— Как вы видите, учитель с учениками в классе решили общаться без слов. Что означает жест ученика у доски? (Не знаю ответа.) А жест учительницы? (Не подсказывать.) Выполняют ли ученики класса это указание учительницы? (Нет. Они с помощью пальцев подсказывают ответ: два, три.) — Какие одинаковые жесты имеют разное значение? (Один ученик двумя пальцами подсказывает ответ к задаче, а другой изображает рожки на голове соседа.) Формулирование правил культуры общения. — Какая из учениц владеет культурой общения и правильно использует жест? (Ученица на первой парте, которая поднимает руку, что означает «Я готова к ответу».) Каким жестам не место на уроке? (Почёсывание головы, изображение рожек, подсказки с помощью пальцев и т.п.) Подведение к выводу: на уроке общение без слов затруднительно. Жесты — это вспомогательное средство общения, так как человек владеет словом, умеет говорить. Рассматривание рисунка «Лесная школа» на с. 19 — Что за ученики сидят за школьными партами? -Кто ведёт урок? Знакомство с новыми фразеологическими выражениями. Значение фразеологических выражений «навострил уши», «клюёт носом», «прячется в кусты» представлено в наглядно-образной форме и раскрывается через анализ поведения зверюшек и птицы: волка, зайца, вороны. Разъясняется смысл этих выражений применительно к поведению людей: внимательно слушает; невнимателен, дремлет; боится ответить, уходит от ответа Чтение и отгадывание загадок по лесной тематике через организацию сотрудничества детей (умеющих и не умеющих читать) в парах. -«Какую из этих загадок изобразил Петрушка?» — Сравните, сколько ножек у гриба. Как это изобразил Петрушка? (Встал на одну ногу, другую поджал.) -Как называется верхняя часть гриба? (Шляпка.) С помощью чего попытался изобразить шляпку гриба Петрушка? (С помощью рук, приставив их к своей шапочке.) — Как можно изобразить рога у оленя? С помощью чего? Что значит «вперевалку бредёт»? Как это показать? Ребята есть виды искусства, где с помощью жестов, мимики и движений тела создаются целые представления без слов. Это пантомима и балет. Чтение с помощью учителя текстового отрывка из песни «Жили у бабуси два весёлых гуся» (с. 20) и исполнение этой песни с изображением поведения гусей: дети вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе. — Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле? (Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх — выражение тревоги, голова спрятана под крыло — нерешительность и т. д.) Проводится лексическая работа: подбираются слова, обозначающие настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый, трусливый, боязливый). — Понимаете ли вы язык животных? Что обозначают их движения и позы? |