, вообще можно обходиться на уроке без слов? Как вы думаете? Работа на с. 22. Зачитывание формулировки темы урока, — Будем учиться составлять рассказы в картинках | Ведут дискуссию по решению проблемных вопросов. Высказывают свое мнение. Формулируют тему урока, ставят цель урока. | Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. |
III. Открытие нового (знания, способа действия) | -Составление рассказа в картинках «Тигр и зайцы». По серии рисунков составляется устный рассказ. Предварительно анализируются поза и движения тигра, определяются намерения зверя: высматривает добычу, готовится к прыжку, прыгает. Анализ пластического образа героев сказок, особенностей их поведения, изображённых в иллюстративно-образной форме на рисунке, очень важен для детей, так как впоследствии им легче будет воссоздать эти картины в своём воображении при самостоятельном чтении текста. Обучение рассказыванию в паре: дети делятся на слушателей и рассказчиков, затем они меняются ролями. Логическое упражнение «Животные». — Ребята, посмотрите на условный значок в «Азбуке». Что он обозначает? -Кто назовёт, чьи это маски? (Маски льва, тигра, кота, леопарда.) -Замените обобщающим словом. (Маски животных.) -Но животных много. Случайно ли отобраны именно эти? (Это животные семейства кошачьих.) -«Выбери себе маску животного и изобрази его в движении». маска — это образ животного, и дети должны создать его с помощью жестов, движений, пластических возможностей своего тела. пластические образы — своеобразный язык искусства. Задание «Расскажи и покажи». — Попробуем не только рассказать, но и показать историю про тигра и зайцев. У нас тоже будет рассказ в картинках, т. е. с изображением того, что в нём рассказывается. Кто хочет исполнять роль тигра? А кто — убегающих зайцев? Условие: пользоваться только языком животных. | Делятся своими мнениями. Обобщают, делают выводы. |
физминутка | Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик видимо нашёл, Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать | Выполняют движения | |
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Работа на с. 23. Рассматривание серии рисунков «В птичьей школе» и составление рассказа. - Ребята, а кто такие «насекомые»? Каких насекомых вы знаете? -«Для чего учитель показывал насекомых в птичьей школе и что из этого вышло?» дети передают сюжет. (Учитель показывает ученикам-птенцам насекомых, чтобы они могли сами добывать себе пищу. Учитель даёт ученику лупу (увеличительное стекло), чтобы тот получше рассмотрел бабочку. Но бабочка сквозь увеличительное стекло показалась ученику такой страшной, что тот от страха убежал с урока.) — Как вы догадались о том, что произошло на уроке? Что вам помогло? (Помогло умение понять внутреннее состояние героев рассказа через их внешний вид. У птенца расширенные от страха глаза, раскрыт клюв. Учитель выражает недоумение, непонимание того, что случилось.) Привлечение внимания учащихся к построению текста-повествования. Перед составлением рассказов учитель подчёркивает некоторые моменты. — Художник рассказал историю с помощью рисунков. Свой рассказ он разбил на три части: начало, середину, конец. Запомните, с чего начать рассказ, как продолжить, чем закончить. Это поможет вам не потерять мысль в своём рассказе. Разыгрывание сценки «Случай на уроке». Задание направлено на комплексное использование всех возможных средств (словесных и несловесных) выражения и передачи мыслей, чувств. Обсуждаются возможные слова учителя и ученика, воссоздаётся обстановка урока. | Высказывают свои предложения. Участвуют в обсуждении. | Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. |
Итоги урока Рефлексия | Что вы для себя узнали нового? Где сможете применить новые знания? -В чём испытывали затруднения? Оцените свою работу. Кто доволен своей работой встаньте. У кого все получилось поднимите вверх руки. - Благодарю за урок | Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку. |