СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих .

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Способствовать усвоению детьми новой роли мягкого знака как показателя женского рода имён существительных

Задачи

1.Научить учащихся применять правила написания мягкого знака в конце имён существительных женского рода после шипящих в письменной речи. 2. Развивать умения объяснять написание мягкого знака в словах. 3.Воспитывать умения оценивать свои достижения по изученной теме,уважение к мнению других.

Планируемые результаты (предметные)

Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Универсальные учебные действия(метапредметные)

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Оборудование

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2015г, компьютер, проектор, карточки с заданиями для групповой работы, парной, индивидуальной, смайлики.

Методы

Словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический,развития критического мышления, системно – деятельностный



Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

и друг другу помогать!

-Проверьте порядок на столе, всё ли готово к уроку. Начинаем работать. Сегодня на уроке нам предстоит узнать новые сведения об именах существительных.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

  1. 2.Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.


Минутка чистописания

1.«Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою дружу,

На «отлично» напишу!

Прописываем буквы Ш, Щ, Ж, Ч

2. -Какие буквы мы прописали? (шипящие)

-В какой части слова они могут встречаться?

- Назовите буквы, которые не обозначают звуков?

-Какие части речи вызнаете?

-Что можно определить у имен существительных? (ответы детей)

3.Работа в парах:

1 вариант диктует 2 варианту существительные женского рода.

2 вариант диктует 1 варианту существительные мужского рода.

Выпишем на доску существительные с шипящими звуками на конце.

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученного материала.

Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.

Работают с информацией, на слух определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, классифицируют имена существительные по родам.


Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.











  1. Постановка учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока.

Пейзаж, луч,помощь, мяч, мышь, рожь, малыш, меч,ключ,вещь.

-Прочитайте слова.

- К какой части речи относятся слова?

-Что общего в этих словах? (заканчиваются на шипящий звук)

- В чём отличие? (не у всех пишется)

- В чём нам предстоит разобраться? (когда нужно писать Ь)

-Сформулируйте тему и цель урока.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

  1. Решение проблемной ситуации.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знак после шипящего звука на конце имени существительного.




























Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

1)Работа в группах

-А сейчас поработаем в группах. Задание: У каждой группы 2 строчки знакомых вам пословиц. Нужно восстановитьпословицу, вставить в слова Ь)

Проверим вашу работу. (Учащиеся вывешивают листы на доску, аргументируют свой ответ.

1.Сытый голодному не товарищ. Будет день – будет и ночь.

2.Всякая вещь хороша на своём месте. Здоровому врач не нужен.

3.Как в мае дождь – так и будет рожь. Даст небо дождь, а земля рожь.

4.Ложь человека не красит. Летом свет во всю ночь.)

- Что заметили?

- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем?

-Какую работу выполняет мягкий знак?

- Сравним с правилом в учебнике. стр.31

2)Работа в парах

-Сформулируйте ещё раз правило друг другу.

-На что указывает ь?

Физминутка

-Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова.

Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.

Ёрш, скрипач, ландыш, обруч, вещь, мелочь, лещ,

полночь, экипаж.

Руки вверх и сразу вниз,

И за парту вновь садись.

3)Составление алгоритма

- А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой.

-Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет?

Алгоритм

  1. Слышу шипящий на конце слов: Ш, Щ, Ч , Ж?

Нет Да

2. Это существительное?

Нет Да

3 . Определяю род.

Ж.род М.род
(она) (он)
Пишу Ь не пишу Ь


  1. Определить род имени существительного.

  2. Вспомнить правило.

  3. Записать слово, опираясь на правило.

  4. Выделить орфограмму.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.















Организует отдых.










Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.

Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.














Выполняют упражнения.










Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

















Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи.

  1. Первичное закрепление.

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке.

Решение орфографической задачи.

калач… ?

речь… ?

-Как будете решать орфографическую задачу? (по алгоритму)

-Прочитаем памятку.

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова-

Нет знака никакого!

Я показываю картинки вы записываете в 2 столбика.(Слова:брошь, ёж, плащ, мышь,

камыш,ночь, нож,печь )

- Какая орфограмма во всех словах?

-Запишем слова, объясняя правила правописания.

Гимнастика для глаз:

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

Проверяет понимание способа действия.

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

  1. Самостоятельная работа.

Цель: Проверить навык усвоения новых знаний.

1)Хотите узнать почему мягкий знак пишется только на конце имён существительных женского рода? Тогда слушайте сказку «Мягкий знак ищет слова»(рассказывает подготовленный ученик)

Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода, которые оканчиваются на шипящий. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело - смягчаться. Они - воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.

Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода, которые тоже оканчиваются на шипящий. Идёт и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе. Мягкий Знак был им так благодарен, что с тех пор всегда пишется в именах существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий.Захотелось как-то Мягкому знаку найти себе друга. Пошел он по тропинке и встретил ежа.

- Давай дружить, - предложил Мягкий знак.Но еж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок. Обиделся Мягкий знак и ушел от ежа. Идет и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий знак и оставила у себя жить. Мягкий знак был так ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться с существительными женского рода, которые оканчиваются на шипящий.

-Почему нож, плащ, шалаш не пустили ь?-А почему существительные рожь и мышь оставили его у себя?

-А почему Ёж не захотел дружить с Мягким знаком?

-А кто главный герой этой сказки?Давайте составим Синквейн. Сочинение Синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.



2) Сейчас будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности.

1 уровень: придумать и записать 2 предложения со словами на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы.

2 уровень: Придумать и записать небольшой текст по иллюстрации, используя слова на изученную орфограмму. Выделить все орфограммы.(взаимопроверка)

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся.

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Осуществлять самоконтроль.

  1. Итог урока, рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.












8. Домашнее задание.

- Какова была цель нашего урока?(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)- Достигли ли мы этой цели?-Какие открытия мы с вами сделали?(познакомились с новой орфограммой,научились писать слова с этой орфограммой, составили алгоритм,узнали о новой работе мягкого знака.)

  • Что было легко?

  • Что было трудно?-

  • Что понравилось?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью смайликов.

- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки...


стр.31 , упр. 54 .

-На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.

Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей.

Подводят итог под руководством учителя.

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.




Дополнительно на карточках для сильных учеников:

Задание: вставь в предложения слова с изученной орфограммой, объясни правописание этих слов.

Охотник ночевал в домике лесника. В (…) он услышал жалобный (…).Он накинул (…) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая (…). И снова повторился (…).Охотник понял, что это кричит (…).

Слова: полночь, плач, плащ, мышь, сыч