Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструмент тарий |
регулятивная | познавательная | коммуникативная | |
Этап 1: Мотивация к учебной деятельности. (5 мин) Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания |
Личностные: научатся применять знания для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения знаний в повседневных ситуациях; способствовать развитию интереса к изучению учебного предмета. Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; | - Ребята, девизом урока сегодня я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - Как, вы понимаете эти слова? - Если бы вам сегодня на уроке предложили на выбор три пути: Путь Подражания, Путь Опыта и Путь Размышления, по какому бы пути вы захотели пойти? Почему? - В конце урока мы снова вернемся к этому вопросу, и вы скажете, каким путем вы шли и почему? - Я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями. | Отвечают на вопросы (предположительные ответы детей) (предположительные ответы детей) | | Включаются в обсуждение - Лучше и быстрее понимаешь и запоминаешь, если сам ищешь ответы на вопросы, а не когда тебе просто говорят. - Чтобы развивать ум и сообразительность - Если мы выберем путь Размышления, это даст нам возможность самим справляться с трудными заданиями. Если выберем путь Опыта, т.к. будем опираться на свои имеющиеся знания. Путь Подражания не подходит, так как, подражая нельзя затем самому справиться с поставленной проблемой, привыкаешь действовать по образцу. | Слайд 2 |
Этап 2: Актуализация и пробное учебное действие. (7 мин) Цель: актуализация знаний и изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. |
Личностные: уметь соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве; Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; целеполагание; Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения, учёт разных мнений; Познавательные: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; проводить несложные обобщения и использовать знания. | 1. Прием ТРКМ «Корзина идей» - Прослушайте отрывок из песни. (Фрагмент песни «Дом» на стихи М.Гальперрина) - О чем мечтал человек в этой песне? - Какие идеи, ассоциации, связанные с этим словом, у вас возникают? (Перечисленные идеи записываются на доске.) - Посмотрите на фотографии и скажите, как называются дома, в которых мы с вами живет? 2. Игра «Собери слова» - У вас на партах есть буквы, надо собрать их в слова. (мазанка, изба) - Какие слова получились? - Откройте тетради, записываем число, классная работа. - Давайте эти слова прикрепим на доске и запишем в рабочую тетрадь. | Фронтальная работа Отвечают на вопросы. Работа в группах Работа в тетрадях. | | Высказывают идеи, ассоциации. Небоскребы, многоквартирные дома, коттеджи, деревенский дом Собирают слова: мазанка, изба. | Приложение 1 Слайд 3 Карточки с буквами |
Этап 3: Выявление места и причин затруднения. (3 мин) Цель: создание условий для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организация выявления и фиксации учащимися места и причины затруднения. |
Регулятивные: определяют и формулируют учебную задачу; в соответствии с ней планируют свои действия. Познавательные: находят необходимую дополнительную информацию. Коммуникативные: включаются в совместную работу; формулируют и обосновывают свое мнение. | Прием ТРКМ «Корзина идей». - Какие ассоциации, идеи, связанные с этими словами у вас возникают? (Перечисленные идеи записываются на доске под словами) -Ребята, столкнулись ли вы с затруднениями? -Вы знаете, в каких домах жили раньше люди и как они назывались? - Почему? - Какая же тема нашего урока? - Что вы узнаете? - Какую цель вы поставите? | Отвечают на вопросы. -Мы не знаем значение этих слов. - Потому что в таких домах человек уже не живет. -Дом в старину. | -Как назывались жилища в старину. | Высказывают ассоциации, идеи. Называют тему урока. | Доска |
Этап 4: Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения. (8 мин) Цель: формулирование конкретной цели, составление плана будущих учебных действий. |
Регулятивные: самостоятельно выделяют и осознанно формулируют познавательную цель. Познавательные: выполняют логические операции анализа, сравнения, классификации и отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы; проявляют интерес к чужому мнению. Личностные: осознают неполноту знаний; проявляют учебную активность. Предметные: обогащают словарный запас, развивают устную и письменную речь. | - Сегодня мы поговорим о жилище – том месте, где наши предки отдыхали, спали, согревались и готовили себе пищу. Все вы читали или слушали русские сказки, смотрели снятые по ним художественные и мультипликационные фильмы. Поэтому вам не составит труда вспомнить, как называлось жилище русского крестьянина. - Откуда же мы узнаем сведения о старинных жилищах? - Мы отправляемся в наш школьный музей «История села Козьмодемьяновки». Здесь мы посмотрим, в каких домах жили наши односельчане. - Перед вами изображение старинного дома на рис.1 - Что вы видите, опишите. Такой дом назывался мазанка. Это жилище, стены которого обмазывались слоем влажной глины. Запишите это слово в тетрадь. - Быт крестьян до революции был скромный. Крестьяне жили в деревянных избах, под соломенными крышами. Внутри изба никогда не обмазывалась. В редких избах у зажиточных крестьян обивалась досками и внутри и снаружи. - Из воспоминаний сторожил села: «В конце ХVIII века на берег реки Ира пришел первый поселенец Поликарп с шестью сыновьями». Поликарп посилился на правом берегу реки, в том месте, где сейчас живет Лачков Александр Иванович. (Рис.2) - Посмотрите на изображение рисунка 3. Это дом, рубленный из дерева в нем живет, бабушка Клава. (Рис.3) Её дом называется изба. Запишите в тетрадь. Детский «народный словарик». Посмотрите, как красиво украшены русские дома. Вот окна, а вот ставни, а вот наличники, а вот причелина. (Педагог указывает на дом бабушки Клавы рис.3) -Какие новые слова появились в словарике? Объясним их значение. В.И.Даль и С.И.Ожегов так объясняют данные слова. Ставни – деревянные затворы к окнам. Наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме. Причелина – это подоконник или же вообще верхний или же нижний косяк в окнах и в дверях. Все это украшения и обереги дома. Наши предки берегли свой дом, потому что дом был домом Рода, поэтому мы и посей день, говорим – родной дом. | - Сведения мы можем узнать в музее. Учащиеся определяют, что передними – изба. - Соломенная крыша, бревна, глина. Словарная работа. | Узнают о крестьянских домах. Знакомятся со значением слова – мазанка. Знакомятся со значением слова – изба. Записывают в рабочую тетрадь: словарную работу и новые слова (ставни, наличники, причелина) | Отвечают на вопросы. Работают с фотографиями. Работают в тетрадях. | Стенд «Старинное село». Слайд 4 Слайд 5 (Рис.1) Слайд 6 (Рис.2) Слайд 6 (Рис.3) |
Физкультминутка (2 мин) |
Этап 5: Реализация построенного проекта. (5 мин) Цель: познакомиться с внутренним убранством крестьянской избы. |
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Предметные: знакомятся с предметами интерьера русской избы. | -Ребята, давайте заглянем внутрь избы. -Вы разделены на группы. Во время моего объяснения и просмотра презентации вам необходимо заполнить таблицу, в которую вы записываете названия предметов интерьера, их предназначение и месторасположение в избе. -В каждом доме в красном углу был большой иконостас. Красный угол от слова «красивый» - духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке – иконы в окладах, украшенные тканными и вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. Под иконостасом стоял стол и лавки. Столы делались сельскими мастерами, обязательно с двумя ящиками, в одном хранили хлеб, в другом – ложки и чашки. Спали на широких лавках, которые были приделаны по стене. На ночь для спанья молодым на полу стелилась солома и накрывалась подстилками. Для старших на лавках в холодное время стелились шубы. Старики и самые маленькие обычно спали на печи. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Почти в каждой избе печка стояла не в плотную к стене, и это пространство вровень с печью застилалось досками и называлось палатьями. У печи стояла судняя лавка, на ней и под ней стояли чугуны, ведра с водой, даже с закваской для выпечки хлеба. Рядом с печью стояли ухваты, рогачи, кочерга. Печи топились навозом т.к. лесов у нас не было, а значит и дров тоже. А сама печь топилась обязательно рано утром. В печи готовили завтрак и обед для всей семьи. Топили даже летом, поэтому можно себе представить, как жарко было в избе. Непременной принадлежностью каждой крестьянской избы была детская зыбка, которая была подвешена к матице. Матица - это перекладина потолка. Посмотрите, как красиво она убрана лоскутным одеялом, которое шилось вручную. К зыбке приделана петля из веревки, чтобы хозяйка ногой раскачивала зыбку, а сама в этот момент пряла, либо вязала вещи. Перед вами инструменты рукоделия, а также изделия, ткали и вышивали мастерицы в каждой семье. Любили русские люди почаёвничать, то есть чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. По вечерам в избе зажигали свет, а поскольку электричество еще не изобрели, то помещение освещалось при помощи лучины. | Работают в группах. Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают фотографии. | Знакомство с новыми словами. Анализируют новые сведения о предметах интерьера русской избы. | Заполнение таблицы. | Экспозиция «Уголок крестьянской избы» Слайды 8 Слайд 9 Слайд 10 |
Этап 6: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин) Цель: создание условий для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи. |
Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и коллективной работе, все сверстниками; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор. Предметные: знакомятся со значением и написанием новых слов. | - Вы добыли много информации. Давайте проверим заполненные вами таблицы. Прочитаем названия предметов интерьера, их предназначение и месторасположение в избе. - Простая крестьянская изба, а сколько мудрости в себя вобрала! Что вы увидели в избе? - Как вы поняли, что такое красный угол? Где он располагается? Что в нем находится? - Что стояло под иконостасом? - Что в крестьянской избе являлось символом добродетели и тепла? - Почему на ней спали маленькие дети и старики? -А как вы поняли, что такое палатья? - Какие предметы быта находились у печи? - для чего они были нужны? Есть ли такие предметы в ваших домах? Нужны ли они современным хозяйкам? - Для чего была нужна в избе зыбка? - К чему она подвешена? Как вы поняли значение слова матица? - | - Красный, то есть «красивый». Он располагается в переднем углу. В нем находится божница. -Под иконостасом находились стол и лавки. - Это печь. - Палатья – это место, для сна сделанное из досок около печи. - Судняя лавка, ухваты, рочаги, кочерга. | Объясняют значение и написание новых слов: красный угол, иконостас, палатья, судья лавка, зыбка, матица. | Коллективная работа. Отвечают на вопросы. Воссоздают интерьер избы, исправляют ошибки. Работают с таблицей. Отвечают на вопросы. | |
Этап 7: Включение в систему знаний и повторение. (7 мин) Цель: включение новых знаний в систему, повторение и закрепление ранее изученного. |
Личностные: Объективная оценка результатов своей деятельности Регулятивные: Контроль в форме сличения способа написания и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка Коммуникативные: аргументация своего мнения, учёт разных мнений; уметь работать в группах Познавательные: структурировать знания; Предметные: списывать текст без ошибок. | Работа с текстом. - Ребята, вы разбиты на группы. На столе у каждой группы есть карточка с заданием. На ней напечатан текст из сказок с описанием домов, но сам дом не назван. Ваша задача: списать без ошибок текст, вставить пропущенные слова и отгадать, из какой сказки взято описание. Карточка1. Стоял в поле …, он ни низок, ни высок. Постепенно в … заселялись мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк - зубами щелк. Последним, кто захотел вселиться в … был Медведь: в дверь не пролез, в окно даже голова не влезла, полез на крышу, да и развалил весь … Карточка 2. Два поросенка, смастерившие себе … из соломы и веток, смеялись над своим старшим братом, построившим … из кирпича. И когда злой коварный Волк, без труда раздул соломенное жилище Ниф-Нифа и разрушил … из веток Нуф-Нуфа, именно … Наф-Нафа становится надёжным прибежищем для всех … поросят. Карточка 3. У заюшки была … лубяная (деревянная), а у лисы – ледяная, построенная из кусков льда. С приходом весны, потеплело, вот и растаял лисичкин … изо льда. Поленилась построить … лисичка, как у зайчика и решила она обманом и хитростью завладеть … зайчика. | Проверка текста по эталону. При ответе на слайде изображение дома из сказки и его название. | Списывают текст в рабочую тетрадь. | Работа в группах | Карточка для работы в группах Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
Этап 8: Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин) Цель: организация самооценки учениками учебной деятельности; фиксация затруднения и способы их преодоления. |
Личностные: понимание значения знаний в собственной жизни; Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; аргументация своего мнения, учёт разных мнений; | - Наш урок подходит к концу. - Какой была тема нашего урока? - Какие цели ставили перед собой? - Достигли ли вы этих целей? - Давайте возвратимся к нашей китайской мудрости: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - Каким путём вы сегодня шли? -Что вы больше использовали на уроке при выполнении практических задач: опыт или размышление? 2. Самооценка. - Заполните оценочные листы, закрасьте нужное утверждение. Карточка для самооценки Сразу могу применить | Совсем непонятно | Хорошо понятно | Никогда не смогу применить | Инструктаж домашнего задания (ДАЁТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО) Подобрать загадки о доме и его вещах – обязательный для всех. Составить тест для одноклассников по теме урока - предлагаю тем, кто не боится трудностей. Конкурс фотографий «Самые красивые дома нашего села» – для тех, кто любит творить. | Дом в старину: что как называется. Опыт. (Высказывания детей) | | Самооценка | Карточки для самооценки Слайд |