СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 5 класса по теме «Сложное предложение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 5 класса по теме «Сложное предложение»»

Технологическая карта урока по русскому языку

для учащихся 5 класса по теме «Сложное предложение»

Частикова Виктория Леонидовна,

учитель МОУ «СОШ №15» г.Ухты Республики Коми

УМК «Русский язык. 5 класс» М. М. Разумовской

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Базовый учебник

Русский язык 5 класс под редакцией М. М. Разумовской (апробация обновлённого учебника)

Тема урока

Сложное предложение

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация, проверка, коррекция ЗУН учащихся)

Изучение нового материала

Цель урока:

Задачи:




Создать условия для понимания и усвоения учащимися предметных компетенций по теме:

- знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;

- уметь находить простые предложения в составе сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении, строить схемы предложений;

- решать жизненно-практические задачи, конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без союзов;

- воспитывать внимание к слову, интерес к языковым явлениям; - воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые результаты (личностные; предметные: «знать», «уметь»; метапредметные)

В результате урока ученик должен

• знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;

• уметь находить простые предложения в составе сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении, строить схемы предложений;

• решать жизненно-практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без союзов.

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты: работая с информацией параграфа, учащиеся научатся различать простые и сложные предложения, строить сложные предложения, ставить знаки препинания в СП, работать в парах, рефлексировать, оценивать результат, строить монологический ответ.

Формы работы (фронтальная,индивидуальная,парная,групповая)

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная

Межпредметные связи

Использование приема « Оратор», конструирование текстов, воспитание положительного отношения к знаниям, работа с текстом стихотворения С. А. Есенина

Внутрипредметные связи

Интерес к языковым явлениям, создание текстов с опорой на иллюстрацию

Виды используемых ИКТ

Электронное приложение к учебнику

Материалы и оборудование

УМК под редакцией М. М. Разумовской 5 класс русский язык (обновлённый учебник), электронное приложение к учебнику.









Структура и ход урока


Этапы работы

Содержание этапа


1.


Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая

должна быть достигнута

учащимися на данном этапе

урока ( что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

была эффективной)

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов

организации работы учащихся

на начальном этапе урока,

настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных

особенностей класса, с

которым работает педагог)


Работа в тетради.

Записывается число, классная работа, тема урока « Сложное предложение»

Учащиеся должны знать: тему урока, какие цели преследует урок, какие этапы должны пройти на этом уроке и что должны получить в итоге.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению детей в активное обсуждение; организация их внимания.


Приветствие учащихся. Эмоциональный доброжелательный настрой на работу.


- Прочитайте, что написано на доске:


Русский язык богат и красив.

Русским языком владели самые популярные писатели: Пушкин, Толстой, Достоевский.

- Дайте характеристику этим предложениям: по цели высказывания, интонации, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения.

- Можете ли вы из этих предложений составить одно? Что получится? Какое предложение составили?

- Что изменилось в характеристике этого предложения?

- Как будет звучать тема нашего урока?

Тема урока «Сложное предложение»

II

 Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.






Приём «Оратор».

Выбираем оратора, который докажет важность изучения данной темы.

- Сформулируйте цель нашего урока. Что должны узнать и чему научиться?

1.Узнать структурные отличия между простым и сложным предложением, научиться их различать.

2. Научиться определять количество основ

3. Научиться ставить знак препинания в СП.

4. Научиться составлять сложные предложения

- Убедите своих одноклассников за 30 секунд, что тема урока «Сложное предложение» для нас важна и необходима.

III

 Актуализация знаний.


- Прочитайте:

1) Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах ошибка в словах вызывает ошибку в делах. (Д.Писарев)

2) Мудрые люди обдумывают свои мысли а глупые провозглашают их. (Г.Гейне)

3. Русский язык чрезвычайно богат гибок и живописен (В.Г. Белинский)


- Что вы прочитали?

- Как поняли, что это предложения?

- Что в них общего?

- Чем отличаются?

IV

 Первичное усвоение новых знаний.


Данный этап предполагает:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• изложение основных

положений нового учебного

материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов

изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и

методов организации

индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев

определения уровня внимания

и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Цели учителя:

организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений, постановке знаков препинания между частями сложного предложения.

Цели учащихся:

должны уметь:

– анализировать сложные предложения с точки зрения входящих в него простых предложений;

– ставить знаки препинания;

должны знать:

– определение сложного предложения;

должны владеть:

– способом действия;

– навыками ведения дискуссии.


- Как выявить сложное предложение?

- Чего в них не хватает?

- Расставьте знаки препинания.

- Сделайте вывод.

- Составьте схемы всех предложений.

- Составьте короткий алгоритм:

1 шаг – записываем предложение

2 шаг – выделяем грамматическую основу

3 шаг – определяем количество основ

4 шаг – если больше 1 основы, ставим запятую(-ые)

5 шаг – составляем схему.



Физкультурная минутка

«Варвара»

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена…

А теперь смотрите вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Шея не напряжена, а расслаблена…

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслаблена…


V

 Первичная проверка понимания.


Цели учителя:

  • установление степени усвоения учащимися нового материала, устранение обнаруженных пробелов;

  • развитие навыков по расстановке знаков препинания.

Цели учащихся:

должны уметь:

– работать по способу действия;

должны знать:

– отличия простого предложения от сложного;

должны владеть:

– навыками по расстановке знаков препинания;

– навыками ведения дискуссии, культурой полемической речи.



Работа в парах.

Упражнение 509 (по колонкам).

- Прочитацте задание. Как предлагаете выполнить работу качественно и бысро? (в парах)

-Хорошо. 1 колонка выполняет 1 предложение, 2-ая – второе, 3-я - третье.

- Как предлагаете проверить?(одна пара диктует, остальные проверяют)

- Сделайте выводы:

- Что соединяет союз И в каждом предложении?

- Что необходимо помнить о постановке знаков препинания?


Индивидуальная работа по карточкам, проверка по электронному приложению.


Задремали звёзды золотые (?)

Задрожало зеркало затона(?)

Б резжит свет на заводи речные(?)

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки(?)

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки(?)

И горят серебряные росы.


- Что будете делать? (выделять грамматические основы, расставлять знаки препинания).

- Как предлагаете проверить? (по шаблону на компьютере).

VI

 Первичное закрепление.


Творческая работа по иллюстрации приложения №14

Составить сложные предложения или небольшой текст по фотографии В. Гиппенрейтера « Стволы берёз».

Прослушивание предложений, текстов.

VII

 Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.


Цели учителя:

  • закрепить полученные учащимися знания и навыки;

  • стимулировать развитие творческих способностей.

Цели учащихся:

  • свободно владеть письменной речью;

  • уметь обосновать свою точку зрения с использованием способа действия.

Письменная работа:

Выпишите из любого художественного текста по 5 сложных предложений (с союзами и без союзов). Упражнение 511.

(При оценивании учитываются: свобода владения способом действия, грамотность).

VIII

 Рефлексия.


- Отметьте у себя на линеечках, на каком уровне вам удалось выполнить каждое задание.

- Назовите цель урока.

- Кому удалось ее достичь?

- Кто испытывал трудности? Какие?

- Сделайте вывод.

- На полях карандашом оцените свою работу на уроке.

Благодарю за работу!



Самоанализ урока

1.Тема урока: Сложные предложения.

Урок был проведён по программе М.М. Разумовской «Русский язык».

2. Тип урока: изучене нового материала.

3. Цель урока – создать условия для понимания и усвоения учащимися предметных компетенций по теме:

- знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;

- уметь находить простые предложения в составе сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении, строить схемы предложений;

- решать жизненно-практические задачи, конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без союзов;

- воспитывать внимание к слову, интерес к языковым явлениям; - воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;

- уметь находить простые предложения в составе сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении, строить схемы предложений;

личностные : решать жизненно-практические задачи, конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без союзов.

метапредметные – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

В уроке отражены универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

4.Урок проводится в середине 3 четверти. Это первый по счету урок в теме «Сложные предложения». Усвоению этого материала предшествовало повторение материала о простом предложении, синтаксический разбор простого предложения.

5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. При планировании данного урока учтены возрастные особенности детей и реальные возможности учеников своего класса.

6. Тип урока соответствует его этапам:

I Организационный момент.

II Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

III Актуализация знаний.

IV Первичное усвоение новых знаний.

V Первичная проверка понимания.

VI Первичное закрепление.

VII Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

VIII Рефлексия.


7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулируется следующими технологиями:

  • информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;

  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;

  • игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;

  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, использованы физминутки, работа в парах, когда «слабый» ученик чувствует поддержку товарища, соблюдение временных рамок применения ТСО, учтена дозировка домашнего задания.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий использованы в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводится в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствует эмоциональному подъёму учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!