Елина Ю.М., учитель русского языка
и литературы
МБОУ – СОШ № 7 г. Шарыпово
Технологическая карта урока
Класс: 5
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
Предмет: Русский язык
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е – и»
Тип урока: урок изучения нового материала
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Глагол»
Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
Знать условия написания гласных е-и в корнях с чередованием; уметь правильно писать слова с данной орфограммой; применять знания при написании творческой работы. | Самостоятельно организовывать рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу; ставить цель, принимать учебную задачу; определять границу «знания-незнания»; искать пути решения учебной задачи; определять правильность выполненного задания; сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку; соотносить цели и результаты собственной деятельности; оценивать результаты своей деятельности и всего класса. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельно создавать способы решения проблемы поискового характера; находить ошибки, обобщать изученное. | Слушать собеседника, понимать речь других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения; умеют ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений; умеют работать в группе; обмениваться мнениями; умеют слушать друг друга; строить речевые высказывания; приходить к общему решению; оформлять свои мысли в письменной и устной форме | Позитивно относиться к предмету, принимать социальную роль обучающегося; установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; оценивают усваиваемое содержание. |
Ход урока
№ | Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика (контроль) достижения планируемых результатов урока |
1. | Самоопределение учебной деятельности | Создать условия для включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность | | Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке, настраивает класс на продуктивную деятельность | Оценивают подготовленность рабочего места, мобилизуют внимание. | Личностные: Принимают социальную роль обучающегося. Коммуникативные: слушают собеседника, понимают речь других. Регулятивные: самостоятельно организуют рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу. | Оценка эмоционального настроя |
2. | Целеполагание | Научить учащихся формулировать цель урока | | Организует целеполагание по табло (Приложение 1) | Формулируют цель в содержательном и организационном аспектах (заполняют две первые колонки табло) | Регулятивные: -ставят цель, принимают учебную задачу; - определяют границы «знания-незнания». Коммуникативные: - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения | Экспресс-контроль |
3. | Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. . | Выявить места и причины затруднения. Поставить цели учебной деятельности, выбрать способы и средства ее реализации. | | На интерактивной доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Выделим в слове корень. Поставим ударение. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. | Самоконтроль |
4. | Реализация построенного проекта. | Построить и фиксировать новое знание | | Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму. | Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. | |
5. | Динамическая пауза (этап физической разрядки). | С менить вид деятельности. | | Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |
6. | Групповая работа по применению нового материала | Организовать работу по применению новых знаний при выполнении задания | | Организует работу учащихся в малых группах на основе методики ВПЗ | Работают с карточками по алгоритму на отработку орфограммы в парах сменного состава (приложение 2) | Регулятивные: - сохраняют учебную задачу; -определяют правильность выполненного задания. Познавательные: - находят ошибки Коммуникативные: -умеют работать в группе; - обмениваются мнениями; - уметь слушать друг друга; - строить речевые высказывания; - приходить к общему решению. | Взаимоконтроль |
7. | Индивидуальная работа по применению учебного материала | Организовать работу по применению новых знаний при выполнении задания | | Организует индивидуальную работу по выполнению творческого задания (КОЗ) | Выполняют задания в рабочей тетради (приложение 3) | Регулятивные: - сохраняют учебную задачу; - осуществляют самоконтроль. Коммуникативные: - оформляют свои мысли в письменной форме | Самооценка |
8. | Рефлексия | Организовать работу по осуществлению рефлексии | | Организует работу по табло (Приложение 1) | Проводят рефлексию на основе сформулированных в начале занятия целей (заполняют последнюю колонку табло) | Личностные: - устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; Познавательные: - обобщают изученное. Коммуникативные: - оформляют свои мысли в письменной и устной форме Регулятивные: - соотносят цели и результаты собственной деятельности; - оценивают результаты своей деятельности и всего класса. | Анализ табло целеполагания и рефлексии |
| | Домашнее задание: Упр. учебника…. Для сильных учащихся дополнительно – варианты: 1.составить синквейн на изученную орфограмму. 2. написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова. | | | | | |
Приложение 1.
Приложение 2.
Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий
1. Получи индивидуальную карточку с заданиями и выполни задания.
2. Ответь на одно задание из карточки напарнику.
3. Выслушай ответ на первое задание у своего напарника.
4. Поменяй напарника.
5. Второму напарнику ответь на своё второе задание.
6. Выслушай ответ напарника на его второе задание и смени напарника.
7. Остальные задания прорабатывай аналогично.
8. Отметь у командира окончание работы по первой карточке.
9. Бери вторую карточку и работай с ней так же как в п. 1—8.
10. Работай так, пока не рассмотришь все задания на всех карточках.
11. Подойди для контроля к учителю.
Табло учёта по методике ВПЗ
| К-1 | К-2 | К-3 | К-4 |
Колесников | + | | + | . |
Купреева | + | + | | |
Лукьяненко | + | | .+ | |
Дивеха | | + | + | + |
Карточки для работы в парах сменного состава (методика ВПЗ):
Карточка №1.
Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.
Соб…рают цветы, всё зам…рло, звёзды забл…стали, взб…раемся на вершину, зам…реть от восторга, река забл…стела, заж…гать костёр, степь расст…лается.
Карточка № 2.
Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.
Оп…раться на перила, зап…реть дверь, раст…реть краски, нат…рать паркет, пол бл…стит, пост…лить ковёр, прот…реть окно, выж…гать рисунок.
Карточка № 3.
Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.
Соб…рать автографы, подб…рать литературу, бл…стать эрудицией, бл…стеть ослепительно, соб…русь на прогулку, разб…раться в музыке, изб…рать путь, зап…реть дверь.
Карточка № 4.
Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.
Соб…ру коллекцию, оп…раться на локоть, наст…лить паркет, заж…гать иллюминацию, зам…рают звуки, расст…лается по лугам, бл…стает кинжал, уд…рают без оглядки.
Приложение 3.
Компетентностно-ориентированное задание:
Представь, что завтра у вас дома будет торжество, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому сделать в доме генеральную уборку. Используя данные словосочетания, а также информацию из текста «Записка», напиши записку от имени мамы, в которой она просит тебя сделать генеральную уборку в доме:
Уб…рать квартиру, зап…реть балкон, нат…рать пол, прот…реть мебель, забл…стеть на солнце, расст…лить скатерть, заж…гать свечи, зам…реть от восхищения.
«Записка». Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого, что он планирует задержаться. Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.
Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.