I. Организационный (2 мин) | - (1 слайд, улыбающееся солнце с лучиками) Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Чтобы наш урок прошёл сегодня в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите свои ладошки так, чтобы они стали тёплыми. А теперь прикоснитесь к ладошкам соседа – подарите своё тепло и возьмите от него частичку теплоты. - Огромное солнце не делим на части, И вечную землю нельзя поделить. А капельку счастья, тепла и удачи Ты можешь всегда подарить. -И я дарю вам всем своё тепло и желаю удачи. - Ребята, обратите внимание, на партах у каждого из вас лежат рабочие листы. (приложение №1) В них есть задания, которые вы будете выполнять в течение нашего урока, а также оценивать свою работу и соседа по парте. И в конце урока подведем итоги. Подпишите их, пожалуйста. | Приготовиться к уроку, настроиться на работу Дети подписывают рабочие листы. |
II. Актуализация опорных знаний | Математический диктант. Итак, 1 задание - математический диктант. Я буду зачитывать высказывания, а вы на обратной стороне оценочного листа запишите «+» если данное утверждение верно, «-» если утверждение не верно. (слайд 2) 1. Натуральные числа - это числа, которые используют при счёте. (+) 2. Наименьшим натуральным числом является 0. (-) 3. Наибольшее натуральное число - это 1000. (-) 4. Обыкновенная дробь - это частное двух чисел, записанное определенным образом.(+) 5. Натуральное число всегда можно представить в виде обыкновенной дроби со знаменателем 1. (+) 6. 0, 5 это половина единицы. (+) 7. 0, 25 это треть единицы. (-) 8. Любое число можно представить в виде десятичной дроби. (-) 9. Точка с координатой минус десять на координатной прямой находится правее начала координат.(-) 10. Точка с координатой минус два на координатной прямой находится левее начала отсчета (+) Проведите взаимопроверку с помощью ключа: + - - + + + - - - +, таблица оценивания (слайд 3): 5-6б «3»; 7-8б «4»; 9-10б «5»; Подсчитайте верно выполненные задания, запишите количество баллов в оценочный лист. Какие утверждения у вас вызвали сомнения? Поднимите руки, кто справился с разминкой на 10 баллов. Молодцы! Постановка основной цели и формулирование темы урока. «Сущность вещей есть число, которое вносит во всё единство и гармонию» (слайд 4) Это высказывание о числах принадлежит древнегреческому математику, философу – идеалисту Пифагору. Мы с вами живем в мире чисел, а в школьные годы учимся работать с ними. Вот и сегодня мы продолжаем эту работу. - Скажите, какие числа вы знаете? - Какие числа называются натуральными? - Приведите примеры положительных чисел. - Назовите отрицательные числа. - Какие числа называются дробными? - Что вы можете сказать о целых числах? - Какие числа относятся к целым? - Правильно, но есть и другие числа, которые тоже считаются целыми. - А какие числа называются рациональными? Этот вопрос вызвал у вас наибольшее затруднение, так как вы не знакомы с данным математическим понятием. - Значит, с какими числами мы будем работать на сегодняшнем уроке? Правильно, а также вы узнаете всё о целых числах. - Какова же основная цель нашего урока? (слайд 5) - Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока: - (слайд 6) Откройте тетради, запишите число: 24.01, классная работа и тема урока: Целые числа. Рациональные числа. | Работа в рабочих листах. Выполняют взаимопроверку с помощью ключа и записывают количество баллов в оценочный лист Работают по презентации Ответы детей: натуральные, положительные, отрицательные, дробные. Числа, которые мы употребляем при счёте предметов: 1, 2, 3, … Приводят примеры. Приводят примеры. Числа, которые представлены в виде дроби У них нет дроби. 2, 7, 13, … ? С рациональными. Познакомиться с целыми и рациональными числами. Целые числа. Рациональные числа. Дети записывают в тетради. Антонимы Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Наверное, да. Числа. Положительные и отрицательные. Нет. А и С. 6 единичных отрезков. Записывают в тетради. 0. Записывают правило. |
III Изучение нового материала. | - А сейчас послушайте меня внимательно, в русском языке вы изучали такие пары слов: громко – тихо, молодой – старый, много – мало, да – нет. Как они называются? - Что это такое «антонимы»? - А как вы думаете, в математике есть что-нибудь противоположное? - И что же это? - Какие числа, на ваш взгляд, можно назвать противоположными? - Давайте подумаем, а все ли положительные числа противоположны отрицательным? Например, число «5» будет противоположно числу «-2»? (Слайд 7) Рассмотрим координатную прямую, на которой отмечены точки: А (-6), В(-1,5), С(6), D(1,2), E(-3 ) Какие точки одинаково удалены от начала отсчета и находятся по разные стороны от нее? Чему равно расстояние (в един. отрезках) от точки О (начала отсчета) до точек А и С? - Числа 6 и -6 называются противоположными. Обозначение: (Слайд 8) -а означает число, противоположное числу а -(-а)=а. (число, противоположное числу – а равно а) Запишите это в тетрадь. - Как вы думаете, какое число противоположно 0? Правильно: (Слайд 9) Целые числа Класс целых чисел
Противоположные натуральным Натуральные числа
Нуль - Запишите правило из учебника в тетрадь на стр.187. И если к целым числам добавить дробные, то вместе они образуют рациональные числа Слайд 7 Рациональные числа (схема) Слайд 10 Рациональные числа Целые числа Дробные числа Противоположные натуральным Натуральные числа Нуль Вывод: То есть, все числа, которые вам известны, относятся к множеству рациональных чисел. |
IV.Первичное закрепление материала. | Ну вот немного отдохнули и продолжаем нашу работу - Выполним устно № 871. Найдите его в учебнике. - Молодцы! А теперь №874. И поработаем с №875 | Работают с учебником, отвечают устно №871: 1)-6; 2)7; 3)-0,9; 4)0; 5)-7,2; 6)23; 7)13,4 № 874: 1)да; 2)да; 3)да; 4)нет; 5)да; 6) да; 7)нет; 8)да; 9) да; 10)нет №875: 5; 324;35; 976 5;-7;0; -125; 324; -2; 35; -79; 976 5; ½; 8,6; 324; 15 3/7; 35; 13,65; 976 -7; 0; -3,7; -125; -27 11/19; -2; -79 -7; -125; -2; -79 ½; 8,6; 15 3/7; 13,65 |
IV. Применение новых знаний. | 1. Работа в учебнике 1)№880 выполним письменно в тетради, один учащийся у доски 2. Самостоятельная работа 2)Слайд 11 Ребята, а сейчас вам надо выполнить небольшую самостоятельную работу. На листах у вас даны вопросы и ответы к ним. Вы должны стрелками соединить вопрос и правильный ответ к нему. (приложение 2) Слайд 12 Оцените свою работу и поставьте оценку в рабочий лист 3б «3»; 4б «4»; 5б «5»; 3. Работа в парах 3) Теперь по новой теме предлагаю вам самостоятельно составить кластер. Дам подсказку, вам нужно только правильно расположить карточки, то есть найти их правильное место. У вас на партах разрезанные листы с названием чисел, которые вы уже знаете и с которыми сегодня познакомились. Составьте из них схему (приложение 3) Слайд 13
Натуральные числа | 1)работают у доски и на местах № 880: 5; 4; 3; 2; 1; -5; -4; -3; -2; -1 Единичный отрезок в 1 клетку 2) работают самостоятельно на листах и сверяют с доской. Выставляют оценки в рабочий лист Составляют схему, сверяют с доской правильность составления Рациональные числа Дробные числа Целые числа Противоположные натуральным Десятичные дроби Обыкновенные дроби Нуль |