1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Создает эмоциональный настрой урока. – Ребята, закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова (звучит спокойная расслабляющая музыка)«Лягте удобно на парту и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее…..Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день». Вот с таким настроением мы и начнем наш урок «Окружающего мира». | Дети закрывают глаза и слушают учителя. | Личностные УУД: создать условия для проявления интереса к новому материалу готовность к обучению. Регулятивные УУД: умение осуществлять личностную рефлексию. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности | - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? Проводится игра «Ромашка» ( На каждом лепестке записан вопрос. Ученики по очереди выходят к доске, читают вопрос, отвечают на него).1.К какой группе относятся растения с мягкими сочными стеблями? Приведи примеры.. 2. Какие растения имеют листья в виде пластинок? Приведи примеры. 3. Эти растения имеют несколько одревесневших стеблей-стволиков. Приведи примеры. 4.У каких растений листья в форме иголок? Приведи примеры. 5.Как называются растения у которых один толстый стебель? Приведи примеры. | -Мы ознакомились с растениями и на какие группы они делятся. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, дополняют ответы других. Делают выводы. | Познавательные УУД: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | На доске анаграммы. (АЦЯЗ,ЛООКС,УЩАК,РАМУВЙЕ).Расшифруйте слова и вы узнаете тему урока. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на стр. 60 учебника. Учитель побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока | Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, соотносят их с задачами в учебнике А.А. Плешакова, делают выводы. | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из анаграммы и делать выводы. Регулятивные УУД: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | -Сформулируйте тему нашего урока? – Поставьте цели и задачи? -Представим себе, что вы исследователи. Вам предстоит исследовать животных и распределить их в группы ? - Кто такие исследователи? -Значит, и мы можем назвать себя исследователями. - Так что же будет предметом нашего исследования? | Какие бывают животные Определяют цели урока: выявить, какие отличия есть у животных. Отвечают с помощью толкового словаря: исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам. - Предметом нашего сегодняшнего исследования будет животные. | Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из текстов и словарей. Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | -Где мы можем взять информацию о животных? -Какие методы сбора информации мы будем использовать? Для исследования мы с вами разделимся на 4 группы. Каждая группа получает карточку 1-я группа - окунь, ерш, кузнечик, карась; 2-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук; 3-я группа - тигр, лиса, гусь, волк; 4-я группа - ласточка, клест, судак, синица. Рассмотрите внимательно изображения и попробуйте назвать эту группу животных. Найдите лишнее. Попробуйте ответить, почему он лишний. Заносим заранее приготовленную таблицу Продолжаем наше исследование и попробуем определить отличительные признаки каждой группы Составляем план исследования: 1.Название группы 2.Сколько ног? 3.Чем покрыто тело? У кита тоже есть плавники. Значит кит- рыба? Нет, кит- не рыба, он своих детенышей кормит молоком. Тогда что является отличительным признаком рыб? Давайте посмотрим в интернете, чем покрыто тело насекомых? А паук? У паука тело тоже покрыто хитином. Но он не паук. Он паукообразное. Почему паук не насекомое? Попробуйте ответить. Тогда что является отличительным признаком насекомых? Что является отличительным признаком зверей? Что является отличительным признаком птиц ? - Прочитайте в учебнике на стр.60 отличительные признаки каждой группы животных. А сейчас попробуйте применить полученные знания. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | - Учебник, энциклопедия, интернет, спросить у учителя или у взрослых. У детей на столах карточки со словами (наблюдать, спросить, посмотреть, выполнить опыты, прочитать, исследовать), они выбирают и крепят на доску. Ответы детей Дети самостоятельно выполняют задание. Находят лишнее. Обьясняют, почему он лишний. На доске записывают в заранее нарисованную таблицу( название группы животных) Отчеты групп 1группа – 1.Рыбы 2.Вместо ног плавники 3.Тело покрыто чешуей. Только то, что тело у рыб покрыто чешуей. Дети заносят это в таблицу. Отчет 2 группы 1.Насекомые 2. 6 лап 3.Тело жесткое ( не знаем ка называется) Ищут в интернете и зачитывают чем покрыто тело насекомых.(Хитин) У паука 8 лап. Дети заносят это в таблицу. У насекомых 6 лап Дети заносят это в таблицу. Отчет 3 группы 1.Звери 2.4 ноги 3.Тело покрыто шерстью. Дети заносят это в таблицу. Отчет 4 группы 1.Птицы 2. 2ноги 3.Тело покрыто перьями Дети заносят это в таблицу. Дети читают и сравнивают материал из учебника со своими полученными исследованиями и делают выводы. Ответы детей | Познавательные УУД: использование различных способов поиска, сбора информации Коммуникативные УУД: использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию; ПознавательныеУУД (тщательное чтение) при работе с карточкой, поиск и выделение нужного слова. Коммуникативные УУД овладение сочетательным диалогом при работе в группах Личностные УУД проявляют познавательный интерес Коммуникативные УУД: умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, умение принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Познавательные УУД: Овладение логическими действиями сравнения, анализа Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Второй вопрос нашего исследования « Какие группы животных еще бывают». Искать информацию на этот вопрос вы будете самостоятельно в группах, и главными вашими помощниками станут: учебник и энциклопедия о животных. 1 группа - земноводные 2 группа- пресмыкающиеся Назовите представителей групп и попробуйте найти ответы на вопросы: Как передвигаются? Чем питаются? Места обитания. Какое значение имеют в жизни человека? | Учащиеся рассаживаются по командам. Обсуждают вопросы и задания. Выступление 1группы Лягушки, жабы Прыжками Мелкими животными На земле и на воде Истребляют вредителей лесов и их используют для опытов Выступление 2группы Змеи, черепахи Ползком, вороча брюхо по земле Мелкими животными На земле и на воде Истребляют вредителей лесов и их яд используют в медицине. | Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами Коммуникативные УУД: понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со сверстниками. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: находят в учебнике необходимую информацию и работают с ней. Овладение логическими действиями сравнения, анализа |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | Организует деятельность по применению новых знаний Выполнение заданий в рабочей тетради Проверьте и оцените свою работу( правильные ответы на экране) | Выполняют самостоятельную работу в рабочей тетради и проверяют ее, сравнивая с образцом ( образец на экране) Самооценка своей работы. | Познавательные УУД Овладение логическими действиями сравнения, анализа ЛичностныеУДД целеустремлённость и настойчивость в достижении цели. Регулятивные УУД координирование своей деятельности, контроль, оценка |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | -Ну, и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи. Игра «Гонка за лидером» начинается! (учитель в быстром темпе читает предложения) 6 лап -____________. Тело покрыто чешуей___________. Способ передвижения земноводных________ Назови представителей группы пресмыкающихся_______ Чем покрыто тело животных__________ Кто это ? Тело покрыто перьями_________ Представителей какой группы используют для опытов?_________ | Дети каждой группы подбирают и показывают подходящие по смыслу слова: насекомые, рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные. | Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: умеют перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и материалы учебника. Личностные УУД: умеют оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания | - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? -Достигли цели? Организует самооценку учебной деятельности. -Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Спишите с доски в дневник домашнее задание. | Какие бывают животные? Выявить, какие отличия есть у глобуса и планеты Земля и чем они похожи. - Да. Учащиеся показывают кружки и записывают домашнее задание. | Личностные УУД: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |