ФИО педагога, ОО | Винникова Елена Геннадьевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 класс |
Тема урока | Роль языка в жизни общества. Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы |
Образовательная цель на урок (цель ученика) | Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом, знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации, Создавать устные монологические высказывания |
Педагогическая цель на урок (цель учителя) | Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык - это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация» |
Личностно значимая проблема | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Необходимое оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Учебно-методическое оснащение | Учебник «Русский язык 5 класс» Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др, мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод, дифференцированный метод,; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Речь, речевая ситуация, языковые единицы |
Планируемые результаты освоения содержания урока | Личностные готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос- сии осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт | Метапредметные способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). | Предметные Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом. Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни. Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. |
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используемые приёмы | Оборудование, материалы |
ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ |
— Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой - слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку. Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. . . Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, — мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника - издавна именуются одним и тем же словом» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Фронтальная | Листы обратной связи. Часть доски разделена на 3 части: Что надо узнать, что узнал, что предстоит узнать |
— Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете? (Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетет. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.) Работа в группах над пословицами о языке, собранными В. В. Далем. Дидактическое задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке. • Без языка и колокол нем. • Живое слово дороже мертвой буквы. • Хорошую речь хорошо и слушать. • В чужой беседе всяк ума купит. • Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся | Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, одну записывают в тетрадь. Задают вопросы, отвечают на вопросы других | Групповая | Листы обратной связи, маркеры, магниты |
- Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах? | Обдумывают ответы на вопросы | Групповая. | |
ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
— Язык — универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. Давайте определим - Умеете ли вы пользоваться родным языком - этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Презентация, вопросы |
— Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым? Обращает внимание на теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания, задачи, упражнения по развитию речи и коммуникативных умений, материал для самостоятельных наблюдений и др.), на Приложение к учебнику (словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора). Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с § 3 « Читаем учебник» | Слушают учителя, рассматривают учебник - обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками, дифференцирующими материал в учебнике | Групповая | Знакомство с учебными пособиями по предмету. Просмотр оглавления |
Формулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися, принимающими ее на себя. Упр. 3 позволит осмыслить значение ключевых слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам особенности устного и письменного общения (упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения языка (упр. 6), обнаружить, что язык - средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Учебник, тетрадь |
Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть, Головою три кивка. | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | |
ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ |
К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения? О какой стороне языка мы еще не говорили? Объясняет важность орфографически грамотного письма. Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?». Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма — степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи | Фронтальная | Презентация |
Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М. В. Ломоносов.) «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А. П. Сумароков.) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река — шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н. М. Карамзин.) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Тетрадь |
«...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем». (А. И. Герцен.) «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (В. Г. Белинский.) «Перед вами громада г- русский язык». (Н. В. Гоголь.) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен...» (А. И. Куприн.) | Самостоятельно выполняют упражнения разного уровня сложности | Индивидуальная | Тетрадь |
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ |
- Для чего людям нужен язык? Речь? Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех областях жизни человека - чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших... Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9) | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Учебник |
Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? — Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился — карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое- как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Переместить (оставить на месте) листы на доске: Что надо узнать, что узнал, что предстоит узнать Карточки-смайлики |