СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Тема: Буквы о – ё после шипящих и ц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока открытия новых знаний по теме: "Буквы 0-Ё после шипящих и Ц"

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Тема: Буквы о – ё после шипящих и ц»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ


Ф.И.О. участника: Синофеева Лариса Анатольевна

Тема урока: Буквы о – ё после шипящих и ц

Класс: 4 В

Цель урока: Организация деятельности обучающихся, направленной на формирование умения правильного написания букв о – е после шипящих и ц в разных частях слова

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Формировать умение обосновывать выбор гласных о – ё после шипящих и ц через изучение правила

  2. Формировать умение опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе

правильного написания слова

  1. Формировать умение



Развивающие:

  1. Способствовать развитию связной устной и письменной речи через ответы на вопросы учителя

  2. Способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления через выполнение упражнений

  3. Способствовать развитию орфографической зоркости через выполнение упражнений



Воспитательные:

  1. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности с помощью вступительного слова

  2. Формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность с помощью работы в тетрадях

  3. Воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу через работу в парах










ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке.

Словесный, беседа

Приветствует обучающихся

-Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Анатольевна, я очень рада приветствовать вас на уроке русского языка, желаю всем успехов и интересной работы.

-Откройте свои тетради, запишите показ, число и классная работа.

(Показы букв ж, ч, ш, щ

Четвёртое октября.

Классная работа.)

Приветствуют учителя

Ф

ТСО( компьютер, проектор), презентация к уроку русского языка



Р. организует свое рабочее место

Принимает образ «хорошего ученика

Постановка учебной задачи

  1. Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий).

Словесный, беседа

-Обратите внимание на доску. Прочитайте скороговорки


-У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше.

-Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ….

-В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж….

Волки рыщ…т, пищ… ищ…т.


-Давайте вместе вставим пропущенные буквы в словах.


- Какие звуки чаще в этих скороговорках встречаются чаще всего? 

- Предлагаю прочитать эту скороговорку:


Поезд мчится скрежеща:

же, че, ша, ща; же, че, ша, ща.


-Что увидели?


-Назовите шипящие. 

- Какими буквами обозначаются шипящие?

- Какие правила, связанные с шипящими согласными вы помните?

-Верно, вы вспомнили правила правописания шипящих звуков с гласными звуками и, а, у, а попробуйте вспомнить ещё одно правило?

-Молодцы! (Не смогли)

-Чтобы вспомнить ещё одно правило, предлагаю выполнить следующее задание. Вставьте пропущенные буквы в данные слова и запишите их: ж…знь, уч…стие, щ…ка, зайч…нок, мыш…онок, щ…тка, ж…сткий.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Каким правилом вы пользовались, вставляя буквы в слова: жизнь, участие, щука?

-А как вы определяли, какие буквы нужно вставить в слова: зайчонок, мышонок, щётка и жёсткий?

Где стоят гласные? (После шипящих)


Организует деятельность по формулированию темы урока

-Вы уже догадываетесь, какой будет тема нашего урока?

-Какую цель на урок вы можете поставить?

-Попробуйте самостоятельно составить план урока, то чем мы будем заниматься, с помощью данной подсказки:

Вспомним…


Потренируемся…


Проверим…

Читают скороговорки








-У Саши, скажи, тащу, дотащу, выпущу, живом, жили, ежи, ужи, рыщут, пищу, ищут.

-Шипящие ж ш ч щ.


Читают скороговорку





-Все шипящие звуки есть в этой скороговорке

-[ж], [ш], [ч’], [щ’]

-Ж,ш,ч,щ


-Жи-ши, ча-ща, чу-щу

Ответы обучающихся
















-О, ё после шипящих..


-Учиться правильно писать слова с о, ё после шипящих и ц




-Правило правописания гласных о-ё после шипящих и ц

-Применять правило, выполняя задания

-Умение писать без ошибок слова с этой орфограммой

Ф













И









Ф















Ф

ТСО( компьютер, проектор), презентация к уроку русского языка

Осуществляют причины успеха\неуспеха


Называет признаки






П. обобщает знания




Р. осуществляет итоговый и пошаговый контроль.

Называет признаки

Учебное действие

  1. «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание).

  2. Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения.

Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий.

Словесный, беседа








Практический: выполнение упражнения

-Обратите внимание на эти слова:


Чёрный – чернеть               крыжовник

Жёлтый – желтеть             шорты

Шёл – вышел                       шорох

Жёлуди – желудей капюшон


- Можете ли вы вспомнить (определить) правило выбора буквы о или ё?

- Какой буквой обозначен звук [о] в словах первого столбика?

-  Что происходит с буквой ё во-вторых словах первого столбика?

- Попробуйте подобрать к словам второго столбика такие родственные слова или формы слов, чтобы в их написании появилась буква е. 

-Можно ли это сделать?

- Попробуйте сформулировать правило написания букв о и ё в корне после шипящих.

-Обратите внимание на первый пункт в данной теме. Какой вопрос вам задают?



-Как вы считаете?

Организует парную работу

Напомните пожалуйста правила работы в парах?

-Обратимся к группам слов внизу страницы. Предлагаю данное задание вам выполнить в парах.

-Вам даны строчки слов. Нужно, прочитав каждое слово в строчке увидеть орфограмму, которую мы сегодня изучаем и определить, в какой части слова она находится.?????


Отвечают на вопросы учителя








(Предположение правила)


-Ё


-Вместо ё появляется е


-Нет




Высказывают мнения



-Зависит ли выбор буквы о или ё после шипящих и ц от того, в какой части слова находится эта орфограмма?

Высказывают предположения

Выполняют задание в парах

Ф

















Ф







П

ТСО( компьютер, проектор), презентация к уроку русского языка

Осуществляют причины успеха\неуспеха



К. допускает возможность существования у людей различных точек зрения



П. владеет рядом общих приёмов решения учебных задач

Р. осуществляет целеполагание


Действие контроля и самоконтроля

Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону.

Практический: выполнение упражнения


ИКТ

-Обратимся к упражнению 2. Выполним его в тетради. По заданию вам нужно списать слова, заменяя в них транскрипцию буквенной записью. Слова шёпот и зайчонок уже разобраны в образце, поэтому начнём со слова шёлк.

(Работа цепочкой)




Дифференцированная работа:

1)Карточки с заданием вставить пропущенные буквы (о или ё) и распределить слова по трём колонкам: орфограмма в корне, орфограмма в суффиксе, орфограмма в окончании

2)Карточки с заданием вставить попущенные буквы (о или ё)


Интерактивное задание:

-Чтобы закрепить сегодняшнюю тему, предлагаю выполнить интерактивное задание. Напомните пожалуйста правила работы с интерактивной доской?

-Во всплывающих словах нам нужно будет правильно определить и вставить букву.

-

Ф









И







Ф

ТСО( компьютер, проектор), презентация к уроку русского языка

Осуществляют причины успеха\неуспеха

Определяет грамматические признаки.

П. преобразует информацию в несплошной текст


П. строит сообщения в устной форме



К. допускает возможность существования у людей различных точек зрения











Понимает причины успеха\неуспеха

Действие оценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке.

Словесный, беседа

Подводит совместно с обучающимися итог урока

Понравился ли вам урок?
- Чему научились?
- Какое у вас было настроение на протяжении урока?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Можете ли вы объяснить, почему?
- Если вспомнить ответы ваших одноклассников, кому бы вы поставили за урок “5”? “4”?
- Кому бы посоветовали выучить правило?


Домашнее задание:

Составить карточку из 10 слов с пропусками для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма “Гласные О, Ё  после шипящих и Ц”

Подводят итоги урока

Ф

ТСО( компьютер, проектор), презентация к уроку русского языка


Определяет грамматические признаки


Р. принимает и сохраняет учебную задачу;

Понимает причины успеха\неуспеха




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!