СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока по обучению грамоте. тема: " общение без слов. как понять животных?"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обучению грамоте»

Технологическая карта урока

Тема урока

Выявление слов, значение которых требует уточнения (Общение без слов. Как понять животных?)

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дата урока

12.09.18

Цели урока

а) Привлечение внимания к жестам, позам, сопровождающим общение на уроке; формирование культуры общения; б) обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими выражениями, связанными с поведением на уроке; в) развитие творческих способностей учащихся через использование поз, жестов в качестве средств создания образа; г) развитие наблюдательности, умения понимать поведение животных и их намерения по характерным движениям, позам; д) ориентация на чуткое, дружеское отношение к животным; е) формирование речевых умений описывать животных, их поведение, действия.

Формы и методы обучения

Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

Основные термины и понятия

Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимика, движения. Речь, фраза, слово. Жесты, мимика, поза, интонация, темп речи.

Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться)

Сформировать на конкретнопредметном уровне представление учащихся о процессе, формах и способах общения.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный этап.


Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.



Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.


Дети получают эмоциональный настрой.

Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации.

II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями


— Как вы догадались, что нужно сесть, ведь я молчала? (По движению руки, жесту.) — Догадайтесь без моих слов, с каким настроением я начинаю урок. (Учитель улыбается, и учащиеся определяют его настроение.)

— Может быть, вообще можно обходиться на уроке без слов? Как вы думаете?



Работа на с. 18. Зачитывание формулировки темы урока, анализ ситуации, изображённой на рисунке

Ведут дискуссию по решению проблемных вопросов. Высказывают свое мнение.







Формулируют тему урока,

ставят цель урока.

Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.













III. Открытие нового (знания, способа действия)


— Как вы видите, учитель с учениками в классе решили общаться без слов. Что означает жест ученика у доски? (Не знаю ответа.) А жест учительницы? (Не подсказывать.) Выполняют ли ученики класса это указание учительницы? (Нет. Они с помощью пальцев подсказывают ответ: два, три.)

— Какие одинаковые жесты имеют разное значение? (Один ученик двумя пальцами подсказывает ответ к задаче, а другой изображает рожки на голове соседа.)

Формулирование правил культуры общения.

— Какая из учениц владеет культурой общения и правильно использует жест? (Ученица на первой парте, которая поднимает руку, что означает «Я готова к ответу».) Каким жестам не место на уроке? (Почёсывание головы, изображение рожек, подсказки с помощью пальцев и т.п.)

Подведение к выводу: на уроке общение без слов затруднительно. Жесты — это вспомогательное средство общения, так как человек владеет словом, умеет говорить.

Рассматривание рисунка «Лесная школа» на с. 19

— Что за ученики сидят за школьными партами? -Кто ведёт урок?

Знакомство с новыми фразеологическими выражениями. Значение фразеологических выражений «навострил уши», «клюёт носом», «прячется в кусты» представлено в наглядно-образной форме и раскрывается через анализ поведения зверюшек и птицы: волка, зайца, вороны. Разъясняется смысл этих выражений применительно к поведению людей: внимательно слушает; невнимателен, дремлет; боится ответить, уходит от ответа

Чтение и отгадывание загадок по лесной тематике через организацию сотрудничества детей (умеющих и не умеющих читать) в парах.

-«Какую из этих загадок изобразил Петрушка?»

— Сравните, сколько ножек у гриба. Как это изобразил Петрушка? (Встал на одну ногу, другую поджал.)

-Как называется верхняя часть гриба? (Шляпка.) С помощью чего попытался изобразить шляпку гриба Петрушка? (С помощью рук, приставив их к своей шапочке.)

— Как можно изобразить рога у оленя? С помощью чего? Что значит «вперевалку бредёт»? Как это показать?

Ребята есть виды искусства, где с помощью жестов, мимики и движений тела создаются целые представления без слов. Это пантомима и балет.

Чтение с помощью учителя текстового отрывка из песни «Жили у бабуси два весёлых гуся» (с. 20) и исполнение этой песни с изображением поведения гусей: дети вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе.

— Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле? (Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх — выражение тревоги, голова спрятана под крыло — нерешительность и т. д.) Проводится лексическая работа: подбираются слова, обозначающие настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый, трусливый, боязливый).

— Понимаете ли вы язык животных? Что обозначают их движения и позы?

Делятся своими мнениями.









Обобщают, делают выводы.


физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видимо нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать

Выполняют движения


IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным


Работа на с. 21.

-Как понять животных? Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках. Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным.

-Рассказы учащихся о своих домашних животных и о своём отношении к ним.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ёж и заяц». Развитие умения передавать диалог в лицах.

— Есть такое слово «съёжился», которое употребляют и по отношению к человеку, когда он принимает похожую позу. Когда человек съёживается и в каких случаях? (Когда ему холодно, когда он прячется, когда он неправильно сидит за столом, согнув спину.)

— Когда ёжик, спасаясь от врагов, сворачивается … в клубочек? комочек? шарик? прячет … лицо? мордочку? себе … под животик? брюшко?, а кверху выставляет … колючки? иголки? шипы?


Высказывают свои предложения.





Участвуют в обсуждении.







Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

Итоги урока

Рефлексия

Что вы для себя узнали нового?

Где сможете применить новые знания?

-В чём испытывали затруднения?

Оцените свою работу. Кто доволен своей работой встаньте. У кого все получилось поднимите вверх руки.

- Благодарю за урок

Отвечают на вопросы учителя.


Делают самооценку.










Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:  — Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье.  — Правда,- отвечает ёж,- но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же хорошо твоя беленькая шубка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.