СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока родного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного русского языка в 1 классе по теме "Дом в старину: что как называлось". Тип урока - окрытие нового знания. Урок тесносвязан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки. Материал урока разработан на краеведческом материале школьного музея "История села Козьмодемьяновка".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока родного языка»

Технологическая карта урока родного русского языка


Автор: Бочарова Неля Александровна

учитель начальных классов

Козьмодемьяновского филиала

МБОУ 2-Гавриловской сош

Гавриловского района


Тема урока:  «Дом в старину: что как называлось».  

Класс:

Тип урока:  Урок открытия  нового знания. 

Цель:   изучить быт русского народа; развить интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

 Задачи

  • познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.); 

  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.);

  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.


Образовательные  технологии: информационно-коммуникационные, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления (ТРКМ); игровые технологии, личностно-ориентированные, здоровьесберегающиие.

Форма организации учебной деятельности обучающихся:  групповая работа, фронтальная работа, коллективная, индивидуальная. 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, проблемно-поисковый метод.

Оборудование: учебник «Родной язык» 1 класс, О.М. Александрова и др.; карточки  для работы в группах; презентация; приложение1, приложение 2, компьютер, экран, проектор, классная комната школьного музея «История села Козьмодемьяновки».

Планируемые результаты: 

Личностные  УУД 

  • научатся применять знания для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях; 

  • объективная оценка результатов своей деятельности; 

  • эмоционально - положительно воспринимать изучаемый предмет; 

  • способствовать развитию интереса к изучению учебного предмета. 

 Метапредметные УУД 

Регулятивные УУД 

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;  

  • самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 

  • целеполагание; 

  • волевая регуляция в ситуации затруднения; 

  • уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве; 

  • контроль в форме сличения способа действия и его результат с заданным эталоном, коррекция, оценка; 

Познавательные УУД 

  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; 

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; 

  • проводить несложные обобщения и использовать знания; 

  • формулировать проблемы, структурировать знания; 

Коммуникативные УУД 

  • строить речевое высказывание в устной форме; 

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  

  • аргументация своего мнения, учёт разных мнений; 

  • уметь работать в парах 

Предметные УУД 

  • через историю русской избы показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла изба и предметы быта; учить по избе определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус; познакомить детей с новыми словами, с названиями предметов быта и частями избы.




Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) 

Содержание деятельности педагога 

Содержание деятельности  обучающихся 

Инструмент

тарий 

регулятивная 

познавательная 

коммуникативная 

 

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности. (5 мин)

Цель: мотивирование  учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания

Личностные:  

  научатся применять знания  для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения  знаний в повседневных ситуациях; 

   способствовать развитию интереса к изучению учебного предмета. 

Коммуникативные:  

строить речевое высказывание в устной форме 

Регулятивные:  

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;  

 

- Ребята, девизом урока сегодня я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость: 

«Расскажи – и я забуду, 

покажи – и я запомню, 

дай попробовать – и я пойму» 

- Как, вы понимаете эти слова? 

 

- Если бы вам сегодня на уроке предложили на выбор три пути: Путь Подражания, Путь Опыта и Путь Размышления, по какому бы пути вы захотели пойти? Почему? 

- В конце урока мы снова вернемся к этому вопросу, и вы скажете, каким путем вы шли и почему? 

- Я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы 

(предположительные ответы детей) 

 

 

 

 

(предположительные ответы детей) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включаются  в  обсуждение 

 

- Лучше и быстрее понимаешь и запоминаешь, если сам ищешь ответы на вопросы, а не когда тебе просто говорят.

 - Чтобы развивать ум и сообразительность  

 - Если мы выберем путь Размышления, это даст нам возможность самим справляться с трудными заданиями. Если выберем путь Опыта, т.к. будем опираться на свои имеющиеся знания. Путь Подражания не подходит, так как, подражая нельзя затем самому справиться с поставленной проблемой, привыкаешь действовать по образцу. 

 

 

 

Слайд 2

 

Этап 2: Актуализация и пробное учебное действие. (7 мин)

Цель: актуализация  знаний и  изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

Личностные  

уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве; 

Регулятивные:  

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 

  целеполагание; 

Коммуникативные: 

  строить речевое высказывание в устной форме; 

  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  

  аргументация своего мнения, учёт разных мнений; 

Познавательные: 

   проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; 

   проводить несложные обобщения и использовать знания.

1. Прием ТРКМ «Корзина идей»

- Прослушайте отрывок из песни.

(Фрагмент песни «Дом» на стихи М.Гальперрина)

- О чем мечтал человек в этой песне?

- Какие идеи, ассоциации, связанные с этим словом, у вас возникают?

(Перечисленные идеи записываются на доске.)


- Посмотрите на фотографии и скажите, как называются дома, в которых мы с вами живет?

2. Игра «Собери слова»

- У вас на партах есть буквы, надо собрать их в слова.

(мазанка, изба)

- Какие слова получились?

- Откройте тетради, записываем число, классная  работа. 

- Давайте эти слова прикрепим на доске и запишем в рабочую тетрадь.

 

Фронтальная работа 

 

 Отвечают на вопросы.

  


 

 

 


Работа в группах





Работа в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Высказывают идеи, ассоциации.

 

 

 

 

 Небоскребы, многоквартирные

дома, коттеджи, деревенский дом



Собирают слова: мазанка, изба.

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 


Слайд 3



Карточки с буквами

Этап 3: Выявление места и причин затруднения. (3 мин)

Цель: создание  условий для проведения учащимися подробного анализа своих действий;

организация  выявления  и фиксации учащимися места и причины затруднения.

 Регулятивные:

определяют и формулируют учебную задачу; в соответствии с ней планируют свои

действия.

Познавательные:

находят необходимую

дополнительную

информацию.

Коммуникативные:

включаются в совместную работу; формулируют и обосновывают свое мнение.


 Прием ТРКМ «Корзина идей».

- Какие ассоциации, идеи, связанные с этими словами у вас возникают?

(Перечисленные идеи записываются на доске под словами)

-Ребята, столкнулись ли вы с затруднениями? 

-Вы знаете, в каких домах жили раньше люди и как они назывались?

- Почему? 

- Какая же тема нашего урока?

- Что вы узнаете?

- Какую цель вы поставите?

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.


-Мы не знаем значение этих слов.

 - Потому что в таких домах человек уже не живет.

-Дом в старину.

 








-Как назывались жилища в старину.


  Высказывают ассоциации, идеи.





Называют тему урока.

 Доска

Этап 4: Разработка плана по выходу  из создавшегося затруднения. (8 мин)

Цель: формулирование  конкретной  цели, составление  плана будущих учебных действий.

Регулятивные:

самостоятельно выделяют и осознанно формулируют

познавательную цель.

Познавательные:

выполняют логические

операции анализа,

сравнения, классификации

и отнесения к известным

понятиям.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном

обсуждении проблемы;

проявляют интерес к

чужому мнению.

Личностные:

осознают

неполноту знаний;

проявляют учебную

активность.

Предметные:

обогащают словарный запас, развивают устную и письменную речь.

- Сегодня мы поговорим о жилище – том месте, где наши предки отдыхали, спали, согревались и готовили себе пищу. Все вы читали или слушали русские сказки, смотрели снятые по ним художественные и мультипликационные фильмы. Поэтому вам не составит труда вспомнить, как называлось жилище русского крестьянина.

- Откуда же мы узнаем сведения о старинных жилищах?

- Мы отправляемся в наш школьный музей «История села Козьмодемьяновки». Здесь мы посмотрим, в каких домах жили наши односельчане.

- Перед вами изображение старинного дома на рис.1






- Что вы видите, опишите. Такой дом назывался мазанка. Это жилище, стены которого обмазывались слоем влажной глины. Запишите это слово в тетрадь.

- Быт крестьян до революции был скромный. Крестьяне жили в деревянных избах, под соломенными крышами. Внутри изба никогда не обмазывалась. В редких избах у зажиточных крестьян обивалась досками и внутри и снаружи.

- Из воспоминаний сторожил села: «В

конце ХVIII века на берег реки Ира пришел

первый поселенец Поликарп с шестью

сыновьями». Поликарп посилился на правом берегу реки, в том месте, где сейчас живет Лачков Александр Иванович. (Рис.2)

- Посмотрите на изображение рисунка 3. Это дом, рубленный из дерева в нем живет, бабушка Клава. (Рис.3) Её дом называется изба. Запишите в тетрадь.


Детский «народный словарик».


Посмотрите, как красиво украшены русские дома. Вот окна, а вот ставни, а вот наличники, а вот причелина.

(Педагог указывает на дом бабушки Клавы рис.3)

-Какие новые слова появились в словарике? Объясним их значение.

В.И.Даль и С.И.Ожегов так объясняют данные слова. Ставни – деревянные затворы к окнам. Наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме. Причелина – это подоконник или же вообще верхний или же нижний косяк в окнах и в дверях. Все это украшения и обереги дома. Наши предки берегли свой дом, потому что дом был домом Рода, поэтому мы и посей день, говорим – родной дом.










- Сведения мы можем узнать в музее.



Учащиеся определяют, что передними – изба.



- Соломенная крыша, бревна, глина.
























Словарная работа.




                    

 Узнают о крестьянских домах.

 

 

 

 

 

 

 

 




Знакомятся со значением слова – мазанка.
















Знакомятся со значением слова – изба.








Записывают в рабочую тетрадь: словарную работу и новые слова (ставни, наличники, причелина)

Отвечают на вопросы.
















Работают с фотографиями.




Работают в тетрадях.




















 

 Стенд «Старинное село».

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5 (Рис.1) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 6 (Рис.2)

 

 

 Слайд 6 (Рис.3)

 

 

Физкультминутка (2 мин)

Этап 5: Реализация построенного проекта. (5 мин)

Цель:  познакомиться с внутренним убранством крестьянской избы.

Регулятивные:

 предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, 

его временных характеристик

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в 

зависимости от конкретных 

условий.

Личностные:

выражать положительное 

отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Предметные:

знакомятся с предметами интерьера русской избы.

-Ребята, давайте заглянем внутрь избы.

-Вы разделены на группы. Во время моего

объяснения и просмотра презентации вам необходимо заполнить таблицу, в которую вы записываете названия предметов интерьера, их предназначение и месторасположение в избе.

  -В каждом доме в красном углу был большой иконостас. Красный угол от слова «красивый» - духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке – иконы в окладах, украшенные тканными и вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. Под иконостасом стоял стол и лавки. Столы делались сельскими мастерами, обязательно с двумя ящиками, в одном хранили хлеб, в другом – ложки и чашки. Спали на широких лавках, которые были приделаны по стене. На ночь для спанья молодым на полу стелилась солома и

накрывалась подстилками. Для старших на

лавках в холодное время стелились шубы.

Старики и самые маленькие обычно спали на печи. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Почти в каждой избе печка стояла не в плотную к стене, и это пространство вровень с печью застилалось досками и называлось палатьями. У печи стояла судняя лавка, на ней и под ней стояли чугуны, ведра с водой, даже с закваской

для выпечки хлеба. Рядом с печью стояли

ухваты, рогачи, кочерга. Печи топились навозом т.к. лесов у нас не было, а значит и дров тоже. А сама печь топилась

обязательно рано утром. В печи готовили завтрак и обед для всей семьи. Топили даже летом, поэтому можно себе представить, как жарко было в избе. Непременной принадлежностью каждой крестьянской избы была детская зыбка, которая была подвешена к матице. Матица - это перекладина потолка. Посмотрите, как красиво она убрана лоскутным одеялом, которое шилось вручную. К зыбке приделана петля из веревки, чтобы хозяйка ногой раскачивала зыбку, а сама в этот момент пряла, либо вязала вещи.

Перед вами инструменты рукоделия, а также изделия, ткали и вышивали мастерицы в каждой семье. Любили русские люди почаёвничать, то есть чай из самовара попить. Особенно после

 баньки. Пили чай из блюдечка, 

прикусывали кусочками сахара. По вечерам в избе зажигали свет, а поскольку электричество еще не изобрели, то помещение освещалось при помощи лучины.

Работают в группах.


Участвуют в диалоге.

Воспринимают презентацию, рассматривают фотографии.

 

 Знакомство с новыми словами.

 

Анализируют новые сведения о предметах интерьера русской избы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заполнение таблицы.

 

 

 

 Экспозиция «Уголок крестьянской избы»



Слайды 8














Слайд 9

















Слайд 10

Этап 6: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин)

Цель: создание  условий для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою 

деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая 

осуществление

 предвосхищающего

 контроля в сотрудничестве с учителем и коллективной работе, все  сверстниками;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой 

информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

 оценивание усваиваемого 

содержания, обеспечивающие личностный моральный 

выбор.

Предметные:

знакомятся со значением и написанием новых слов.


- Вы добыли много информации. Давайте проверим заполненные вами таблицы. Прочитаем названия предметов интерьера, их предназначение и месторасположение в избе.

- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости в себя вобрала! Что вы увидели в избе?

- Как вы поняли, что такое красный угол? Где он располагается? Что в нем находится?

- Что стояло под иконостасом?

- Что в крестьянской избе являлось символом добродетели и тепла?

- Почему на ней спали маленькие дети и старики?

-А как вы поняли, что такое палатья?

- Какие предметы быта находились у печи?

- для чего они были нужны? Есть ли такие предметы в ваших домах? Нужны ли они современным хозяйкам?

- Для чего была нужна в избе зыбка?

- К чему она подвешена? Как вы поняли значение слова матица?

-


- Красный, то есть «красивый». Он располагается в переднем углу. В нем находится божница.

-Под иконостасом находились стол и лавки.

- Это печь.

- Палатья – это место, для сна сделанное из досок около печи.

- Судняя лавка, ухваты, рочаги, кочерга.

Объясняют значение и написание новых слов: красный угол, иконостас, палатья, судья лавка, зыбка, матица.


Коллективная работа.


Отвечают на вопросы.


Воссоздают интерьер избы, исправляют ошибки.


Работают с таблицей.




Отвечают на вопросы.

 

 

 

Этап 7: Включение в систему знаний и повторение. (7 мин)

Цель: включение новых  знаний в систему, повторение   и закрепление  ранее   изученного.


Личностные: 

Объективная оценка результатов своей деятельности 

Регулятивные: 

Контроль в форме сличения способа написания и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка 

Коммуникативные: 

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; 

уметь работать в группах 

Познавательные: 

структурировать знания;

 Предметные: 

списывать текст без ошибок.

 

Работа с текстом. 

- Ребята, вы разбиты на группы. На столе у каждой группы есть карточка с заданием. На ней напечатан текст из сказок с описанием домов, но сам дом не назван. Ваша задача: списать без ошибок текст, вставить пропущенные слова и отгадать, из какой сказки взято описание.


Карточка1.


Стоял в поле …, он ни низок, ни высок. Постепенно в … заселялись мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк - зубами щелк. Последним,  кто захотел вселиться в … был Медведь: в дверь не пролез, в окно даже голова не влезла, полез на крышу,  да и развалил весь …


Карточка 2.


Два поросенка, смастерившие себе … из соломы и веток, смеялись над своим старшим братом, построившим … из кирпича. И когда злой коварный Волк, без труда раздул соломенное жилище Ниф-Нифа и разрушил … из веток Нуф-Нуфа, именно …  Наф-Нафа становится надёжным прибежищем для всех … поросят. 


Карточка 3.


У заюшки была … лубяная (деревянная), а у лисы – ледяная, построенная из кусков льда. С приходом весны, потеплело, вот и растаял лисичкин … изо льда. Поленилась построить … лисичка, как у зайчика и решила она обманом и хитростью завладеть … зайчика.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка текста по эталону. 

При ответе на слайде изображение дома из сказки и его название.

Списывают текст в рабочую тетрадь.  

 

 

Работа в группах 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для работы в группах 










Слайд 11









Слайд 12














Слайд 13

Этап 8: Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Цель: организация самооценки учениками  учебной  деятельности;фиксация затруднения    и способы их преодоления.

Личностные: 

понимание значения знаний в собственной жизни; 

Регулятивные: 

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;  

Коммуникативные:  

строить речевое высказывание в устной форме; 

аргументация своего мнения, учёт разных мнений; 

 - Наш урок подходит к концу. 

- Какой была тема нашего урока? 

- Какие цели ставили перед собой? 

- Достигли ли вы этих целей? 

- Давайте возвратимся к нашей китайской мудрости: 

«Расскажи – и я забуду, 

покажи – и я запомню, 

дай попробовать – и я пойму» 

- Каким путём вы сегодня шли? 

-Что вы больше использовали на уроке при выполнении практических задач: опыт или размышление? 

 

2. Самооценка. 

- Заполните  оценочные  листы, закрасьте  нужное  утверждение. 

Карточка для самооценки  

Сразу могу применить 

Совсем 

непонятно 

Хорошо 

понятно 

Никогда не смогу применить 

 
Инструктаж домашнего задания (ДАЁТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО) 

  1. Подобрать загадки о доме и его вещах – обязательный для всех. 

  1. Составить тест для одноклассников по теме урока - предлагаю тем, кто не боится трудностей. 

  1. Конкурс фотографий «Самые красивые дома нашего села» – для тех, кто любит творить. 

  

 Дом в старину: что как называется.

 

Опыт.  

(Высказывания детей) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки для самооценки 

 

 

 

 

Слайд