Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 2 класс
Тема урока | Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи |
Место урока по теме | Первый урок по теме «Местоимение» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Формы, приемы, методы | Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог |
Цель урока | Формировать представление о новой части речи местоимении, его значении и употреблении в речи |
Планируемые результаты | Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. |
Метапредметные результаты: | Личностные результаты: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: - самостоятельно определять учебную задачу - планировать свою деятельность по решению учебной задачи - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. |
| Познавательные результаты: - ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге. |
Предполагаемый результат | Знать |
| Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи |
| Уметь |
| 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. |
Компетенции/УУД | учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |
Педагогические технологии | метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве |
Оборудование | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, |
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Вы любите наблюдать, исследовать ?
Вы любите русский язык , то этот урок для Вас.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(Слайд 2)
- Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»
-А что такое тайна? (что то неизвестное)
-Что это значит
(это значит на уроке будем открывать новое знание)
Откройте тетради (рассказывают стишок «правила посадки и работы в тетради»):
Я тетрадочку открою, и наклонно положу?
Я друзья от вас не скрою - ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
Запись числа, классная работа –
- Да, сегодня у нас урок открытия нового знания.
С чего начнем урок ? (с повторения знаний, которые помогут нам открыть новое знание
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения .
Давайте вспомним: «Что такое речь?»
(- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.)
- Какие части речи вам знакомы? - Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Внимание на экране слова, вам нужно распреднлить слова на группы, по частям речи. Заполняем таблицу.
(солнце,оно, весёлые, светит, я, бегут, яркое, они, ручьи)
Проверим по эталону
3. Выявление причины затруднения.
- Почему вы не все слова распределили? (Они не входят ни в одну группу)
- Употребляем ли мы их речи? (Да)
- Значит , это часть речи. А как она называется, мы не знаем.
- Итак , возникла научная проблема. Озвучьте её?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Значит, какую цель поставим на урок? (Узнать, как называется новая часть речи)
- И все?.( для чего она нужна?)
- А куда мы за знаниями отправимся?
Да в учебнике найти информацию можно, но мы же исследователи, я предлагаю вам поразмышлять, провести исследование, но а наши умозаключения сравнить с эталоном, т.е. с учебником.
- А что дальше будем делать? (Потренируемся ,а потом выполним самостоятельную работу, которая покажет, поняли ли мы или нет)
5. Реализация построенного проекта.
5.1.Проблемное объяснение нового материала.
Ребята, а кто знает о профессии корректора.
Кому-то знакомо значение этого слова (Корректор – работник издательства, газеты или типографии, который вносит исправления в тексты).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек данной профессии (внимательность, аккуратность)
- А также ответственность. Теперь представьте, что наша классная комната – издательство, а каждый из вас сегодня на уроке – корректор
Представьте, молодой журналист написал текст, а главный редактор остался недоволен.
На парте карточка. Прочитайте текст ,почему редактор— остался недоволен статьей?
- Найдите ошибку.(повторяется слово сова) Редактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте его и скажите, - как можно исправить эту ошибку.(Заменить слово сова другим словом)
. Работать вы будете в парах. - Вспомните основное правило работы в группе или паре (помощь друг другу, доброта, поддержка)
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
Уважаемые корректоры , замените слово и прочитайте текст.
- Вместо какой части речи вы употребили слово ОНА (вместо имени существительного
Новое слово- ОНА- называет предмет ?
-А что оно делают? Только указывают
Так получается, что это слово заняло место имени существительного. А как называются это слова узнайте в учебнике, на стр. 100.
Итак, назовите тему урока. (Местоимение.)
Давайте составим определение составить понятия местоимения.
Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания):
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).
Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).
- Давайте сравним наше определение с эталоном.
- что вы узнали о новой части речи?
- А почему они так называются? Вы сможете узнать на стр . 102
- А теперь местоимения запомните и напишите их по памяти
- Назовите их.
Как выдумаете их только 8? Оказывается их 69 и по частоте употребления они занимают 3 место.
-Почему? (Они произносятся быстро, это экономит время)
Физкультминутка
6. Первичное закрепление во внешней речи.
6.1.Игра «Хлопни в ладоши».
– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. /Т.Собакина/
- Главная мысль стихотворения? (беречь природу)
6.2.Работа по диску. Распредели слова по группам
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7.1. На стр. 1о2 самостоятельно выполните упр 174
8. Включение в систему знаний и повторение
Прочитайте учебную задачу и выполните её.
1. Я остался в недоумении.
2. Они тоже бывают разные.
3. Поздравляем вас с праздником.
4. Дружно пели мы песню.
5. Видел ли ты орла?
6. Он очень ценит друзей.
7. Вдруг она прыгнула в воду.
8. Закинул он невод в море.
9. Тут и выглянуло оно.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Предлагаю обобщить наше исследование.
Проверочная работа по диску.
9. Рефлексия.
- Получилось ли сегодня у нас открыть тайну.
Для оценки своей работы, выберите критерии.
– Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями и корректорами.
Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ. Какая это часть речи?
и могу это объяснить одноклассникам.
но не уверен, что объясню другому.
Правила работы в паре.
Правила работы в группе.
Задание 1
Распределите и запишите слова по группам.
Солнце, оно, весёлые, светит, я, бегут, яркое, они, ручьи.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 1
Распределите и запишите слова по группам.
Солнце, оно, весёлые, светит, я, бегут, яркое, они, ручьи.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 1
Распределите и запишите слова по группам.
Солнце, оно, весёлые, светит, я, бегут, яркое, они, ручьи.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 1
Распределите и запишите слова по группам.
Солнце, оно, весёлые, светит, я, бегут, яркое, они, ручьи.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 2
Прочитайте текст, найдите и исправьте ошибку.
Сова- хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
Задание 2
Прочитайте текст, найдите и исправьте ошибку.
Сова- хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
Задание 2
Прочитайте текст, найдите и исправьте ошибку.
Сова- хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
Задание 2
Прочитайте текст, найдите и исправьте ошибку.
Сова- хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
Задание 2
Прочитайте текст, найдите и исправьте ошибку.
Сова- хищная птица. Сова считается лучшим охотником.
Задание 3.
Вариант 1.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Я остался в недоумении.
2.Они тоже были разные.
3. Дружно пели мы песню.
4.Он очень ценит друзей.
Задание 3.
Вариант 2.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Видел ли ты орла?
2.Вдруг она прыгнула в воду.
3. Закинул он невод в море.
4.Тут и выглянуло оно.
Задание 3.
Вариант 1.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Я остался в недоумении.
2.Они тоже были разные.
3. Дружно пели мы песню.
4.Он очень ценит друзей.
Задание 3.
Вариант 2.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Видел ли ты орла?
2.Вдруг она прыгнула в воду.
3. Закинул он невод в море.
4.Тут и выглянуло оно.
Задание 3.
Вариант 1.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Я остался в недоумении.
2.Они тоже были разные.
3. Дружно пели мы песню.
4.Он очень ценит друзей.
Задание 3.
Вариант 2.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Видел ли ты орла?
2.Вдруг она прыгнула в воду.
3. Закинул он невод в море.
4.Тут и выглянуло оно.
Задание 3.
Вариант 1.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Я остался в недоумении.
2.Они тоже были разные.
3. Дружно пели мы песню.
4.Он очень ценит друзей.
Задание 3.
Вариант 2.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Видел ли ты орла?
2.Вдруг она прыгнула в воду.
3. Закинул он невод в море.
4.Тут и выглянуло оно.
Задание 3.
Вариант 1.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Я остался в недоумении.
2.Они тоже были разные.
3. Дружно пели мы песню.
4.Он очень ценит друзей.
Задание 3.
Вариант 2.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Видел ли ты орла?
2.Вдруг она прыгнула в воду.
3. Закинул он невод в море.
4.Тут и выглянуло оно.
Задание 3.
Вариант 1.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Я остался в недоумении.
2.Они тоже были разные.
3. Дружно пели мы песню.
4.Он очень ценит друзей.
Задание 3.
Вариант 2.
Прочитайте предложения, найдите и подчеркните линией местоимения.
1. Видел ли ты орла?
2.Вдруг она прыгнула в воду.
3. Закинул он невод в море.
4.Тут и выглянуло оно.