Технологическая карта урока .
Этап обучения | Урок 7 в теме «Жизнь растений» |
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Тема урока | Прорастание семян |
Цель урока | Изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды. |
Задачи урока | Образовательные Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме. Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян. Развивающие Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их. Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний. Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитательные Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе. |
Планируемые результаты обучения | Личностные: - формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками полезной, творческой деятельности. Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности; -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника и раздаточном материале, анализировать и оценивать информацию; преобразовывать информацию из одной в другую; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии , аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Предметные: 1). В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение этапов прорастания семян растений; - различение на таблицах и рисунках частей семян; -овладение методами постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов; 2). В сфере трудовой деятельности: - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; -соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (семена, пробирки). |
УУД | Личностные УУД Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре. Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. |
Вид урока | Проблемный урок смешанного обучения |
Структура урока | Мотивационный этап. Актуализация знаний. Целеполагание. Создания проблемной ситуации. Исследовательская работа «Условия прорастания семян» "Открытие" нового знания. Мини-экзамен. Практическая работа «Определение всхожести семян.» Первичное закрепление новых знаний. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Рефлексия. Домашнее задание |
Основные понятия | Условия прорастания семян растений, жизненный цикл семя. |
Межпредметные связи | Экология |
Ресурсы | 1.В.В.Пасечник Биология. Многообразие покрытосемянных растений 6 класс.Изд.:Дрофа. 2.В.В.Пасечник. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Изд.: Дрофа. 3.В.В.Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (Тестовые задания ЕГЭ) Изд.: Дрофа. 4.Электронные ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=L_lOh3pmE5c https://www.youtube.com/watch?v=WbDo8-n5R94&list=PL7QXw8HHPFxNHpoeD9_l2lsnXviDxWf19&index=10 5.ПК; мультимедиапректор, экран, видеофильмы 6.Рабочий лист для каждого учащегося (лист с заданиями для индивидуальной работы) 7.Раздаточный материал для групповой работы. 8.Видео Прорастание семениhttps://www.youtube.com/watch?v=nzJYwlq2MAs 9.Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=KsUToN0Mt64 10Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000074b-1000-4ddd-c9ec-5a00475d4309/443.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0d14-0a01-022a-0072-a664be688ba9/index_listing.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d- -
|
Формы проведения урока | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Методы | Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (постановка опыта, работа с рисунками) Дополнительные: частично – поисковый. Методы контроля: выполнение теста с самопроверкой. |
Оборудование | Мультимедиапроектор, ноутбук,, презентация, магниты, карточки с названиями периодов, семена моркови, гречихи, фасоли, редиса, огурцов, гороха, томата, капусты, пшеницы, проростки семян фасоли, стаканы, стакан с водой, салфетки, набухшие семена фасоли. |
Ход урока
Этап урока | | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методические комментарии | УУД |
1.Мотивационный этап. | | -Здравствуйте, дорогие мои ученики! - Я рада приветствовать вас на нашем уроке биологии! Он у нас сегодня не такой как всегда. У нас гости. -Здравствуйте, дорогие мои коллеги. Хочу напомнить вам правила совместной работы на уроке. Правила совместной работы: 1. Слушать, говорить, спорить. 2. Быть активным. 3. Стремиться к успеху. Итак, делаем заявку на оценку. Заявка на оценку: За ответ у доски – 3 балла. За добавление - 1 балл. За возражение – 1 балла. За работу в группе – до 1 баллов. За тест – 6 баллов (онлайн – 10 баллов) «5» - 11-12 баллов «4»- 8 -10 баллов «3» - 6-7 баллов Менее 6 баллов – нужно поработать ГЕНИЙ – 15 баллов Не забывайте ставить баллы в листы самооценки. |
Слушают учителя.
Анализируют правила.
Делают заявку на оценку. |
Слайд 2 Правила совместной работы. Лист самооценки. Заявка на оценку Лестница успеза. Слайд 3-5
|
Регулятивные УУД :формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
2. Актуализации знаний | | Фронтальная беседа по вопросам. 1.Что такое семя? 2.На какие 2 группы делятся растения по строению семени? 3.Что сходное в строении однодольных и двудольных растений? 4. Какое строение имеет зародыш? 5. Можно ли сказать, что зародыш в семени- это растение, но в каком его состоянии? 6.Чем отличается зародыш двудольных растений от однодольных растений? Вывод: семя-это растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ. Послушайте стихотворение «В каждом семени таится маленькая тайна» (ВИДЕО) В каждом семени таится маленькая тайна, Посмотришь - кажутся невзрачными совсем. Но стоит уронить нечаянно, Иль все же в землю опустить как в колыбель, Прикрыть «пуховым одеялом», Я правду говорю, поверь, Ты в сказку приоткроешь дверь. В воде лишь надо растворить чуть-чуть тепла души, Лучистую улыбку, добавить нежность рук И сим раствором оросить, мой друг, Все «сундучки» с секретом, Замочки щёлкнут вдруг Из них появятся при этом былинки малыши. Такие нежные, такие разные, Но, без сомнения, прекрасные, На мать, – Весну, похожие и так же хороши! | Отвечают на вопросы.
Делают вывод.
Смотрят Видео прорастания семени |
Видео прорастания семени . | Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира. 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. |
3.Целеполагание. | | Демонстрация коллекции сухих семян. Учитель. Семена могут долго находится в зернохранилищах, в пакетах, емкостях. Знаете ли вы какова продолжительность жизни семян? Постановка проблемы. Наблюдения показали, что семена далеко не всегда прорастают. Почему не прорастают семена? (ответы уч-ся). Очевидно , что для прорастания семян необходимы определенные условия. Ребята, помогите мне сформулировать тему урока и цель урока. Какую проблему сегодня мы будем исследовать? Формулируется тема, цель урока, проблема исследования. Да действительно сегодня на уроке мы будем говорить о прорастании семян, уточним условия их прорастания; зависимость этого процесса от факторов окружающей среды. Познакомимся с правилами их посева необходимыми для получения хорошего урожая; поговорим о росте и питании проростков. | |
Тема и цели урока – слайд 6. Используется подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе которых запрограммирован в самом вопросе. | |
4. Создания проблем- ной ситуации -
| | Ребята, а как же разбудить зародыш? Какие условия среды нужно создать для того, чтобы он продолжил своё развитие? | Постановка проблемы урока
| Проблема урока
| Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
5.Исследовательская работа «Условия прорастания семян» | | Я предлагаю вам заслушать отчет группы «Агрономическая лаборатория №1».
| Слушают отчет. | Презентация Исследовательская работа «Условия прорастания семян» | |
6."Откры тие" нового знания. Мини-экзамен. | | Организует работу в группах по заданиям. Задание 1 группе С чего начинается прорастание семян? У вас на столах лежат семена фасоли: сухие и смоченные водой. Внимательно рассмотрите их определите где - сухие, а где – смоченные водой семена и скажите, чем отличаются сухие семена от смоченных водой? Задание 2 группе Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужно тепло? Для дальнейшего роста и развития растения нужно тепло? Пользуясь справочным материалом, установите, при какой температуре будут прорастать предложенные вами семена? (огурец) Почему семена разных растений засеивают в разные сроки? Задание 3 группе Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве? Почему семена надо высеивать в рыхлую почву -Заслушаем представителей групп. Итак, мы выяснили, какие оптимальные условия необходимы для прорастания семян. Давайте сделаем вывод: для прорастания семян нужна вода, тепло и воздух. Задание 4 группе Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются. Почему для посева отбирают крупные семена? Задание 5 группе Могут ли на грядке семена взойти корешками вверх, а побегами вниз, если они были посеяны как попало? Задание 6группе . Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена? ФИЗМИНУТКА Задание 7 группе Известно, что в практике с/х перед посевом семян проверяют их на всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.
-. |
Составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.
Отвечают на вопросы.
Выступление представителей групп
Делают вывод.
Делают мультзарядку
|
Слайд 7
Работа в группах
Слайд 8 Мультзарядка
| Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре. |
7. Практическая работа «Определение всхожести семян» | | Ф.И.------------------------------- Дата:-------------------- Практическая работа Определение всхожести семян. Цель: Ход работы: 1.Условия прорастания семян 1. 2. 3. 4. 2. Отбор семян для посева: 3.Проведите опыт по определению всхожести семян, используя инструкцию: Инструкция по определению всхожести семян. 1.Отсчитайте 100 семян. 2.Разложите на влажную марлю. 3.Накройте семена, чтобы не испарялась влага. 4.Поставьте в теплое место на 7-10 суток. 5. После появления молодого корешка, ежедневно делайте фото прорастающих семян. Вклейте полученные фотографии и подпишите, в какой день они были сделаны. 6. Посчитайте количество проросших семян. 7.Определите по формуле % всхожести. Х= n*100/100, где n – число проросших семян.
Вывод: Рекомендации:(таблица всхожести) Ответьте на вопросы: что вы узнали и чему научились? | Выполняют практическую работу. | Слайд 9 | |
8. Первичное закрепле- ние нового знания. | | Выполните тест. А. Чтобы семена проросли, им необходимо: 1. тепло, свет, вода; 2. Питательные вещества, тепло, воздух, вода. Б. При этом семена: 1. набухнут; 2. Уменьшатся в весе. В. Это объясняется тем, что: 1. в них поступает вода; 2. Из них выходит вода. Г. Во время прорастания семян: 1. усиливается дыхание; 2. Ослабляется дыхание. Д. А также: 1. увеличивается выделение тепла; 2. Уменьшается выделение тепла. |
Индивидуальная работа с тестом | Составь рассказ, используя пункты А, Б, В, Г, Д. Слайд 10 | Познавательные УУД |
9.Самостоятельная работа и проверка по эталону. | | Ребята, проверяют тест. Взаимопроверка по эталону на доске. 1 3 4 (2 балла) 2 (1 балл) 1 (1 балл) 3 4 2 1 (2 балла) Поставьте баллы в лист самооценки. Подведем итоги. Ваша оценка. Выставите себе оценку за урок. Лестница успеха. | Проверка по эталону. Выставление баллов. | Проверка – слайд 11
| |
10. Рефлексия | | Ребята, удалось ли нам достичь целей урока? Закончите некоторые из предложений... 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я. 2) Больше всего мне понравилось . 3) Самым интересным сегодня на уроке было. 4) Самым сложным для меня сегодня бы. 5) Сегодня на уроке я почувствовал. 6) Сегодня я понял. 7) Сегодня я научился. 8) Сегодня я задумался. 9) Сегодняшний урок показал мне. 10) На будущее мне надо иметь в виду. | Анализ собственной деятельности и деятельности класса на уроке | Рефлексия – слайд 12
| Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
11. Домашнее задание | | Выучить П.30стр. Провести наблюдения. Мы сегодня с вами раскрыли еще одну из многочисленных тайн природы, ведь их у нее бесчисленное количество, а каждый урок биологии – это вновь и вновь сделанное вами открытие. Спасибо вам за урок! | Записывают домашнее задание | Д/З – слайд 10
Покажите друг другу свое настроение – | |
Задание 1 группе
С чего начинается прорастание семян?У вас на столах лежат семена фасоли: сухие и смоченные водой. Внимательно рассмотрите их определите где - сухие, а где – смоченные водой семена и скажите, чем отличаются сухие семена от смоченных водой?
Задание 2 группе
Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужно тепло? Для дальнейшего роста и развития растения нужно тепло?
Пользуясь справочным материалом, установите, при какой температуре будут прорастать предложенные вами семена? (огурец) Почему семена разных растений засеивают в разные сроки?
Задание 3 группе
Почему многие семена не прорастают при избытке воды в почве?
Почему семена надо высеивать в рыхлую почву
Задание 4 группе
Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются.
Почему для посева отбирают крупные семена?
Задание 5 группе
Могут ли на грядке семена взойти корешками вверх, а побегами вниз, если они были посеяны как попало?
Задание 6группе
. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Задание 7 группе
Известно, что в практике с/х перед посевом семян проверяют их на всхожесть. Объясните, как и зачем это делают.
Культура | Температура прорастания семян |
Пшеница озимая | +1 – 2 |
Рожь озимая | +1 – 2 |
Ячмень озимый | +1 – 2 |
Пшеница яровая | +1 – 2 |
Редис яровой | +2 - 3 |
Горох | +2 – 3 |
Подсолнечник | +3 – 4 |
Морковь | +3 – 4 |
Капуста | +6 – 8 |
Кукуруза, просо | +8 – 10 |
Картофель | + 7 – 8 |
Фасоль | + 8 – 10 |
Помидоры | + 10 – 12 |
Гречка | + 5 – 8 |
Огурцы | + 10 – 12 |
Арбуз | + 12 – 15 |
Ф.И.------------------------------- Дата:--------------------
Практическая работа
Определение всхожести семян.
Цель:
Ход работы:
1.Условия прорастания семян
1.
2.
3.
4.
2. Отбор семян для посева:
3.Проведите опыт по определению всхожести семян, используя инструкцию:
Инструкция
по определению всхожести семян.
1.Отсчитайте 100 семян.
2.Разложите на влажную марлю.
3.Накройте семена, чтобы не испарялась влага.
4.Поставьте в теплое место на 7-10 суток.
5. После появления молодого корешка, ежедневно делайте фото прорастающих семян. Вклейте полученные фотографии и подпишите, в какой день они были сделаны.
6. Посчитайте количество проросших семян.
7.Определите по формуле % всхожести.
Х= n*100/100, где n – число проросших семян.
Вывод:
Рекомендации:(таблица всхожести)
Ответьте на вопросы: что вы узнали и чему научили?
Составь рассказ, используя пункты А, Б, В, Г, Д.
А. Чтобы семена проросли, им необходимо:
1. тепло, свет, вода;
2. Питательные вещества, тепло, воздух, вода.
Б. При этом семена:
1. набухнут;
2. Уменьшатся в весе.
В. Это объясняется тем, что:
1. в них поступает вода;
2. Из них выходит вода.
Г. Во время прорастания семян:
1. усиливается дыхание;
2. Ослабляется дыхание.
Д. А также:
1. увеличивается выделение тепла;
2. Уменьшается выделение тепла.
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Критерии | Мои комментарии | Баллы |
Готовность к уроку | | |
Активность на уроке | | |
Итоговая оценка | | |
Заявка на оценку: За ответ у доски – 3 балла.
За ответ на вопрос - 1 балл
За добавление - 1 балл.
За возражение – 1 балла
За работу в группе – до 3 баллов.
За тест – 6 баллов
«5» - 11-12 баллов
«4»- 8 -10 баллов
«3» - 6-7 баллов
Менее 6 баллов – нужно поработать
ГЕНИЙ – 15 баллов
Не забывайте ставить баллы в листы самооценки.
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА
Закончите некоторые из предложений...
А вы знаете, что сегодня на уроке я.
2) Больше всего мне понравилось .
3) Самым интересным сегодня на уроке было.
4) Самым сложным для меня сегодня бы.
5) Сегодня на уроке я почувствовал.
6) Сегодня я понял.