СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку " Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку " Местоимение как часть речи"»

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»


Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Цели урока:

1.Деятельностная: формирование умения определять в речи местоимения.

2.Предметно-дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала по теме «Местоимение как часть речи», применении их в знакомой и новой учебных ситуациях.


Задачи:

Образовательные: подвести обучающихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «местоимение»; формировать умения подбирать местоимения к существительным, находить местоимения в тексте.

Развивающие: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности; развивать устную и письменную речь обучающихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание положительного отношения к труду.

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные:


  • проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

  • проявление положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;

  • оценивать учебную деятельность, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.


  1. Метапредметные:


Регулятивные

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свою деятельность на уроке;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные:

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • строить высказывания в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


Коммуникативные:

  • проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • формулировать собственное мнение;

  • учитывать различные мнения и интересы;

  • адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  1. Предметные:

  • распознавать местоимение среди других частей речи;

  • употреблять местоимения в речи;

  • редактировать текст, используя местоимение;

  • устранять повторы слов в предложении, используя местоимение.

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: «открытие» нового знания

  2. По способу организации: урок-исследование

  3. По ведущему методу обучения: проблемный

Методы обучения:

  1. Словесный (беседа, диалог в паре, обсуждение в группе)

  2. Наглядный (учебник, карточки, задания на слайдах)

  3. Проблемно-поисковый


Средства обучения: учебник: Русский язык 3 класс Часть 2, проектор, компьютер, карточки, блокноты для записей















Ход урока:



Этапы

урока

Методы обучения

Учебно-познавательная часть урока






Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.


1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


































По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (упражнение «Барометр настроения»).


Я всех вас очень рада видеть. Мне очень хочется узнать ваше настроение в начале урока. А поможет в этом наша правая рука. Послушайте внимательно.

Если ваше настроение отличное, и вы с нетерпением ждете урока, то вы поднимаете руку к потолку.

Если вы сегодня не выспались, но тоже ждете с нетерпением урока – поднимаем руку горизонтально.

Если у вас плохое настроение, и вы переживаете, то оставляете руку в самом низу.

А теперь закрываем глаза.

-Покажите ваше настроение.

-Открываем глаза.

Замечательно, настроение у всех отличное. Ребята, поделитесь своим хорошим настроением, подарите друг другу свои улыбки

Давайте будем работать дружно, активно, помогать друг другу. Все у нас получится. Тихонечко присаживайтесь.

-Сегодня у нас необычный урок-урок расследование. Кто занимается расследованием? (…)

-Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. А еще детективы занимаются поиском и наблюдениями.  Какими качествами он должен обладать, чтобы успешно провести расследование? (быть внимательным, умным, наблюдательным)

А как вы думаете, нужно уметь слушать и слышать?

Я надеюсь, что все эти качества вы сегодня проявите на уроке.


И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться «Детективное агентство».

Знакомятся с учителем, слушают.

По команде передвижением руки обучающиеся выразят своё настроение.

Приветствуют друг друга, гостей.

Регулятивные:

настраивать себя на продуктивную работу;

планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

установление связи между участниками, как объектами коммуникации;

развиваем умение слушать и понимать других.















Самооценка





















2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа)

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся:

продуктивный (поиск решения проблемы), частично-поисковый.

В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Морфология».

А что это за страна такая? Кто в ней живет? (Части речи)

«Дорогие детективы, в нашей стране живёт самостоятельная часть речи. Это самый таинственный и загадочный житель нашей страны. Она тесно дружит с именем существительным и всегда готова прийти к нему на помощь. И совершенно непонятным образом эта необходимая в русском языке часть речи исчезла бесследно. Помогите вернуть ее.

Ребята, что мы как настоящие детективы должны сделать? Поможем? Срочно отправляемся на место преступления.


По стране она гуляла

И за всеми наблюдала

Вдруг увидела ее

Утащила далеко.


-Уважаемые детективы, известно ли, кто именно похитил эту часть речи? (нет)

На месте преступления было обнаружено важное вещественное доказательство (Слайд с изображением шляпы)

- А теперь предположите, кто это мог быть? (волшебница, колдунья, ведьма)

- А на самом деле это была злая волшебница Безграмотность.

- Скажите, ,пожалуйста, выделенное слово употреблено вместо какой части речи? (Вместо имени существительного)

Молодцы, правильно, Вместо Имени

Догадайтесь, как же зовут пропавшую часть речи. (Местоимение)

Итак, предположите тему урока.

Совершенно верно, а я уточню «Местоимение как часть речи»

Какие поставим цели урока? Продолжите предложения:

На уроке мы познакомимся

На уроке мы будем учиться распознавать и использовать

Молодцы, вы поставили точные цели, и я уверена, что вы окажетесь замечательными детективами и проведете качественное расследование.

Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Открываем блокноты, записываем число, классная работа.

Чтобы найти пропавшую часть речи, необходимо составить фоторобот, т.е. портрет пропавшего, собранный из отдельных частей. Итак, напомните, а какую часть речи мы ищем? Заполним первую часть фоторобота.

Отвечают на вопросы, определяют тему

и цели урока.


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

воспроизведение информации необходимой для решения учебной задачи.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


































Оценка учителем умения обучающихся ставить цели.

3.Этап выявления места и причины затруднения.



По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (игра).

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Для того, чтобы заполнить следующую часть фотороботы проведем такую работу. Встали. Повернитесь друг к другу. (Игра «Молчанка») Покажите жестами «Он», ты, я, оно, вы, они, мы, она.

Вы называли предметы? (нет)

А что делали? (Указывали). 

Значит, местоимение не называет предметы, а указывают на них.

Заполним следующую часть фоторобота.

Давайте повторим, какие местоимения вы услышали?

Вы все справились с заданием, поэтому поставьте плюс в графу «Молчанка».


Воспринимают на слух информацию, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, делают выводы.

Познавательные:

использование имеющихся знаний, их структурирование.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Оценка учителя.

4.Построение проекта выхода из затруднения.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (упражнение).

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Сейчас нам предстоит провести следственный эксперимент. Прочитайте текст.

Какая речевая ошибка допущена при составлении текста? Как ее можно исправить?

Работать будем в парах. Замените, где необходимо, имена существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

1ряд работает с первыми двумя предложениями, 2 ряд – со второй парой предложений. И третий ряд работает с последней парой предложений.

Приступаем к работе.

Проверьте работу по эталону.

Вместо какой части речи вы употребили местоимение? (имя существительное)

Для чего мы это сделали? (Чтобы избежать повторов, сделать нашу речь грамотной и красивой)

В ходе следственного эксперимента мы установили, что местоимение употребляется вместо какой части речи?

Если местоимения заменили имена существительные, тогда на какие вопросы они отвечают?

И теперь мы можем заполнить последнюю часть фоторобота.

Воспринимают на слух информацию, читают, , выполняют упражнение, отвечают на вопросы, анализируют, формулируют выводы, оценивают свою работу.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания;

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции.

принимают и сохраняют учебную задачу;

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Самооценка

5. Реализация построенного

проекта.

По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный, наглядный и практический

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики.

Загляните под свои стулья. Посмотрите, что у вас есть. Это очень важные улики. Возьмите их. Кому из вас достались цветные карточки, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы будете ответственными за сбор улик на этом этапе.

Выходите к доске.

Ребята, у нас есть 4 местоимения. А у всех остальных карточки белого цвета. На них написаны имена существительные. Подумайте, к какому местоимению вы должны отправиться. Затем найдите свое место. А вы, ребята, встречайте гостей. И смотрите к вам ли эти гости или случайно заблудились.

Прошу вас разойдитесь по своим местам. Смелее.

Встречайте гостей, ребята. Проверяйте.

Выполняют задания учителя, анализируют, устанавливают связь имен существительных с местоимениями.


Познавательные:

использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, осуществляют синтез, делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные:

удержание целей

деятельности до

получения её

результата, коррекция,

самооценка.

Личностные:

проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач;

высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Проверять будем следующим образом. Когда участники группы читают слово, остальные слушают. Если его можно заменить этим местоимением, то хлопаем один раз. Если нельзя – топаем.

Выполняют задания учителя,

воспринимают на слух информацию

анализируют, осуществляют взаимопроверку.

Познавательные:

использование имеющихся знаний,

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,

Оценка учителем.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический

По характеру деятельности обучающихся: частично-поисковый.

Мы продолжаем наше расследование. Посмотрите, ребята, на столах у вас конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с этим заданием, то верну братьев на место. Безграмотность».

Задание следующее. Необходимо исправить ошибки, допущенные волшебницей Безграмотностью.

Светит солнце. Она согревает все вокруг. Мальчики бегают с мячом. Вы играют в футбол. А он умеешь играть в футбол?

Поменяйтесь блокнотами, проверьте работу своего товарища по эталону. Поставьте знак плюс, если вы все задание выполнили верно.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание по карточкам. Применяют полученные сведения на практике.

Познавательные:

формирование интереса к данной теме; использование имеющихся знаний; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

удержание целей

деятельности до

получения её

результата, коррекция,

самооценка;

контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные :

оценивать свои успехи в освоении темы.

Взаимооценка




















8.Этап включения в систему знаний и повторения.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический

По характеру взаимной деятельности обучающихся: частично-поисковый.

Ну а теперь, вам, уже опытным детективам, предстоит провести экспертизу, т.е. исследование важного документа. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Составьте поговорки. Определите в них действующее лицо. Образец. Пока дышу – надеюсь. (я)

1 гр. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2 гр. Кончил дело, гуляй смело.

3 гр. Живите душа в душу.

4.гр. С кем побранюсь, с тем и помирюсь

- О чем эти пословицы? (о труде, о дружбе)

- К чему они призывают? (быть трудолюбивыми дружными)

И благодаря вашему трудолюбию все материалы дела о пропавшей части речи изучены, составлен портрет местоимения. Мы общими усилиями победили злую волшебницу Безграмотность. Не зря башкирская пословица гласит: сильный победит одного, умный тысячу.

Составляют пословицы и поговорки в группах, анализируют, находят действующее лицо.

Познавательные:

конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике; осуществляют синтез, составляют целое из частей.

Регулятивные:

удержание целей

деятельности до

получения её

результата, коррекция,

самооценка;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Коммуникативные:

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками; уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оценка учителем

9. Рефлексия учебной деятельности.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа).

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Давайте вернемся к началу урока и вспомним, как проходило наше расследование

1. Как первая картинка связана с уроком? (Мы начали урок с улыбки)

- Так мы настроились на предстоящую работу

2. (Получили письмо от жителей страны Морфология.)

- Мы назвали тему урока и поставили цели.

3. С чего мы начали работу в блокноте? (С составления фоторобота.)

-Написали название пропавшей части речи.

4. (Поиграли в игру «Молчанка».)

-Тем самым узнали, какую роль местоимение выполняет в речи. Какую? ( Местоимение не называет предметы, а указывают на них.)

5. Провели следственный эксперимент (заменяли повторяющиеся имена существительные местоимением)

-Мы установили, что местоимение употребляется… (вместо имени существительного.)

6. (Нашли улики.)

-Потренировались подбирать существительное к местоимению.

7.( Находили ошибки в тексте).

- Тем самым показали, как мы умеем употреблять местоимение.

8. (Составили пословицы и поговорки.)

Потренировались определять действующее лицо в них.

9.( Составили фоторобот)

- Проведя такое серьезное расследование, помогли вернуть местоимение в страну Морфологию.

- Достигли целей, которые ставили в начале урока? Для чего нужна эта часть речи в русском языке?

Вы сегодня побывали в роли детективов. Трудную, но одновременно интересную работу вы выполнили сегодня. Оцените свою деятельность на уроке: посчитайте плюсики в каждой графе.

У кого 5 возьмите красную букву Я, вы получаете 5; у кого 4–жёлтый, вы получаете 4. А если есть ребята, у которых 3 плюсика возьмите желтую Я.

-Покажите удовлетворенность своей работой на уроке и настроение, прикрепив свою букву на то место, которое вы считаете подходящим для себя.


1


2 3

Домашнее задание записано в блокноте. Вам предлагается на выбор 2 задания: одно задание из учебника, другое задание творческого характера.

- Мне кажется, каждый из вас достоин звания «Лучший детектив». Я благодарю Вас за ваши ответы и активность. Желаю вам удачи и побольше заслуженных пятерок на уроках.

Внимательно

слушают учителя,

Отвечают на вопросы. Подводят итоги. Считают количество «+». Оценивают себя.

Познавательные: понимать информацию, представленную в опросе.

Регулятивные:

контроль, коррекция,

выделение и осознание

того, что уж усвоено и

что еще подлежит

усвоению;

осознание качества

и уровня усвоения.

Личностные: адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Самооценка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!