Тема урока: «Екатерина II Великая».
Цель урока: формирование у учащихся представлений об истории и археологии, посредством изучения данной темы.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: учебник ОМ 3 кл. 2 часть, раздаточный материал (карточки с заданием) Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности. | Словесный метод (беседа) | Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны быть: учебник, дневник, ручка или карандаш и лист историка. -Прежде, чем мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам посмотреть на экран. -Что это? Что за машина такая? -Это машина времени. Я думаю, она появилась здесь неслучайно. А для чего нужна такая машина? -Правильно! Поднимите руки, кто готов отправиться в путешествие. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Приготовьтесь к перегрузкам. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный метод (беседа) | -Ребята, куда мы попали? - А что вы знаете о 18 веке? -Каких правителей вы уже знаете? -Еще раз повторим: -Каким по характеру был Петр 1? -Какой город основал Петр 1? -Как с 1721 года стала называться Россия? -Как стали называть царя? - Верно ребята, молодцы. | Отвечают на вопросы учителя. -Петр I -умный, смекалистый, образованный. -Основал Санкт-Петербург. -Российской империей. | | П: осуществлять анализ. К: владеть диалогической формой речи. | |
Выявление места и причины затруднения. | Словесный метод (беседа) | Подводит к определению темы урока -Сегодня мы подходим к концу XVIII века и на уроке откроем еще одну страницу истории Отечества. В это время в стране правила Екатерина Великая. Мы узнаем, как жила страна в период ее правления. -Как будет звучать тема нашего урока? -А давайте сосчитаем, сколько лет правила императрица. (на слайде годы правления) - А как вы считаете, почему Екатерину также как и Петра прозвали Великой? Это сегодня нам также предстоит узнать. Подводит к определению цели урока. - Какую цель мы поставим на урок? | Определяют тему урока. -Екатерина II Великая. -34 года. Отвечают на вопросы учителя Определяют цель урока. -Познакомиться с личностью Екатерины Великой и её правлением. | | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный метод (беседа) | - Верно, а какие задачи мы поставим перед собой сегодня? - Правильно ребята, молодцы. | Определяют задачи урока. | | Р: составлять план своих действий; К: слушать и понимать речь других. | |
Реализация построенного проекта. | Словесный метод (беседа) Практический (упражнение) | -Я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент и узнать кто же такая Императрица Екатерина Великая. -Мы посмотрели фрагмент. Давайте еще раз поговорим об этом - Кто услышал из какой страны приехала Екатерина? -Родилась в Германии и была немецкой принцессой. В 14 лет она приехала в Россию. Здесь Екатерина вышла замуж за русского императора, а после его смерти стала императрицей. При русском дворе Екатерина блистала красотою и умом, очень много времени уделяла самообразованию. Много читала, изучала русские обычаи, дух русского народа. А русский язык выучила так, что знала все поговорки и писала на нём сочинения. -Вы согласны с тем, что такую императрицу назвали Великой? Почему? | Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя. -Из Германии. Отвечают на вопрос учителя. | Определять роль личности Екатерины Великой в истории России. | П: осуществлять поиск. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный метод (беседа) Словесный метод (беседа) | -Ребята, я попрошу открыть вас учебники на странице 32. Давайте прочитаем, что же еще сделала Екатерина для России. (чтение стр. 32 - 33). -В годы ее правления Россия получила выход к какому морю? -И что в итоге было присоединено к России? -Какое понятие вам может быть не понятно? -Поданный-это человек, который подчиняется, находится в зависимости. -Ребята, а что произошло с медицинской помощью? Какой пример Екатерина показала поданным? -Обратите внимание на портреты императрицы. Как императрица одета, как выглядит? Какой портрет можно назвать парадным? Почему вы так думаете? -Ребята, Екатерина в своих делах брала пример с Петра I. и даже воздвигла Петру Великому памятник в Петербурге. Он называется “Медный всадник”. (слайд) -Также по указу Екатерины II был открыт Воспитательный дом для детей бедняков. А в 1764 году Екатерина основала Эрмитаж. (слайд) -О каких качествах Екатерины Великой говорит это высказывание: « Уже в шесть-семь часов утра императрица была в рабочем кабинете. Целый день она занималась государственными делами: слушала доклады, читала приказы, принимала посетителей.» ? -При Екатерине Великой лучше всего жилось русским дворянам. -Ребята, кто знает, кто такие дворяне? -Дворяне – это люди из самого богатого сословия. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами. -Как вы думаете, кого называли крепостными крестьянами? -Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. -Поэтому крестьяне даже организовали восстание. Но восстание крестьян было разгромлено. -Во времена Екатерины Россия вела войну с Турцией и одержала безоговорочную победу над ней. -В войне с Турцией блестящие победы одерживали знаменитейшие и талантливейшие люди того времени – полководец Александр Васильевич Суворов и флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков. -Как вы думаете , кого называют полководцем, а кого флотоводцем? -Суворов и Ушаков отличались мужественностью, решительностью и бесстрашием. Они с уважением относились к солдатам и морякам. | Открывают учебники. -К Черному. -Крым. -Поданные. -Стали делать прививки и Екатерина первой сделала ее себе . Отвечают на вопросы. Слушают речь учителя. Отвечают на вопросы. -Богатые люди. Отвечают на вопрос. -Полководец-тот, кто вел войну на суше, а флотоводец- на воде. | Определять роль личности Екатерины Великой в истории России. | К: владеть диалогической формой речи. К: владеть диалогической формой речи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) | Подводит к самостоятельной работе по изученному материалу. - Ребята, давайте закрепим наши знания и ответим на вопросы теста. Несколько минут. -Давайте проверим. Поменяйтесь листочками и если ваш сосед правильно отметил, ставьте плюс, неправильно - минус. Посчитайте сколько минусов. Ребята, если у вашего соседа нет минусов или 1 минус ставьте смело 5 и т.д. Организует взаимопроверку | Выполняют задание учителя. Осуществляют взаимопроверку. | | П: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Р: осуществлять контроль. | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный метод (беседа) Практический (упражнение) | -Ребята, нам пора возвращаться в наше время. Закрываем глаза. -Открываем. Куда мы попали? Что видите?(слайд) -Достойна ли она памятника? Почему? -Да, действительно. Эта императрица заслуженно вошла в историю как Екатерина Великая. До нее называли Великим только Петра I. После нее никто другой на Российском троне не удостоился подобной чести. Пусть не все в ее начинаниях получилось, но к концу 18 века Российское государство достигло небывалого могущества и превратилось в сильную и огромную державу. -Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах. Вам нужно соотнести изображение и название, которое подходит. | Отвечают на вопросы учителя. -Санкт-Петербург, памятник Екатерине Великой. Выполняют задание в парах. | | К: владеть диалогической формой речи. | |
Рефлексия учебной деятельности. | Словесный метод (беседа) | - Итак наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. - Что мы сегодня с вами узнали? - Что интересного сегодня было на нашем уроке? -Поднимите руки, кто считает, что хорошо справился на уроке: отвечал на вопросы, внимательно слушал учителя, смотрел видеофильм и т.д.? Кто наоборот? -Хорошо. -Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: владеть диалогической формой речи. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Тест.
Что по распрряжению Екатерины было воздвигнуто на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I ?
Тест.
Что по распрряжению Екатерины было воздвигнуто на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I ?