СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Строй и употребление языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строй и употребление языка.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Строй и употребление языка»»


Урок № 3. Строй и употребление языка.

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи:

Планируемые результаты

Предметные:представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

-освоение базовых понятий лингвистики;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета

Метапредметные:

Регулятивные УДД:Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ.


Образовательные ресурсы:"Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001)

Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Вы уже знаете, что русский язык представляет собой систему? Что же входит в нее? (Состоит из уровней, в систему входят звуки, слова, морфемы, предложения…)О чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

авайте с вами вместе напишем эти уровни по порядку (выполняется самостоятельно, потом сравнивается результат)

6. связный текст (текст)

5. синтаксис (словосочетание и предложение)

4. морфология (части речи)

3. лексика (слово и его значение)

2. морфемика (морфемы)

1. фонетика (звуки)

В каком порядке мы выстроили уровни? Давайте подумаем, какой наименьший уровень? (фонетика)

А какие единицы изучаются на каждом уровне? Подпишите рядом.

Для наглядности и лучшего запоминания рядом с каждым уровнем пишутся примеры и языковые единицы.

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Употребление языка – это реализация традиций выбора и организации языковых средств в соответствии с условиями языкового общения.

Пример соотносительности средств и способов языкового выражения

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.

Стилистическое изучение языка

Поскольку условия языкового общения бывают различны, употребление языка не может быть всегда одинаковым. «Так создаются понятия разных стилей языка – языка правильного и неправильного, торжественного и делового, официального и фамильярного, поэтического и обиходного и т.п. Все такого рода «языки» представляют собой не что иное, как разные манеры пользоваться языком» (Г.О.Винокур)

Слово многозначно

В самом широком смысле: совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-либо, отличающих что-либо (стиль работы, стиль руководства, он поступил в своём стиле , она одевается в стиле «ретро» и т.п.). В более узком смысле: направление в искусстве, отличающееся особыми признаками, свойствами художественного выражения (стили в живописи, архитектуре, музыке и т.п.)

Работа с текстом по группам.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

Читают статью учебника



познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичное закрепление

Рассмотрим системность языка на примере:

Зимой дворники наклеивали на черное небо золотые звезды, посыпали толчеными бриллиантами проходные дворы Петроградской стороны и, взбираясь по воздушным морозным лестницам к окнам, готовили на утро сюрпризы: тоненькими кисточками рисовали серебряные хвосты жар-птиц. (Т.Толстая, «Река Оккервиль»)

Задание: Спишите предложение, расставьте знаки препинания. На примере любого слова покажите элементы языковой системы: фонетической, морфемной, лексической, морфологической, синтаксической. Какие виды разборов для этого нужно сделать?

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записать в тетрадь определения разговорного и литературного языка. Марина Цветаева«Рябину рубили зорькою» РябинуРубилиЗорькою.Рябина —СудьбинаГорькая.Рябина —СедымиСпусками...Рябина!СудьбинаРусская. Проанализировать стихотворение с точки зрения грамматики и с точки зрения употребления языковых средств.

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка?

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.