СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. "Роль языка в жизни общества"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. "Роль языка в жизни общества"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО педагога, ОО

Винникова Елена Геннадьевна

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Тема урока

Роль языка в жизни общества. Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы

Образовательная цель на урок (цель ученика)

Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом, знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы пред­ложений на основе смысла и интонации, Создавать устные монологические высказывания

Педагогическая цель на урок (цель учителя)

Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык - это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

Личностно значимая проблема

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Необходимое оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Учебно-методическое оснащение

Учебник «Русский язык 5 класс»  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др, мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод, дифференцированный метод,; индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Речь, речевая ситуация, языковые единицы

Планируемые результаты освоения содержания урока





Личностные

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос- сии осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт



Метапредметные

способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).



Предметные

Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.

Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.


ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые приёмы

Оборудование, материалы

ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

— Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой - слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. . . Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один

на другой, — мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника - издавна именуются одним и тем же словом»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.


Фронтальная


Листы обратной связи.

Часть доски разделена на 3 части: Что надо узнать, что узнал, что предстоит узнать


— Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

(Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетет. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.)

Работа в группах над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.

Дидактическое задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

• Без языка и колокол нем.

• Живое слово дороже мертвой буквы.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• В чужой беседе всяк ума купит.

• Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

• На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся

Вспоминают пословицы о языке,

речи, слове, одну записывают в тетрадь. Задают вопросы, отвечают на вопросы других

Групповая

Листы обратной связи, маркеры, магниты


- Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

Обдумывают ответы на вопросы

Групповая.


ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Язык — универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. Давайте определим

- Умеете ли вы пользоваться родным языком - этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных

ответов

Фронтальная

Презентация, вопросы

— Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым?

Обращает внимание на теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания, задачи, упражнения по развитию речи и коммуникативных умений, материал для самостоятельных наблюдений и др.), на Приложение к учебнику

(словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора).

Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с § 3 « Читаем учебник»

Слушают учителя, рассматривают учебник - обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками,

дифференцирующими материал

в учебнике

Групповая

Знакомство с учебными

пособиями по предмету.

Просмотр оглавления

Формулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися, принимающими ее на себя.

Упр. 3 позволит осмыслить значение ключевых слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам особенности устного и письменного общения (упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения языка (упр. 6), обнаружить, что язык - средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1). Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Учебник, тетрадь

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть,

Головою три кивка.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная


ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

  • К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

  • О какой стороне языка мы еще не говорили?
    Объясняет важность орфографически грамотного письма.
    Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?».

Письменная форма речи занимает значительное место в жиз­недеятельности человека, а решающий показатель уровня куль­туры письма — степень грамотности. Важность орфографиче­ской грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Фрон­тальная

Презентация

Чтение и обсуждение высказываний о языке известных пи­сателей.

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприяте­лями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но ес­ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость фран­цузского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх то­го богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М. В. Ломоносов.) «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А. П. Сумароков.) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом род­ном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река — шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вли­вается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н. М. Карам­зин.)

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями. Выполняют уп­ражнения, отве­чают на вопросы


Индивидуальная, групповая

Тетрадь

«...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем». (А. И. Герцен.) «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для вы­ражения простых, естественных понятий». (В. Г. Белинский.) «Перед вами громада г- русский язык». (Н. В. Гоголь.) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен...»

(А. И. Куприн.)

Самостоятельно выполняют уп­ражнения разного уровня сложности


Индиви­дуальная

Тетрадь

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

- Для чего людям нужен язык? Речь?

Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех облас­тях жизни человека - чтобы обмениваться мыслями и чувства­ми, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопо­нимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстни­ков, среди старших и младших...

Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9)


Участвуют в диа­логе.

Отвечают на во­просы


Фрон­тальная

Учебник

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

  • Как вы их преодолевали?

  • Понравилось ли вам на уроке?
    — Какое настроение у вас сейчас?

  • Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
    на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился —
    карточку с улыбающимся лицом,

  • нет - карточку с грустным
    лицом.

Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое- как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше гово­рить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют днев­ники достижений


Индиви­дуальная


Переместить (оставить на месте) листы на доске: Что надо узнать, что узнал, что предстоит узнать

Карточки-смайлики