СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Знакомство с М. Ю. Лермонтовым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова. Разработка урока по литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Знакомство с М. Ю. Лермонтовым"»

Тема: М. Ю. Лермонтов. Стихи “Москва”, “Парус”.

Цель: познакомить обучающихся с творчеством М. Ю. Лермонтова.

Задачи: продолжить работу над изучением творчества писателей-классиков; познакомить обучающихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, выразительно прочитать стихотворения “Москва”, “Парус”.

Планируемые результаты

Предметные:

развивать устные читательские навыки, умение выделять главную мысль, развивать восприятия художественного произведения, учить составлять схематический план, развивать кругозор обучающихся, развивать читательских умения (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать).


Метапредметные:

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Формирование умения работать в паре и коллективе.

Личностные:

уметь принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

Формирование уважительного отношения к родной литературе, гордости за нее.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, аудиозаписи.













Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организа-ционный

момент

-Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Сергеевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Приветствуют учителя.


Актуализа-ция знаний

- А теперь давайте вспомним, с каким писателем вы познакомились на прошлом уроке.

-На прошлом уроке вы знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. С какими его произведениями вы познакомились на прошлом уроке?

-Молодцы.

Отвечают на вопросы учителя:

-Мы познакомились с творчеством А. С. Пушкина.

-”И. И. Пущину”, “Осень”.

Презентация. Слайд 1

Изучение

нового материала

-В январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кого вы видите на слайде?

-Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем знакомиться с его творчеством. Что вы знаете о его жизни?

-Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) – русский поэт. Родился М. Ю. Лермонтов в семье офицера, воспитывался бабушкой. В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. В детстве любил рисовать акварелью. Любил лепить фигуры из воска. Любил танцевать. Не любил драк и ссор. В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли настигла Лермонтова смерть.

-Давайте откроем наши учебники на странице 82. Что вы видите перед собой?

-Сейчас вы прослушаете это стихотворение, а после ответите на мои вопросы.

Организую прослушивание чтения стихотворения.

-Во время прослушивания вы услышали незнакомые вам слова. Сейчас мы с вами узнаем их значение на странице 83.

-Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение?

Какое настроение нам пытался передать М. Ю. Лермонтов?

В каких словах автор выражает свою любовь к Москве?


Как поэт называет Кремль, с чем сравнивает?



-Как вы считаете, какая главная мысль этого стихотворения?

Организую выразительное прочтение стихотворения обучающимися.

Внимательно слушают учителя.



Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

-М. Ю. Лермонтов.


-Поэт, преемник А. С. Пушкина. Воспитывался бабушкой. Прожил 27 лет. Умер на дуэли.


















Взаимодействуют с учебником.

-Стихотворение “Москва”.



Слушают стихотворение “Москва”.


Читают значение незнакомых слов.


-Чувство гордости, радости, любви к Родине, ее силу и стойкость.

-Возвышенное настроение, хорошее, величавое, горделивое.

-”Люблю тебя как сын, как русский”, “Люблю священный блеск твоих седин”.

-”Столетний русский великан”, “величавый”, “наследник нашей славы”.

-Главная мысль этого стихотворения - любовь поэта к Родине.

Пробуют выразительно прочитать данное стихотворение.





Презентация. Слайд 2





Презентация. Слайд 3,4,5

















Аудиозапись “Москва”





















Физминутка

Организую проведение физминутки.

Повторяют движения за учителем.



-Переворачиваем страничку нашего учебника. Что вы видите перед собой?

-Правильно, это стихотворение “Парус”. Слушайте внимательно.

Организую прослушивание чтения стихотворения “Парус”.

-Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?

-Какую вы представляете картину?

-Как поэту удалось передать одиночество паруса?

Организую выразительное прочтение стихотворения.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

-Стихотворение “Парус”.



Слушают стихотворение “Парус”.

-Грустное, подавленное, депрессивное, плаксивое.

-Одинокий парус среди волн, в море.

-При помощи описаний: “парус одинокий”, “мятежный”, “белеет”.

Пробуют выразительно прочитать данное стихотворение.






Запись “Парус”

Закрепле-ние

-Как вы заметили, в каждом своем произведении автор нам что-то сообщает, выражает свои мысли. Будь это радость и гордость за свою Родину, или же одиночество и подавленность.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.


Итог урока

-Наш урок подошел к концу.

Чем мы сегодня с вами занимались? С произведениями какого автора мы познакомились?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

-Мы изучали творчество М. Ю. Лермонтова.


Рефлексия

-Если вам понравился урок и у вас все получилось, то поднимитесь и потянитесь высоко-высоко к солнышку, а если у вас не все получилось, то опустите ваши руки вниз.

Оценивание собственной деятельности на уроке.


Домашнее задание

Организация записи домашнего задания.

Запись домашнего задания в дневник.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Парус” наизусть.