СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы"»

Технологическая карта урока по русскому языку

Учитель русского языка и литературы: Боганова Наталия Михайловна

Категория: соответствие занимаемой должности.

Класс 6 «А»

Дата (четверть)-15.11.2018, 2 четверть

УМК: Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич – М.: Просвещение, 2015

Тема: Фразеологизмы.

Тип урока: Изучение нового материала


Результаты:

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их роль в тексте.





Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения новых знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.


Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Устойчивый познавательный интерес к русскому языку, патриотизм.

Формулировать собственное мнение,

осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения, работать в группе.

владеть различными

видами аудирования,

осуществлять информационную

переработку текста (план,схема, таблица)

выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,

проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Планирование самостоятельного выполнения заданий,

выбор темпа работы,

умение действовать самостоятельно.





Оборудование:

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Фронтальная, индивидуальная




«…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (Н. В. Гоголь)
- Прочтите высказывание великого русского писателя Н.В. Гоголя, записанное на слайде. Как вы его понимаете? ( Дети высказывают свои мнения)

-Запишите это высказывание каллиграфически без ошибок

Один из моих иностранных друзей решил нарисовать некоторые выражения из русского языка. Помогите мне разобраться, что же художник изобразил?

Задание 1. Демонстрируется презентация «Фразеологизмы» (слайд № 2, 3, 4. Учащимся предлагается отгадать, что изобразил художник) (ответы)

Как называются такие выражения? (фразеологизмы)

- Как вы думаете, почему иностранец не понял о чем шла речь? (фразеологизмы имеют переносное значение)

- Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы» (запись в тетрадь).


Демонстрирует презентацию, задаёт вопросы.

Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Индивидуальная, групповая



- (Для повторения материала по теме используется презентация «Фразеологизмы»)

Слайд 5

То есть фразеология – это наука. А какие еще науки о языке мы знаем?

(лексика, фонетика, синтаксис, морфемика, морфология)

- Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.

- Давайте вспомним, что такое фразеологизм?

Слайд 6.

-Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять?

Слайд 7-8.

- То есть несвободные словосочетания, которые нельзя разорвать, так как при этом они меняют лексическое значение, называют фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, или идиомой. К этой же группе несвободных словосочетаний относятся крылатые слова или афоризмы, пословицы и поговорки.


Огранизует и сопровождает деятельность учащихся, конторолирует правильность выполнения заданий.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над повторением темы

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблеы информации


III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Работа по теме урока

Индивидуальная, групповая


Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую.

Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал задачу).

- Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит?

- Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)

- А скажите, как мог Алеша ломать голову над задачей. Брал и разламывал на части.

- В каком значении употребляются фразеологизмы? (переносном)

-А еще, в каких случаях мы говорим о переносном значении? (метафора, сравнение, гипербола)

- Попробуйте подобрать фразеологизм к его прямому значению, если сможете, то определите с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм.

(Задание № 2)

Слайд 9 Совместная работа

( устная) по слайду № 9.

- Обратите внимание. К некоторым значениям вы подобрали несколько фразеологизмов, то есть получается, они имеют одинаковое лексическое значение. А как называются слова, которые пишутся по- разному, а имеют одно значение. (синонимы).

Например: Подберите синоним к фразеологизму «и след простыл» - «поминай, как звали», «только и видели».

«дать нагоняй» - «намылить голову», «снять стружку», «разделать под орех»

- Попробуйте сами подобрать синонимы к фразеологизмам.

Задание № 3

Слайд 10 Работа в тетради, проверка по слайду.

Задание № 4

Следующее задание. Попробуйте подобрать к фразеологизмам антонимы.

-Что такое антоним? (ответ)

Например: одержать победу – потерпеть поражение.

Войти в доверие – выйти из доверия.

Слайд 11.Попробуйте сами подобрать антонимы к фразеологизмам.


Беседа по вопросам; организует совместную работу.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, делают выводы.









Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Отвечают на вопросы.

Личностные: преобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.


Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

IV. Физминутка


Физминутка

Проводит физминутку.

Учащиеся делают разминку


V.Закрепление знаний

Фронтальная, индивидуальная, групповая








Слайд 12.

-Употребление фразеологизмов придает речи живость и образность. Фразеологизм можно подобрать на все случаи. Отличаются фразеологизмы стилистической окраской.

Например: одним миром мазаны (похожи) – книжн.

Одного поля ягодка - общеупотреб.

Два сапога пара – разговор.

- Фразеологизмы показывают степень интенсивности действия, проявления признака

Например:

Лить слезы

Обливаться слезами

Упопать в слезах

Выплакать все глаза

Каждый последующий синоним называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.

- Попробуйте сами распределить фразеологизмы по степени нарастания признака.

Задание № 5. Выполняется в тетради, проверяем по слайду. № 12)

- Следующее задание, найти фразеологизмы в тексте, выписать и определить их значение.

Задание № 6

(Представляется слайд № 13) Работа в тетради, проверка по слайду.

Беседа по вопросам:

С какими выразительными средствами языка мы сегодня познакомились?

Какие словосочетания называются фразеологизмами?

Как называется раздел науки о языке , который изучает фразеологизмы?

Зачем фразеологизмы употребляются в речи?

Предлагает учащимся выполнить задания

Делают выводы, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.


Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VI. Подведение итогов,

рефлексия

Индивидуальная, групповая






Слайд № 14.

Вопросы:

-Что вы узнали нового?

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Задаёт вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные:

устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали ических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


VII. Домашнее задание





Слайд № 15

Подготовить письменный ответ об одном из предложенных фразеологизмов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!