СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Зима в мире растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающий мир УМК "Перспектива", 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Зима в мире растений"»

МОУ СШ № 9, г. Переславль – Залесский, Ярославской области

Технологическая карта урока

Ф.И.О Теплова Галина Леонидовна
Предмет:  окружающий мир, УМК «Перспектива»

Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема

Зима в мире растений.

Цель урока

Обучение способом распознавания растений зимой

Задачи



Обобщить знания о зимних явлениях в неживой природе

Познакомить с особенностями распознавания растений зимой

Познакомить с зимними изменениями в жизни растений.


Обучать работать с информацией, представленной в виде иллюстраций;

Обучать осуществлять поиск информации, необходимый для решения учебной задачи из материалов учебника, собственного жизненного опыта;

Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания; проводить анализ, классификацию, делать необходимые выводы;

Обучать определять и формулировать цель деятельности на уроке;

вовлекать обучающихся в контрольно-оценочную деятельность;

создать условия для развития у обучающихся коммуникативной культуры;


Способствовать развитию умений читательской грамотности: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью;

Способствовать развитию умений естественнонаучной грамотности: применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;

анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.


Вовлечь обучающихся в деятельность по решению проблемной жизненной ситуации с использованием естественнонаучных знаний и умений.


Виды функциональной грамотности, над которыми ведется работа на уроке,
( читательская, математическая, естественнонаучная)

Читательская грамотность

Используемые технологии, приемы и методы работы по формированию функциональной грамотности обучающихся

 Технология проблемного обучения, технология продуктивного чтения.

Групповая форма работы, творческие задания, практическая работа

Технология развития критического мышления ( прием « Ключевые слова»)







Этапы урока

Деятельность учитель

Деятельность учеников

Планируемые результаты




предметные

Личностные и метапредметные

Умения функциональной грамотности

Организационный момент.


-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного.





Актуализация опорных знаний.

-Давайте вспомним,  о каком времени года мы говорили на уроках окружающего мира?

- Я вам предлагаю вспомнить, какие явления в неживой природе можно наблюдать зимой?

Для этого мы поработаем в парах. Возьмите лист с таблицей. Найдите и подчеркните явления. Приступайте к выполнению.

Правила работы в паре вы знаете. Время на выполнения задания 2 минуты.



1) низкое положение солнца над горизонтом;

2) мало тепла;

3) снежный покров

4)водоёмы скованы льдом;

5) замёрзла почва;

6) длинная ночь;

7) оттепель;

8) гололедица;

9) снегопад;

10) метель;

11) изморозь.

12)На деревьях и кустарниках нет листьев

13)Зимой растения покрыты снегом


Проверка по эталону.
- Проверьте работу. Оцените работу в паре. Поднимите руки у кого зеленый кружок, у кого желтый?
- Где допустили ошибку?
У кого красный кружок?

- Почему остались лишние высказывания?
- Почему не выбрали эти два явления?

( растения – это представители живой природы)
- Ребята, где мы можем наблюдать за большим разнообразием растений?
(в лесу)











Самостоятельная работа

в парах





























Сверяют свою работу с эталоном, оценивают работу














Повторяют явления в неживой природе






























Определяют признаки, не принадлежащие к неживой природе, делают вывод.



















Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков.
















Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.





Регулятивные:
контроль в форме сличения с образцом,
коррекция, самооценка.





















Постановка учебной задачи.

Я предлагаю сейчас отправиться в лес с семьей Петровой.
















Актуализация знаний.

формулирование темы урока.




В выходные дни семья Петровых отправилась в лес покататься на лыжах. По одну и другую сторону росли разные деревья. Вдруг Коля остановился у одного дерева и задумался.
_а что это за дерево?
К нему подъехал папа и поинтересовался:
- Что случилось?
А Коля его спросил:
- Что это за дерево?
- Не знаю сын, ответил папа, - сейчас трудно определить.


Чему будем учиться на уроке? (определять деревья, по каким признакам)




- Мы сегодня узнаем, по каким признакам можно определить дерево в зимнее время.
- Где мы можем узнать об этой информации?

















Формулируют тему урока














Регулятивные:
целеполагание.





















Физкультминутка








Открытие нового знания



Я вам предлагаю побыть исследователями, найти информацию в учебнике, по каким признакам можно определить дерево, так же вам могут помочь ваши знания, может быть, вы уже знаете, где то слышали.


Откройте учебники на стр 20


Возьмите простые карандаши. Читая текст учебника, подчеркните слова, обозначающие какой- либо признак дерева.

Проверка. Перечислите признаки.

(Кора).

Учитель вывешивает карточку КОРА

- Какие деревья легче узнать по коре? (Берёзу и осину).

- Ещё, какие признаки вы подчеркнули? (Остатки листьев).

Учитель вывешивает карточку остатки листьев

- На каких деревьях они остаются? (Ответы детей).

- По листьям, какие ещё деревья мы можем узнать? (Ель, сосну, пихту). Какие это деревья? (Хвойные). Почему их так называют? (Вместо листьев у них хвоинки).

- Ещё? (Плоды)

Учитель вывешивает карточку ПЛОДЫ

Что относится к плодам?

- На каких деревьях они остаются? (Рябина, клён, липа, ясень, вяз).

Назовите признаки, по которым можно различить дерево в зимнем лесу.

Сейчас мы должны попробовать эти знания применить.







Работа с учебником, поиск информации










Составляют план определения зимнего дерева












Нахождение признаков различия деревьев





Регулятивные:

- контроль и коррекция.






Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные: поиск и выделение информации.



Познавательные извлечение информации.














Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.






















Первичное закрепление.






































































Игра «Узнай дерево»

- Поработаем в группах. Каждая группа выберет себе название дерева. Познакомится с информацией о нем. Заполните признаки вашего дерева в таблице, соберете дерево и расскажите о нём другим ребятам, чтобы и они смогли узнать его.

- Давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей).

У каждой группы листок с таблицей, иллюстрации деревьев, листы с информацией. Дети записывают признаки на листочки.



Алгоритм работы:

1.Внимательно прочитайте текст

2. Найдите и запишите в таблицу признаки этого растения.

3.Пользуясь таблицей и раздаточным материалом, выберите нужные части и создайте аппликацию с изображением этого дерева

4. Подготовьтесь представить свою работу
( аппликацию и описание)



Название дерева


Кора


ветви


Остатки листьев


Плоды




- Работа закончена. Расскажите о своих деревьях. Прикрепите ваши деревья в наш лес.

Замечательный зимний лес.
Я решила тоже поучаствовать в вашей творческой работе.

Прикрепляю ель и сосну. Кто знает эти деревья? Почему смогли узнать эти деревья?
По каким признакам определили данные деревья?

Кора у сосны в нижней серо-коричневая, с глубокими трещинами, в верхней части – оранжево-красная. Хвоя имеет сизо-зеленый цвет, она достаточно плотная, часто торчащая, изогнутая, собранная в пучки по 2 иголки, длина хвои 4-7 см.

У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны, имеют длину до 3 см. 
Среди хвойных есть исключение.
(показ лиственницы фото)
Кто узнал это дерево?

- Я вам открою секрет. Это лиственница -

хвойное растение семейства сосновых. В отличие от других хвойных растений, лиственница сбрасывает свою хвою ежегодно, одновременно с лиственными породами.



















Работа в группах, читают текст, записывают данные в таблицу, составляют дерево, готовят выступление.









Представляют свои деревья.













Работа в группах





















Работа с информацией












































Применяют полученные правила в групповой работе

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, уже знакомых.


Регулятивные:
оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить.


Личностные: самоопределение, мотивация учения.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы,



- Мы с вами рассмотрели деревья. А какие еще группы растений есть в лесу? ( кустарники и травы) Ребята посмотрите на картинку в учебнике, где они зимуют?

- Давайте приподнимем зимнее “пуховое” одеяло.

- Какие же растения вы видите.
слайд

- Да, это брусника, клюква - это маленькие кустарнички, копытень – как вы думаете, почему этому растению дали такое название? (похоже на копыто животного) и земляника, то травянистые растения. .По каким признакам можно их распознать? ( по плодам и листьям) Как вы думаете, почему эти растения не погибают от морозов?

- Правильно. Снег, как одеяло, укрывает их и не дает им замерзнуть. Их корневая система приспособлена таким образом, что способна подпитывать растения даже зимой. На бруснике и клюкве в разгар зимы можно даже ягоды найти, очень вкусные!
- Я приглашаю вас отправиться на экскурсию в зимний сказочный лес, определите, какие деревья вы увидели.
просмотр с остановками.




Отвечают на вопросы.

























Рассматривают деревья, определяют деревья по изученным признакам.


Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

- оценка и коррекция действий партнера;

- владение монологической и диалогической формами речи.



Итог урока. Рефлексия.

Подведем итог работы. Что помогло вам определить дерево в зимнем лесу?
Когда будете гулять, сможете узнать дерево?


Отвечают на вопросы.


Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с познавательными задачами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!