СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Прорастание семян»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель угока нзучить особенности проростания семян в зависимости от условий средц.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Прорастание семян»»




Технологическая карта урока .

Этап обучения

Урок 7 в теме «Жизнь растений»

Предмет

Биология

Класс

6

Тема урока

Прорастание семян

Цель урока

Изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Задачи урока

Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками полезной, творческой деятельности.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника и раздаточном материале, анализировать и оценивать информацию; преобразовывать информацию из одной в другую;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии , аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

1). В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение этапов прорастания семян растений;

- различение на таблицах и рисунках частей семян;

-овладение методами постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов;

 2). В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (семена, пробирки).

УУД

Личностные УУД

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

  3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока

Проблемный урок смешанного обучения

Структура урока

    1. Мотивационный этап.

    2. Актуализация знаний.

    3. Целеполагание.

    4. Создания проблемной ситуации.

    5. Исследовательская работа «Условия прорастания семян»

    6. "Открытие" нового знания. Мини-экзамен.

    7. Практическая работа «Определение всхожести семян.»

    8. Первичное закрепление новых знаний.

    9. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

    10. Рефлексия.

    11. Домашнее задание

Основные понятия

Условия прорастания семян растений, жизненный цикл семя.


Межпредметные связи

Экология

Ресурсы

1.В.В.Пасечник Биология. Многообразие покрытосемянных растений 6 класс.Изд.:Дрофа.

2.В.В.Пасечник. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Изд.: Дрофа.

3.В.В.Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (Тестовые задания ЕГЭ) Изд.: Дрофа.

4.Электронные ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=L_lOh3pmE5c

https://www.youtube.com/watch?v=WbDo8-n5R94&list=PL7QXw8HHPFxNHpoeD9_l2lsnXviDxWf19&index=10

5.ПК; мультимедиапректор, экран, видеофильмы

6.Рабочий лист для каждого учащегося (лист с заданиями для индивидуальной работы)

7.Раздаточный материал для групповой работы.

8.Видео Прорастание семениhttps://www.youtube.com/watch?v=nzJYwlq2MAs

9.Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=KsUToN0Mt64

10Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000074b-1000-4ddd-c9ec-5a00475d4309/443.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0d14-0a01-022a-0072-a664be688ba9/index_listing.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-

Формы проведения урока

Индивидуальная, фронтальная, групповая


Методы

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (постановка опыта, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Методы контроля: выполнение теста с самопроверкой.

Оборудование

Мультимедиапроектор, ноутбук,, презентация, магниты, карточки с названиями периодов, семена моркови, гречихи, фасоли, редиса, огурцов, гороха, томата, капусты, пшеницы, проростки семян фасоли, стаканы, стакан с водой, салфетки, набухшие семена фасоли.





Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические комментарии

УУД

1.Мотивационный этап.


-Здравствуйте, дорогие мои ученики!

- Я рада приветствовать вас на нашем уроке биологии! Он у нас сегодня не такой как всегда. У нас гости.

-Здравствуйте, дорогие мои коллеги.

Хочу напомнить вам правила совместной работы на уроке.

Правила совместной работы:

1. Слушать, говорить, спорить.

2. Быть активным.

3. Стремиться к успеху.

Итак, делаем заявку на оценку.

Заявка на оценку:

  • За ответ у доски – 3 балла.

  • За добавление - 1 балл.

  • За возражение – 1 балла.

  • За работу в группе – до 1 баллов.

  • За тест – 6 баллов (онлайн – 10 баллов)

  • «5» - 11-12 баллов

  • «4»- 8 -10 баллов

  • «3» - 6-7 баллов

  • Менее 6 баллов – нужно поработать

  • ГЕНИЙ – 15 баллов

Не забывайте ставить баллы в листы самооценки.





Слушают учителя.













Анализируют правила.















Делают заявку на оценку.




















Слайд 2

Правила совместной работы.

Лист самооценки.

Заявка на оценку

Лестница успеза.

Слайд 3-5
































Регулятивные УУД

:формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2. Актуализации знаний


Фронтальная беседа по вопросам.

1.Что такое семя?

2.На какие 2 группы делятся растения по строению семени?

3.Что сходное в строении однодольных и двудольных растений?

4. Какое строение имеет зародыш?

5. Можно ли сказать, что зародыш в семени- это растение, но в каком его состоянии?

6.Чем отличается зародыш двудольных растений от однодольных растений?

Вывод: семя-это растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

Послушайте стихотворение

«В каждом семени таится маленькая тайна» (ВИДЕО)

В каждом семени таится маленькая тайна,

Посмотришь - кажутся невзрачными совсем.

Но стоит уронить нечаянно,

Иль все же в землю опустить как в колыбель,

Прикрыть «пуховым одеялом»,

Я правду говорю, поверь,

Ты в сказку приоткроешь дверь.

В воде лишь надо растворить чуть-чуть тепла души,

Лучистую улыбку, добавить нежность рук

И сим раствором оросить, мой друг,

Все «сундучки» с секретом,

Замочки щёлкнут вдруг

Из них появятся при этом былинки малыши.

Такие нежные, такие разные,

Но, без сомнения, прекрасные,

На мать, – Весну, похожие и так же хороши!

Отвечают на вопросы.



















Делают вывод.



















































Смотрят Видео прорастания семени









































































Видео прорастания семени .


Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.Целеполагание.


Демонстрация коллекции сухих семян.

Учитель. Семена могут долго находится в зернохранилищах, в пакетах, емкостях. Знаете ли вы какова продолжительность жизни семян?

Постановка проблемы. Наблюдения показали, что семена далеко не всегда прорастают. Почему не прорастают семена? (ответы уч-ся).

Очевидно , что для прорастания семян необходимы определенные условия.

Ребята, помогите мне сформулировать тему урока и цель урока.

Какую проблему

сегодня мы будем исследовать?

Формулируется тема, цель урока, проблема исследования.

Да действительно сегодня на уроке мы будем говорить о прорастании семян, уточним условия их прорастания; зависимость этого процесса от факторов окружающей среды. Познакомимся с правилами их посева необходимыми для получения хорошего урожая; поговорим о росте и питании проростков.







Тема и цели урока – слайд 6.

Используется подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе

которых запрограммирован в самом вопросе.



4. Создания проблем-

ной ситуации


Ребята, а как же разбудить зародыш?

Какие условия среды нужно создать для того, чтобы он продолжил своё развитие?


Постановка проблемы урока






Проблема урока






Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

5.Исследовательская работа «Условия прорастания семян»



Я предлагаю вам заслушать отчет группы «Агрономическая лаборатория №1».




Слушают отчет.

Презентация

Исследовательская работа «Условия прорастания семян»


6."Откры

тие" нового знания.

Мини-экзамен.



Организует работу в группах по заданиям.

Задание 1 группе

С чего начинается прорастание семян?

У вас на столах лежат семена фасоли: сухие и смоченные водой. Внимательно рассмотрите их определите где - сухие, а где – смоченные водой семена и скажите, чем отличаются сухие семена от смоченных водой?

Задание 2 группе

Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужно тепло? Для дальнейшего роста и развития растения нужно тепло?

Пользуясь справочным материалом, установите, при какой температуре будут прорастать предложенные вами семена? (огурец) Почему семена разных растений засеивают в разные сроки?

Задание 3 группе

Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

Почему семена надо высеивать в рыхлую почву

-Заслушаем представителей групп.

Итак, мы выяснили, какие оптимальные условия необходимы для прорастания семян.

Давайте сделаем вывод: для прорастания семян нужна вода, тепло и воздух.

Задание 4 группе

Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются.

Почему для посева отбирают крупные семена?

Задание 5 группе

Могут ли на грядке семена взойти корешками вверх, а побегами вниз, если они были посеяны как попало?

Задание 6группе

. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?

ФИЗМИНУТКА

Задание 7 группе

Известно, что в практике с/х перед посевом семян проверяют их на всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.



-.



Составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.







Отвечают на вопросы.























Выступление представителей групп







Делают вывод.



Делают мультзарядку










Слайд 7



Работа в группах

















































































Слайд 8

Мультзарядка










Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре.

7. Практическая работа «Определение всхожести семян»



Ф.И.------------------------------- Дата:--------------------

Практическая работа

Определение всхожести семян.

Цель:

Ход работы:

1.Условия прорастания семян

1.

2.

3.

4.

2. Отбор семян для посева:

3.Проведите опыт по определению всхожести семян, используя инструкцию:

Инструкция

по определению всхожести семян.

1.Отсчитайте 100  семян.

2.Разложите на влажную марлю.

3.Накройте семена, чтобы не испарялась влага.

4.Поставьте в теплое место на 7-10 суток.

5. После появления молодого корешка, ежедневно делайте фото прорастающих семян. Вклейте полученные фотографии и подпишите, в какой день они были сделаны.

6. Посчитайте количество проросших семян.

7.Определите по формуле % всхожести.

Х= n*100/100, где n – число проросших семян.







Вывод:

Рекомендации:(таблица всхожести)

 Ответьте на вопросы: что вы узнали и чему научились?


Выполняют практическую работу.

Слайд 9



8. Первичное закрепле-

ние нового знания.


Выполните тест.

А. Чтобы семена проросли, им необходимо:

1. тепло, свет, вода; 2. Питательные вещества, тепло, воздух, вода.

Б. При этом семена:

1. набухнут; 2. Уменьшатся в весе.

В. Это объясняется тем, что:

1. в них поступает вода; 2. Из них выходит вода.

Г. Во время прорастания семян:

1. усиливается дыхание; 2. Ослабляется дыхание.

Д. А также:

1. увеличивается выделение тепла; 2. Уменьшается выделение тепла.




Индивидуальная работа с тестом

Составь рассказ, используя пункты А, Б, В, Г, Д.

Слайд 10


Познавательные УУД


9.Самостоятельная работа и проверка по эталону.


Ребята, проверяют тест.

Взаимопроверка по эталону на доске.

  1. 1 3 4 (2 балла)

  2. 2 (1 балл)

  3. 1 (1 балл)

  4. 3 4 2 1 (2 балла)

Поставьте баллы в лист самооценки.

Подведем итоги.

Ваша оценка.

Выставите себе оценку за урок.

Лестница успеха.

Проверка по эталону. Выставление баллов.

Проверка – слайд 11





















10.

Рефлексия


Ребята, удалось ли нам достичь целей урока?

Закончите некоторые из предложений...

1)      А вы знаете, что сегодня на уроке я.
2)      Больше всего мне понравилось .
3)      Самым интересным сегодня на уроке было.
4)      Самым сложным для меня сегодня бы.
5)      Сегодня на уроке я почувствовал.
6)       Сегодня я понял.
7)       Сегодня я научился.
8)       Сегодня я задумался.
9)       Сегодняшний урок показал мне.
10) На будущее мне надо иметь в виду.


Анализ собственной деятельности и деятельности класса на уроке

Рефлексия – слайд 12
































Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.

11. Домашнее задание


Выучить П.30стр.

Провести наблюдения.

Мы сегодня с вами раскрыли еще одну из многочисленных тайн природы, ведь их у нее бесчисленное количество, а каждый урок биологии – это вновь и вновь сделанное вами открытие.

Спасибо вам за урок!


Записывают домашнее задание

Д/З – слайд 10





Покажите друг другу свое настроение –







Задание 1 группе

С чего начинается прорастание семян?У вас на столах лежат семена фасоли: сухие и смоченные водой. Внимательно рассмотрите их определите где - сухие, а где – смоченные водой семена и скажите, чем отличаются сухие семена от смоченных водой?

Задание 2 группе

Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужно тепло? Для дальнейшего роста и развития растения нужно тепло?

Пользуясь справочным материалом, установите, при какой температуре будут прорастать предложенные вами семена? (огурец) Почему семена разных растений засеивают в разные сроки?

Задание 3 группе

Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?

Почему семена надо высеивать в рыхлую почву

Задание 4 группе

Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются.

Почему для посева отбирают крупные семена?

Задание 5 группе

Могут ли на грядке семена взойти корешками вверх, а побегами вниз, если они были посеяны как попало?

Задание 6группе

. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?

Задание 7 группе

Известно, что в практике с/х перед посевом семян проверяют их на всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.

Культура

Температура прорастания семян

Пшеница озимая

+1 – 2

Рожь озимая

+1 – 2

Ячмень озимый

+1 – 2

Пшеница яровая

+1 – 2

Редис яровой

+2 - 3

Горох

+2 – 3

Подсолнечник

+3 – 4

Морковь

+3 – 4

Капуста

+6 – 8

Кукуруза, просо

+8 – 10

Картофель

+ 7 – 8

Фасоль

+ 8 – 10

Помидоры

+ 10 – 12

Гречка

+ 5 – 8

Огурцы

+ 10 – 12

Арбуз

+ 12 – 15





Ф.И.------------------------------- Дата:--------------------

Практическая работа

Определение всхожести семян.



Цель:

Ход работы:

1.Условия прорастания семян

1.

2.

3.

4.

2. Отбор семян для посева:



3.Проведите опыт по определению всхожести семян, используя инструкцию:









Инструкция

по определению всхожести семян.

1.Отсчитайте 100  семян.

2.Разложите на влажную марлю.

3.Накройте семена, чтобы не испарялась влага.

4.Поставьте в теплое место на 7-10 суток.

5. После появления молодого корешка, ежедневно делайте фото прорастающих семян. Вклейте полученные фотографии и подпишите, в какой день они были сделаны.

6. Посчитайте количество проросших семян.

7.Определите по формуле % всхожести.

Х= n*100/100, где n – число проросших семян.











Вывод:

Рекомендации:(таблица всхожести)

 Ответьте на вопросы: что вы узнали и чему научили?

Составь рассказ, используя пункты А, Б, В, Г, Д.

А. Чтобы семена проросли, им необходимо:

1. тепло, свет, вода;

2. Питательные вещества, тепло, воздух, вода.

Б. При этом семена:

1. набухнут;

2. Уменьшатся в весе.

В. Это объясняется тем, что:

1. в них поступает вода;

2. Из них выходит вода.

Г. Во время прорастания семян:

1. усиливается дыхание;

2. Ослабляется дыхание.

Д. А также:

1. увеличивается выделение тепла;

2. Уменьшается выделение тепла.







Лист самооценки ученика (цы) ____ класса



________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Баллы


Готовность к уроку




Активность на уроке




Итоговая оценка




Заявка на оценку:

  • За ответ у доски – 3 балла.

  • За ответ на вопрос - 1 балл

  • За добавление - 1 балл.

  • За возражение – 1 балла

  • За работу в группе – до 3 баллов.

  • За тест – 6 баллов

«5» - 11-12 баллов

«4»- 8 -10 баллов

«3» - 6-7 баллов

Менее 6 баллов – нужно поработать

ГЕНИЙ – 15 баллов

Не забывайте ставить баллы в листы самооценки.

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА





Закончите некоторые из предложений...

    1. А вы знаете, что сегодня на уроке я.



2)      Больше всего мне понравилось .


3)      Самым интересным сегодня на уроке было.


4)      Самым сложным для меня сегодня бы.


5)      Сегодня на уроке я почувствовал.


6)       Сегодня я понял.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!