СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Опричнина"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николай Карамзин писал: " Было два Ивана: до 1560 года - герой добродетели и после 1560 - неистовый кровопийца. Характер Ивана - загадка для ума"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Опричнина"»

Технологическая карта урока

истории России в 7 классе

«Опричнина»

Класс: 7

Предмет: История России

Тема урока: Опричнина

Тип урока: комбинированный, дискуссия.

Цель урока: объяснять причины, сущность и последствия опричнины;

Планируемые результаты:

- метапредметные: формирование умений анализа и систематизации полученных знаний; обобщать факты и понятия; развитие навыка самостоятельной работы;

- предметные: формирование целостного представления об опричнине; участвовать в обсуждении видео – и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке;

- личностные: определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Ресурсы урока:

- учебник: История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. Ч 1. 2. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А. Я. Токарева] под ред. А. В. Торкунова – М.: Просвещение 2016,

- карта «Российское государство в XVI веке»

Основные понятия и термины: террор, земщина, опричнина, опричники.

Основные даты: 1572 год – бой у деревни Молоди, 1565-1572 гг. – опричнина.

Этапы урока:

I.                   Мотивационно - целевой

II.                 Ориентационный (актуализации/повторения)

III.               Содержательно - операционный

IV.               Контрольно – оценочный (в том числе рефлексивный)

V.             Информация о домашнем задании

 

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно - целевой

Что такое террор? Как вы считаете, можно ли с помощью террора решить проблемы развития страны?

Применять полученные знания. Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам

  1. Организационный (актуализации/ повторения)

Приведите из курса всеобщей истории примеры политики, основанной на терроре (примеры: 1562 – 1598 годы – религиозные войны во Франции; Реформация в Европе; испанское владычество в Нидерландах, «кровавый герцог» Альба). Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период? (понятие абсолютизм и его признаки). Работа с материалом и заполнить схему «Управление Русским государством в конце XVI века». Какие права и привилегии имели бояре?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Сравнивать системы управления разных государств.

Заполнять схему, давать описание ее элементов и взаимосвязей ( под руководством учителя, материал для заполнения схемы – приложение 1).

  1. Содержательно – операционный

Объяснять термин «опричнина» и сравнить с определением, данным в словаре учебника стр. 88.


Какова судьба проведенных Избранной радой реформ? В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?


Используя карту, покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. Сравните расположение земель опричнины и земщины.


Работа с учебником стр.84-85 и ответить на вопрос: как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана?

На основе имеющихся знаний, теста учебника стр.85-86 и анализа фрагментов труда В.О. Ключевского «Курс русской истории» (см. стр. учебника 87) и ответьте на вопросы: согласны ли вы с оценкой опричнины, которую дает автор документа? Как действия опричников влияли на повседневную жизнь людей? Как В.О.Ключевский оценивает деятельность Ивана Грозного? Можно ли считать его позицию объективной? Объясните свои выводы

Определять происхождение термина, понятия - (работа со словарем)


Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций.




Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы - (работа по карте)








Устанавливать причинно – следственные связи исторических явлений и процессов – (работа с текстом)





Определять позицию авторов исторических источников.

Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия



  1. Контрольно – оценочный (в том числе рефлексивный)

Каковы были основные направления деятельности и итоги правления Ивана IV? Сравните их с деятельностью Ивана III.

Каково значение опричнины в истории России?

Раскройте на примерах противоречивость личности Ивана IV. Почему его прозвали Грозным?

Определять основные направления деятельности и итоги правления.

Сравнивать и оценивать итоги деятельности правителей.

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Аргументировать точку зрения с помощью примеров.

Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности

При выполнении каких заданий вам потребовалась помощь учителя (товарища)? Что вызвало затруднения?

  1. Информация о домашнем задании

Историки, публицисты высказывают различные точки зрения о причинах, характере и последствиях опричнины. Познакомьтесь и их мнениями, представленными в рубрике «Историки спорят». Определите свою позицию. Воспользуйтесь дополнительной информацией (литература, Интернет) и примите участие в дискуссии.

Индивидуальное задание: из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» задание 3 стр.88

Записывают задания в дневники


 

Список использованных источников:

 

1.      История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / В 2 ч. Ч 1. 2. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова – М.: Просвещение 2016.

2.      История России. Учебник. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Исторический факультет.А.С.Орлов, В.А.Георгиев – М.: Проспект 2020.

3. История России.От древнейших времен до середины XIX века. А.Ишимова – М.: Воскресный день 2017.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!