Технологическая карта урока
истории России в 7 классе
«Опричнина»
Класс: 7
Предмет: История России
Тема урока: Опричнина
Тип урока: комбинированный, дискуссия.
Цель урока: объяснять причины, сущность и последствия опричнины;
Планируемые результаты:
- метапредметные: формирование умений анализа и систематизации полученных знаний; обобщать факты и понятия; развитие навыка самостоятельной работы;
- предметные: формирование целостного представления об опричнине; участвовать в обсуждении видео – и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке;
- личностные: определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.
Ресурсы урока:
- учебник: История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. Ч 1. 2. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А. Я. Токарева] под ред. А. В. Торкунова – М.: Просвещение 2016,
- карта «Российское государство в XVI веке»
Основные понятия и термины: террор, земщина, опричнина, опричники.
Основные даты: 1572 год – бой у деревни Молоди, 1565-1572 гг. – опричнина.
Этапы урока:
I. Мотивационно - целевой
II. Ориентационный (актуализации/повторения)
III. Содержательно - операционный
IV. Контрольно – оценочный (в том числе рефлексивный)
V. Информация о домашнем задании
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-
Мотивационно - целевой | Что такое террор? Как вы считаете, можно ли с помощью террора решить проблемы развития страны? | Применять полученные знания. Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам |
-
Организационный (актуализации/ повторения) | Приведите из курса всеобщей истории примеры политики, основанной на терроре (примеры: 1562 – 1598 годы – религиозные войны во Франции; Реформация в Европе; испанское владычество в Нидерландах, «кровавый герцог» Альба). Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период? (понятие абсолютизм и его признаки). Работа с материалом и заполнить схему «Управление Русским государством в конце XVI века». Какие права и привилегии имели бояре? | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Сравнивать системы управления разных государств. Заполнять схему, давать описание ее элементов и взаимосвязей ( под руководством учителя, материал для заполнения схемы – приложение 1). |
-
Содержательно – операционный | Объяснять термин «опричнина» и сравнить с определением, данным в словаре учебника стр. 88. Какова судьба проведенных Избранной радой реформ? В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя? Используя карту, покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. Сравните расположение земель опричнины и земщины. Работа с учебником стр.84-85 и ответить на вопрос: как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана? На основе имеющихся знаний, теста учебника стр.85-86 и анализа фрагментов труда В.О. Ключевского «Курс русской истории» (см. стр. учебника 87) и ответьте на вопросы: согласны ли вы с оценкой опричнины, которую дает автор документа? Как действия опричников влияли на повседневную жизнь людей? Как В.О.Ключевский оценивает деятельность Ивана Грозного? Можно ли считать его позицию объективной? Объясните свои выводы | Определять происхождение термина, понятия - (работа со словарем) Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы - (работа по карте) Устанавливать причинно – следственные связи исторических явлений и процессов – (работа с текстом) Определять позицию авторов исторических источников. Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия |
-
Контрольно – оценочный (в том числе рефлексивный) | Каковы были основные направления деятельности и итоги правления Ивана IV? Сравните их с деятельностью Ивана III. Каково значение опричнины в истории России? Раскройте на примерах противоречивость личности Ивана IV. Почему его прозвали Грозным? | Определять основные направления деятельности и итоги правления. Сравнивать и оценивать итоги деятельности правителей. Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Аргументировать точку зрения с помощью примеров. Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности При выполнении каких заданий вам потребовалась помощь учителя (товарища)? Что вызвало затруднения? |
-
Информация о домашнем задании | Историки, публицисты высказывают различные точки зрения о причинах, характере и последствиях опричнины. Познакомьтесь и их мнениями, представленными в рубрике «Историки спорят». Определите свою позицию. Воспользуйтесь дополнительной информацией (литература, Интернет) и примите участие в дискуссии. Индивидуальное задание: из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» задание 3 стр.88 | Записывают задания в дневники |
Список использованных источников:
1. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. Ч 1. 2. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова – М.: Просвещение 2016.
2. История России. Учебник. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Исторический факультет.А.С.Орлов, В.А.Георгиев – М.: Проспект 2020.
3. История России.От древнейших времен до середины XIX века. А.Ишимова – М.: Воскресный день 2017.