Урок № 3. Строй и употребление языка.
Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: |
Планируемые результаты |
Предметные:представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; -понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; -усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; -освоение базовых понятий лингвистики; -овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета | Метапредметные: Регулятивные УДД:Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ. |
Образовательные ресурсы:"Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001) |
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Вы уже знаете, что русский язык представляет собой систему? Что же входит в нее? (Состоит из уровней, в систему входят звуки, слова, морфемы, предложения…)О чем сегодня на уроке мы будем говорить? | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | авайте с вами вместе напишем эти уровни по порядку (выполняется самостоятельно, потом сравнивается результат) 6. связный текст (текст) 5. синтаксис (словосочетание и предложение) 4. морфология (части речи) 3. лексика (слово и его значение) 2. морфемика (морфемы) 1. фонетика (звуки) В каком порядке мы выстроили уровни? Давайте подумаем, какой наименьший уровень? (фонетика) А какие единицы изучаются на каждом уровне? Подпишите рядом. Для наглядности и лучшего запоминания рядом с каждым уровнем пишутся примеры и языковые единицы. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Употребление языка – это реализация традиций выбора и организации языковых средств в соответствии с условиями языкового общения. Пример соотносительности средств и способов языкового выражения Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. Стилистическое изучение языка Поскольку условия языкового общения бывают различны, употребление языка не может быть всегда одинаковым. «Так создаются понятия разных стилей языка – языка правильного и неправильного, торжественного и делового, официального и фамильярного, поэтического и обиходного и т.п. Все такого рода «языки» представляют собой не что иное, как разные манеры пользоваться языком» (Г.О.Винокур) Слово многозначно В самом широком смысле: совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-либо, отличающих что-либо (стиль работы, стиль руководства, он поступил в своём стиле , она одевается в стиле «ретро» и т.п.). В более узком смысле: направление в искусстве, отличающееся особыми признаками, свойствами художественного выражения (стили в живописи, архитектуре, музыке и т.п.) | Работа с текстом по группам. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. Читают статью учебника | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичное закрепление | Рассмотрим системность языка на примере: Зимой дворники наклеивали на черное небо золотые звезды, посыпали толчеными бриллиантами проходные дворы Петроградской стороны и, взбираясь по воздушным морозным лестницам к окнам, готовили на утро сюрпризы: тоненькими кисточками рисовали серебряные хвосты жар-птиц. (Т.Толстая, «Река Оккервиль») Задание: Спишите предложение, расставьте знаки препинания. На примере любого слова покажите элементы языковой системы: фонетической, морфемной, лексической, морфологической, синтаксической. Какие виды разборов для этого нужно сделать? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Записать в тетрадь определения разговорного и литературного языка. Марина Цветаева«Рябину рубили зорькою» РябинуРубилиЗорькою.Рябина —СудьбинаГорькая.Рябина —СедымиСпусками...Рябина!СудьбинаРусская. Проанализировать стихотворение с точки зрения грамматики и с точки зрения употребления языковых средств. | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |